Конспект занятия для коррекцион-но-педагогической работы с ребенком на третьем этапе обучения

Тема: формирование эмоционально-личностного контакта с новым взрослым (педагогом).

Цель занятия: закреплять адекватные формы общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым и педагогом, а затем со сверстниками (предметно-действенные, не­вербальные и вербальные средства обще­ния).

Оборудование: коробка с игрушками, кольцеброс, пирамидка (5 мест).

Ход занятия

1. Педагог обращается к ребенку с при­ветствующим жестом «Настя, привет!» (протягивает руку, побуждает ребенка к от­ветному жесту; пожимают друг другу ру­ки). Предлагает поздороваться с игрушка­ми: куклой и мишкой, одобряет самостоя­тельность в действиях ребенка.

2. Затем проводится игра «Что в короб­ке? ». Девочке предлагается открыть крыш­ку, доставать по очереди игрушки (машина, мяч, кукла, мишка, кубики), называть их и передавать в руки близкому взрослому.

Далее ребенка побуждают поиграть с этими игрушками (совершить предмет­но-игровое действие с ними): куклу кор­мить; катать мишку и куклу на машине, мяч катить, из кубиков строить башню. При затруднениях девочке предлагается помощь со стороны взрослого: совместные действия, действия по подражанию и об­разцу, следование речевой инструкции.

3. Следующая игра — «Попади в цель».
Девочке предлагается бросать мяч в

кольцо. Педагог демонстрирует прием бро­сания: совместными действиями помогает сделать первый бросок. Хвалит ребенка.

Другой вариант игры — мяч передается или бросается в руки близкому взрослому. Девочку обучают ловить и бросать мяч обеими руками. При затруднениях один взрослый стоит за спиной у ребенка и помо­гает выполнить игровое действие.

4. Игра «Собери пирамидку».

Ребенку предлагается разобрать и со­брать пирамидку. При этом взрослый ком­ментирует его действия: «Снимаем малень­кое кольцо, затем другое кольцо, которое больше, и т. д. Настя держит кольцо обеи­ми руками, молодец» и т. д.

5. В конце занятия педагог предлагает девочке убрать все игрушки на свои места, подводит итог занятия. Хвалит ребенка. Прощается (жест «пока»).

Приложение 11

Способы взаимодействия ребенка и взрослого

Взрослый действует руками ребенка (совместные действия).

Взрослый в позиции рядом с ребенком (частично совместная деятельность).

Взрослый в позиции рядом. Ребенок действует самостоятельно (раздельные действия).

Приложение 12

Рекомендуемые книги педагогам и родителям для проведения коррекционно-педагогических занятий с ребенком

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Ди­дактические игры и упражнения в обуче­нии умственно отсталых дошкольников. — М.: Бук-мастер, 1993.

2. Игры и занятия с детьми раннего воз­раста, имеющими отклонения в психофи­зическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2005.

4. Коррекционная помощь детям ранне­го возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002.

5. Методическое пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.

6. Коррекционная помощь детям ранне­го возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методиче­ское пособие для родителей и педагогов / под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.

7. Стребелева Е. А. Формирование мыш­ления у детей с отклонениями в разви­тии. — М.: ВЛАДОС, 2001 (в 2006 г. пере­издание с иллюстрациями).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Браткова М. В., Закрепина А. В. Ва­риант индивидуальной программы воспи­тания и обучения ребенка дошкольного воз­раста с умственной недостаточностью (ум­ственная отсталость) // Дефектология. — 2005. —№5.

2. Божович Л. И. Личность и ее форми­рование в детском возрасте. — М.: Просве­щение, 1968.

3. Божович Л. И. Избранные психологи­ческие труды. — М.: Международная педа­гогическая академия, 1995.

4. Валлон А. Психическое развитие ре­бенка / пер. с франц. Л. И. Анцыферо-вой. — М.: Просвещение, 1968.

5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.

6. Глотова Г. А. Человек и знак. Семи-отико-психологические аспекты онтогенеза человека. — Свердловск: УГУ, 1990.

