Задачи и методы организации познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Познавательная деятельность — это активная деят-ть по приобретению и использованию знаний, кот подразделяется на нескольковидов:
- деятельность в сфере перцептивного узнавания (перцепция —
восприятие, непосредственное отражение действительность органами чувств);-д.при поиске информации;- д.в процессе группировки, классификации, сравнения
объектов окруж действ-сти.Впроцеспозндеят-стипроиспознават
р-ереб, главной зад кот явлформир потребности и способн активно мыслить, преодолевать трудности при решенииразнообразных умственных задач.
Задачи:
-формировать целостные образы объектов;представления о свойствах и качествах объектов окружающей действительности (цвет, форма, величина, вкус, запах, вес, температура, фактура);ориентировочную деятельность; умение выполнять умственные действия (анализ, синтез,классификацию, сравнение и др.), устанавливать взаимосвязи и взаимоотношения
между объектами; умение выполнять мнестические действия с целью накопления и сохранения опыта познавательной деятельности; умение обобщать и использовать опыт познавательной деятельности в новых условиях; речевые умения (называть объекты, признаки, действия, вести
диалог и др.). Особое знач для развпознаватдеятнеслыш и
слабослыш детей имеет выбор методов и приемов коррекц работы, в
качестве кот в зависимости от этапа обучения рекомендуется использовать:
наглядные (демонстрация, наблюдение), практические (упражнение,
обследование, элементарное экспериментирование, моделирование) и словесные
(беседа, рассказ) методы; совместные действия ребенка и взрослого, сопряженные
действия и действия по подражанию, по образцу и по словесной инструкции
34.Средства и формы организации познавательного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Согласно уч плану спец дошкучреждя для детей с НС развпознаватдеятявл одним из
видов коррекц занятий. Сюда входит разв-е зрит восп-ия(цвета.велич.формы),такт-двигвоспр-е,вкус и темп.воспр,обонят и вибрацощущ.,памяти,мышления.Данная работа может быть
реализована в процессе дидактических игр и упражнений, продуктивной
деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), на занятиях по
образовательным областям «Ребенок и природа», «Элементарные математические
представления», а также включена во все виды занятий и работ, реализуемых
учителем-дефектологом (сурдопедагогом) и воспитателем в первой и второй
половине дня.Развитиепознаватдеят детей дошк возраста с НС как отдельный вид коррекц занятий включ следующие направл работы:-развитие сенсорно-перцептивной сферы (зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного и других видов восприятия),- развитие внимания и памяти,- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.Коррекционная работа по обозначенным направлениям не осуществляется
изолированно, а представляет собой сложную систему, реализация которой
происходит в процессе трех взаимосвязанных этапов.
1. (подготовительный) направлен на стимулирпознават мотивов осуществления деят; обогащение чувственнойсферы; накопление информ об окруж мире.2 (основной) направлен на овладение способами решения возникающих перед реб проблемных задач.
3.(заключительный или этап совершенствования) направлен на
Формирсамост-тиреб, его инициативности и способности
оценивать своюдеят-ть и другого человека.
Коррекц занятия по развпознаватдеят-стинеслыш и слабослыш детей проводит учитель-дефектолог в первой пол дня как фронтально, так и индивидуально.Особоевним в процессе развития познавательной деят-тинеслышащих и слабослышащих детей должно быть уделено введению словесного обознач названий объектов, их свойств и качеств, перцептивных действий,что поможет свободно ориентироваться в мире объектов и в окружающей
действительности в целом. Важным условием явл правильное соотношение форм речи. На начальном этапе работы исп только устная ф речи. Далее подключписьм ф речи. С неслыш детьми исп ещё и дактильная. При использовании дактилогииписьм
ф речи (табличка) явлведущ пока ребенок не усвоил звуко-букв состав слова. При его овладении ведущей ф речи стан устно-дактильнаяф.Далее устная речь без дактильного сопровождения.