Организация и проведение обследования социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
При психолого-педагогическом обследовании и изучении особенностей социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью рекомендуется использовать следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение медицинских документов детей (историй развития).
Целью проведения обследования ребенка является выявление уровня сформированное™ его социального развития. При этом учитываются следующие основные показатели:
— форма общения ребенка со взрослым;
— средства его общения со взрослым;
— сформированность у ребенка представлений о себе;
— сформированность представлений о других людях;
— сформированность представлений об окружающем мире;
— адекватность использования предметов окружения и действий с ними;
— способы усвоения общественного опыта;
— адекватность поведения в незнакомой обстановке;
— сформированность социально-бытовых умений и навыков, в том числе жестов, речи и рисунка.
Первоначально проводится наблюдение за поведением ребенка в новом помещении, в ситуации «ожидания» психолого-педагогического обследования.
В процессе наблюдения отмечается внешний вид ребенка (опрятный, неопрятный); адекватность или неадекватность поведения ребенка в незнакомой обстановке (адекватно — сидит рядом со взрослым, спокоен и др.; неадекватно — бегает по коридору, кричит и т. д.); реакция ребенка на обращение к
нему матери (средства общения матери с ребенком, он реагирует, не реагирует); вызывают ли интерес у ребенка игрушки и предметы в окружающем пространстве: держит в руке, играет, не играет, бросает, ломает; не интересуется окружающими игрушками (кубики, мишка, заяц) и предметами (качалка, стол, стул, пианино и др.); наличие навыков самообслуживания и опрятности (см. приложение 1).
Далее проводится наблюдение за ребенком и родителями в ходе психолого педагогического обследования (по методике Е. А. Стребелевой, 1994, 1998) (см. приложение 2).
В ходе наблюдения фиксируют:
— поведение и реакцию ребенка на незнакомого взрослого (спокоен, проявляет любопытство, агрессивен, безразличен и др.);
— контактность (активно включается в контакт; включается в контакт, но пассивен; включается в контакт с трудом; не включается в контакт с незнакомым взрослым);
— средства общения ребенка: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, естественные жесты и т. д.); предметно-действенные (вручение предметов, выражение протеста, приближения, протягивание взрослому различных предметов и т. д.); речевые средства общения (высказывания, вопросы);
— проявление интереса к предложенной взрослым предметно-игровой деятельности (да; нет);
— проявление интереса к игрушке или предмету (не проявляет, смотрит на игрушку, тянется рукой, хватает, требует отдать);
— выполнение действий с игрушкой, предметами: удерживает в руке, стучит, катит, ставит и т. д.; проявляет интерес, ма-
нипулирует с игрушкой, предметами, но активных действий не предпринимает; интереса к игрушке нет, проявляет негативизм (отталкивает предметы); интереса к игрушке нет, пассивен и безразличен к действиям, а также к игре, предлагаемой взрослым;
— наличие у ребенка навыков совместных действий и действий по подражанию действиям взрослого: удерживает интерес к игрушке, действует совместно со взрослым; наблюдает за игрушкой, удерживает в руках; предложенная совместная деятельность вызывает негативную реакцию; удерживает интерес к игрушке, пытается подражать действиям взрослого; удерживает интерес к игрушке, пытается действовать самостоятельно (берет в руки, совершает манипулятивные действия; не смотрит на действия взрослого, не подражает);
— выделение из окружающих людей близкого человека (мамы, бабушки, папы и др.): поворачивает ли голову на обращение взрослого (мамы или педагога); поворачивает голову, ждет обращения к нему взрослого; поворачивает голову, но отвлекается; поворачивает голову, если взрослый касается руки или плеча ребенка; не реагирует на обращение или телесный контакт взрослого;
— наличие жестов: жесты приветствия и прощания (машет кистью руки); жесты просьбы (дай), в том числе указательный жест (указательным пальцем); использует указательный жест и еще какой-нибудь; использует только указательный жест; не использует жесты (см. приложение 8).
В ходе психолого-педагогического обследования ребенку предлагается рисовать совместно с педагогом (см. приложение 8).