7. ЗабрамнаяС.Д. Методические указа­ния к психолого-педагогическому изуче­нию детей-имбецилов. — М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979.

8. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Разви­тие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, пси­хологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000. — (Школа для всех).

9. Закрепина А. В. Коррекционно-педаго-гическая работа с детьми дошкольного воз­раста с тяжелыми интеллектуальными на­рушениями на начальных этапах коррек-ционного обучения (из опыта работы дефектолога): сб. МОРФ «Инновации в рос­сийском образовании»: Дошкольное обра­зование. — М.: МГУП, 2001.

10. Закрепина А. В. Формирование по­
требности в общении глубоко умственно от­
сталых дошкольников на начальных эта­
пах коррекционного обучения: сб. РАО

«Теория и практика развивающего обра­зования». — М.: ЦК ФЛРАО, 2000.

11. Закрепина А. В. Особенности соци­ального развития детей дошкольного воз­раста с умеренной формой умственной от­сталости, воспитывающихся в семье // Дефектология. — 2003. — № 1.

12. Закрепина А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2003.

13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Пси­хология личности и деятельности дош­кольника. — М.: Просвещение, 1965.

14. Екжанова Е. А. Изобразительная де­ятельность в воспитании и обучении до­школьников с разным уровнем умственного развития. — СПб.: Сотис, 2002.

15. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения де­тей с нарушением интеллекта // Дефек­тология. — 1999. — № 6.

16. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

17. Еремина А. А. Некоторые виды и приемы коррекционной работы по форми­рованию продуктивной деятельности у де­тей-имбецилов 4—8 лет // Особый ребенок и его окружение: медико-социальные и психологические аспекты. — М., 1994.

18. Игры и занятия с детьми раннего воз­раста, имеющими отклонения в психофи­зическом развитии / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г.А.Мишиной. — М.: Полиграф-сервис, 2002.

19. Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой ум­ственной отсталостью: дисс. канд. пед. наук. — М., 2001.

20.Катаева А. А., СтребелеваЕ.А. Ди­дактические игры и упражнения в обуче­нии умственно отсталых дошкольников. — М.: Букмастер, 1993.

21.Козлова С. А. Я — человек: програм­ма приобщения ребенка к социальному ми­ру // Дошкольное воспитание. — 1996. — №1.

22.Коррекционная помощь детям ранне­го возраста в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф-сервис, 2002.

23.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

24. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 1998.

25. Мухина В. С. Изобразительная де­ятельность ребенка как форма усвоения со­циального опыта. — М.: Педагогика, 1981.

26.Мухина В. С. Психология детства и отрочества: учебник для студ. псих.-пед. ф-тов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

27.Николаева Т. В. Комплексное педа­гогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: авто-реф. канд. пед. наук. — М., 2001.

28.Общение, личность и психика ребен­ка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПОМОДЭК, 1997.

29.Обучение и воспитание умственно от­сталых детей. Опыт работы учреждений дЛЯ глубоко умственно отсталых: сб. статей /

под ред. Г. М. Дульнева и М. И. Кузьмиц-кой. — М.: АПН РСФСР, 1960.

30. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / ЦНИИ эксперти­зы трудоспособности и организации труда инвалидов. — М.: Б. и., 1993.

31. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: НИИ дефектологии, 1983.

32. Психология дошкольника: хресто­матия / сост. Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М., 1998.

33. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М.: Моск. ун-т, 1988.

34. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Пси­хологический анализ знаково-символиче-ской деятельности дошкольника. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.

35. Соломоник А. Семиотика и лингвис­тика. — М.: Молодая гвардия, 1995.

36. СтребелеваЕ.А. Современный под­ход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектоло­гия. — 1997. — №2.

37. Флерина Е. А. Игра и игрушка. — М.: Просвещение, 1973.

38. Хайртдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у до­школьников с нарушением интеллекта: дисс. канд. пед. наук. — М., 2002.

39. Цикото Г. В. Организация целенап­равленной деятельности и развитие внима­ния детей-имбецилов в процессе начально­го обучения // Дефектология. — 1985. — №4.

Наши рекомендации