Конспект занятия для коррекцион-но-педагогической работы с ребенком на третьем этапе обучения
Тема: формирование эмоционально-личностного контакта с новым взрослым (педагогом).
Цель занятия: закреплять адекватные формы общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым и педагогом, а затем со сверстниками (предметно-действенные, невербальные и вербальные средства общения).
Оборудование: коробка с игрушками, кольцеброс, пирамидка (5 мест).
Ход занятия
1. Педагог обращается к ребенку с приветствующим жестом «Настя, привет!» (протягивает руку, побуждает ребенка к ответному жесту; пожимают друг другу руки). Предлагает поздороваться с игрушками: куклой и мишкой, одобряет самостоятельность в действиях ребенка.
2. Затем проводится игра «Что в коробке? ». Девочке предлагается открыть крышку, доставать по очереди игрушки (машина, мяч, кукла, мишка, кубики), называть их и передавать в руки близкому взрослому.
Далее ребенка побуждают поиграть с этими игрушками (совершить предметно-игровое действие с ними): куклу кормить; катать мишку и куклу на машине, мяч катить, из кубиков строить башню. При затруднениях девочке предлагается помощь со стороны взрослого: совместные действия, действия по подражанию и образцу, следование речевой инструкции.
3. Следующая игра — «Попади в цель».
Девочке предлагается бросать мяч в
кольцо. Педагог демонстрирует прием бросания: совместными действиями помогает сделать первый бросок. Хвалит ребенка.
Другой вариант игры — мяч передается или бросается в руки близкому взрослому. Девочку обучают ловить и бросать мяч обеими руками. При затруднениях один взрослый стоит за спиной у ребенка и помогает выполнить игровое действие.
4. Игра «Собери пирамидку».
Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку. При этом взрослый комментирует его действия: «Снимаем маленькое кольцо, затем другое кольцо, которое больше, и т. д. Настя держит кольцо обеими руками, молодец» и т. д.
5. В конце занятия педагог предлагает девочке убрать все игрушки на свои места, подводит итог занятия. Хвалит ребенка. Прощается (жест «пока»).
Приложение 11
Способы взаимодействия ребенка и взрослого
Взрослый действует руками ребенка (совместные действия).
Взрослый в позиции рядом с ребенком (частично совместная деятельность).
Взрослый в позиции рядом. Ребенок действует самостоятельно (раздельные действия).
Приложение 12
Рекомендуемые книги педагогам и родителям для проведения коррекционно-педагогических занятий с ребенком
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Бук-мастер, 1993.
2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2005.
4. Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002.
5. Методическое пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.
6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М.: ВЛАДОС, 2001 (в 2006 г. переиздание с иллюстрациями).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браткова М. В., Закрепина А. В. Вариант индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология. — 2005. —№5.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. с франц. Л. И. Анцыферо-вой. — М.: Просвещение, 1968.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.
6. Глотова Г. А. Человек и знак. Семи-отико-психологические аспекты онтогенеза человека. — Свердловск: УГУ, 1990.
7. ЗабрамнаяС.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. — М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979.
8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000. — (Школа для всех).
9. Закрепина А. В. Коррекционно-педаго-гическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями на начальных этапах коррек-ционного обучения (из опыта работы дефектолога): сб. МОРФ «Инновации в российском образовании»: Дошкольное образование. — М.: МГУП, 2001.
10. Закрепина А. В. Формирование по
требности в общении глубоко умственно от
сталых дошкольников на начальных эта
пах коррекционного обучения: сб. РАО
«Теория и практика развивающего образования». — М.: ЦК ФЛРАО, 2000.
11. Закрепина А. В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье // Дефектология. — 2003. — № 1.
12. Закрепина А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2003.
13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. — М.: Просвещение, 1965.
14. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственного развития. — СПб.: Сотис, 2002.
15. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6.
16. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
17. Еремина А. А. Некоторые виды и приемы коррекционной работы по формированию продуктивной деятельности у детей-имбецилов 4—8 лет // Особый ребенок и его окружение: медико-социальные и психологические аспекты. — М., 1994.
18. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002.
19. Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.
20.Катаева А. А., СтребелеваЕ.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Букмастер, 1993.
21.Козлова С. А. Я — человек: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. — 1996. — №1.
22.Коррекционная помощь детям раннего возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002.
23.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.
24. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 1998.
25. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
26.Мухина В. С. Психология детства и отрочества: учебник для студ. псих.-пед. ф-тов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.
27.Николаева Т. В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 2001.
28.Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПОМОДЭК, 1997.
29.Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Опыт работы учреждений дЛЯ глубоко умственно отсталых: сб. статей /
под ред. Г. М. Дульнева и М. И. Кузьмиц-кой. — М.: АПН РСФСР, 1960.
30. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. — М.: Б. и., 1993.
31. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: НИИ дефектологии, 1983.
32. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М., 1998.
33. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Моск. ун-т, 1988.
34. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символиче-ской деятельности дошкольника. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.
35. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М.: Молодая гвардия, 1995.
36. СтребелеваЕ.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1997. — №2.
37. Флерина Е. А. Игра и игрушка. — М.: Просвещение, 1973.
38. Хайртдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта: дисс. канд. пед. наук. — М., 2002.
39. Цикото Г. В. Организация целенаправленной деятельности и развитие внимания детей-имбецилов в процессе начального обучения // Дефектология. — 1985. — №4.