Отмечают интерес ребенка к рисуночной деятельности: есть ли манипулятивные действия с карандашом (ориентируется ли на листе бумаги); есть ли интерес к картинке, смотрит ли на нее, наблюдает за действиями педагога, каким способом удерживает карандаш (в кулаке, щепотью и др.).
Во время психолого-педагогического обследования одному из родителей предлагается заполнить анкету (см. приложение 3), в которой часть вопросов направлена на выявление проблем родителей по воспитанию
малыша в семье (методы воспитания, окружение ребенка дома, на прогулке и др.); социально-бытовые навыки и умения, привитые ребенку в семье.
По окончании обследования проводится наблюдение за поведением и действиями ребенка во время его игры с матерью (см. приложение 4) и беседа с одним из родителей (см. приложение 5).
В ходе наблюдения за свободной игрой родителя с ребенком фиксируют:
— сформированность психических процессов у ребенка (внимание, интерес, эмоциональные проявления, чувствительность);
— умения мамы (бабушки) организовать игровую деятельность и применить адекватные способы взаимодействия в ситуации сотрудничества и совместной игре с ребенком: совместные, частично совместные, раздельные действия;
— социально обусловленные потребности ребенка в общении в ходе его взаимоотношений с близким взрослым, а также потребность в общении у матери (используемые средства общения: экспрессивно-мимические, деловые, речевые), сформированность предпосылок к общению у ребенка и у матери;
— учет взрослым интересов ребенка;
— стили общения матери по отношению к своему ребенку: директивность, отстраненность, тесный контакт.
После психолого-педагогического обследования ребенка педагогу-дефектологу рекомендуется провести беседу с родителями в целях уточнения сведений из социального опыта ребенка:
— о средствах общения ребенка со взрослым: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, естественные жесты и т. д.); предметно-действенные (вручения предметов, выражение протеста, приближения, протягивание взрослому различных предметов и т. д.);
— об использовании речевых средств общения (высказывания, вопросы);
-—о характере установления контакта ребенка со взрослым (легко и быстро; контакт избирательный; контакт формальный; не вступает в контакт);
— о характере установления контакта
ребенка со сверстниками (легко и быстро;
контакт избирательный; контакт формальный; не вступает в контакт);
— об особенностях эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в быту (активен, пассивен; деятелен, инертен; неагрессивен по отношению к другим детям, агрессивен);
— о преобладающем настроении ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения);
— об особенностях его характера (спокойный, активный, малоактивный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т. д.).
В беседе с родителями необходимо отметить навыки ребенка (ест самостоятельно ложкой; ест с помощью; кормит взрослый; сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки; пьет с помощью; поит взрослый; одевается самостоятельно или с небольшой помощью взрослого; одевает взрослый; самостоятельно пользуется туалетом; своевременно просится в туалет; не просится).
Во время беседы важно обратить внимание на искренность желаний и готовность родителей контактировать с педагогом. Педагог отмечает взгляды родителей на организацию режимных моментов ребенка дома; его питание; их ориентацию на сотрудничество с педагогом в целях помощи собственному ребенку (насколько родители адекватно оценивают состояние своего ре-
бенка и доверяют специалистам-педагогам); помогает ли родителям литература по педагогике и медицине в воспитании, обучении и заботе о здоровье малыша; виды помощи ребенку до момента обследования (медицинской, педагогической, психологической); ожидания родителей от предстоящей работы по воспитанию ребенка совместно со специалистом.
Данные, полученные в ходе изучения социального развития ребенка, фиксируют в его индивидуальной карте, а также отмечают в таблицах-приложениях (см. приложения 7 и 8) символами «+» или «-». Графы, помеченные знаком «+», являются отправной точкой в коррекционно-педагогической работе по воспитанию и обучению ребенка с умеренной умственной отсталостью.
На основе зафиксированных в таблицах 1, 2 (см. приложения 7, 8) результатов психолого-педагогического обследования составляется индивидуальная программа обучения и развития каждого ребенка, на которую ориентируется педагог и родители (см. приложение 9) в ходе коррекционно-пе-дагогических занятий с ребенком (см. приложение 10).
Результаты данных анкетирования и беседы с родителями, изучения анамнестических сведений о ребенке используются специалистом в педагогической работе с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА 5________________________ _________