Социально – педагогические идеи Толстого, Ушинского

Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. “... Во всех веках и у всех людей,— писал Толстой,— ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”. Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться “гармонически и всесторонне”. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”. Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Л. Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства.

Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.

Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать “Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства”, в котором собирался обосновать общие правила организации образования русского крестьянина.

Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859—1862). Эта школа была создана писателем для детей крестьян и явилась замечательной педагогической лабораторией, опытом нового воспитания детей. Деятельность Яснополянской школы — одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX в. Однако в опыте работы этой школы были и свои слабые стороны. Л. Н. Толстой переоценивал роль личного, стихийного опыта и текущих интересов и настроений детей в определении содержания учебных занятий. Он допускал такой условный порядок и своеобразный режим, когда ученики могли ходить или не ходить в школу, слушать или не слушать учителя и т. д. В Яснополянской школе имело также место религиозное воспитание детей.

Л. Н. Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности. Работа писателя в Яснополянской. школе дает яркие примеры такого отношения к детям. Сам Толстой и учителя Яснополянской школы стремились всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской дошкольной педагогики. Русские педагоги, работавшие в области дошкольного воспитания, стремились не только пропагандировать в педагогической печати эти заветы Толстого, но и осуществлять их в практике работы дошкольных учреждений.

Л. Н. Толстой был замечательным, педагогом и психологом, умевшим глубоко понять внутренний мир ребенка, его психологические проявления в процессе роста и воспитания. Он обнаружил тонкое понимание детской психологии, способность глубоко разбираться в том, какие условия необходимы для правильного формирования личности человека в период его детства, отрочества и юности.

О воспитании в семье

Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми

Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.

Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей.

Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги “Азбуку”, “Книги для чтения”. Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, - нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в советских детских садах, школах, читают детям дома.

Главное в педагогической системе Ушинского - обращение к принципа народности, как особой для каждого народа идеи воспитания.
Термин “народность” Ушинский объясняет как своеобразие каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географическими, экономическими, политическими и другими условиями его жизни. Народность - это национальная самобытность народа и основывается она, по мнению выдающегося педагога, прежде всего, в характере народа.
Ушинский призвал к созданию как можно большего количества народных школ с хорошими учителями, отмечал, что обучение в них должно происходить на родном языке.
Составной частью идеи народности с Ушинского стоял вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы воспитания.
Его учение о народность связано с задачами формирования личности, воспитания у детей любви к родине, гуманности, честности, трудолюбия, ответственности. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями.
К.Д.Ушинський определил факторы, которые особенно сильно влияют на воспитание личности: учеба, труд, игра, природа, жизнь, религия.
Первоисточником формирование моральной стороны ребенка, так же как и всех других ее сторон, в жизни и в воспитании выступают средства природы. По утверждению Ушинского, эти средства являются наиболее доступные для детского восприятия. Главная задача педагога научить детей видеть и наблюдать красоту природы.
Большое значение на формирование нравственности ребенка производит игра. В ней формируются все стороны человеческой души, ее ум, ее сердце, ее воля... В игре дети испытывают свои силы и учатся самостоятельности. Через коллективную игру осуществляется познания и вхождения в систему общественных отношений.
Основным социальным фактором и средством воспитания К.Д.Ушинський называет труд. По его мнению, она является источником не только физического, умственного и нравственного совершенствования, но и существования человека вообще.
Перед воспитанием ставит задачу формировать у детей серьезное отношение к труду, прививать воспитанникам не только уважение и любовь к ней, но и привычку работать. Отводит важную роль не только физическому труду, но и умственной. Указывает, что умственный труд - один из важнейших видов человеческой деятельности: “Мечтать легко, приятно, но думать трудно”.
К.Д.Ушинський показал взаимосвязь между трудом и счастьем человека. Богатство, отсутствие труда действуют разрушительно не только на нравственность, но даже и на благо общества. Плохую услугу сделал бы государству тот, “кто нашел бы средство отпускать ей ежегодно всю ту сумму денег, которая необходима ее гражданам... Если бы люди изобрели... сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, которая полностью заменяет любой труд человека..., то сам развитие человечества остановился бы: разврат и дикость завладела бы обществом, именно общество распалось бы: с уничтожением необходимости личного труда история должна прекратиться” (12, 106).
Таким образом, “воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать ее не для счастья, а готовить к труду жизни”.(12, 113).
Иногда со счастьем люди связывают обеспеченную жизнь; настоящим бедствием считается нищета. По мнению Ушинского, богатство также может быть общественной проблемой. “Богатство растет без вреда для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека, когда и материальная, и духовная сфера вместе и дружно расширяются перед ней” (12, 115). Обосновывая в статье “Труд в его психическом и воспитательном значении” роль труда как фактора, который особенно сильно влияет на формирование личности, К.Д.Ушинський по сути обосновал острую потребность создания социально-педагогической науки в период новых экономических отношений и связанной с ними социальной политики: “Роскоши развивают фабрики, фабрики развивают роскоши, капиталист сбивает новые капиталы; некапіталіст мечется из всех сил и залезает в долги, чтобы не отстать в роскоши от капиталиста; человек вертится на своем бархатном кресле, придумывая, как бы добыть бархатные драпрі; необходимость все больших капиталов для в
сякого самостоятельного производства увеличивается; количество самостоятельных производств уменьшается; одна огромная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев на поденщиків; один дурачится с жиру, другой дичает из бедности; одного теряет богатство, другого крайняя бедность превращает в машину; тот и другой приближаются к состоянию животного; а новые потребности, создаваемые ежеминутно промышленностью, увеличивают количество недовольных жизнью. Так происходит экономическое развитие общества, который не опирается на духовное и нравственное развитие его содержания и формы” (12, 115).
Таким образом, К.Д.Ушинським поставлен вопрос о радикальном преобразовании общества, которое возможно только через образование и воспитание, которое по мнению выдающегося педагога, достигает успеха, когда на него в одинаковой степени влияют церковь, семья и школа. Родители прежде всего должны беспокоиться о религиозное воспитание ребенка, и основнаа роль здесь принадлежит матери. При этом Ушинский подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять Закон Божий от других предметов и воспитания.
Он писал, что религиозное воспитание человека проходит в течение всей жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы и никогда не завершается.
Определенную роль в формировании личности отводил эстетическому воспитанию. Основными средствами эстетического воспитания считал природу, содержание школьного образования, искусство. В учебные предметы народных школ предлагал включить предметы эстетического никл: рисование, музыку, пение.

Наши рекомендации