Государственная, частная и приходская благотворительность

Буржуазные реформы 60-70-х годов XX столетия, вызвавшие подъем и развертывание общественной инициативы в самых различных областях, значительно изменили масштаб и характер российской благотворительности. Реформы 60-70-х годов непосредственно коснулись законов о благотворительности: в 1862 году было отменено положение о Высочайшем утверждении уставов частных благотворительных обществ и заведений, когда на их открытие каждый раз требовалось просить разрешение через Кабинет министров. С официальным признанием за обществом права на организованную благотворительную деятельность филантропическое движение в России приобретает широкий размах. «До XIX века в стране насчитывалось всего 8-10 благотворительных обществ, в начале царствования Александра II их было около 40, а в 1888 Г.-348» [19, с.321].

Российское благотворительное движение в пореформенную эпоху было представлено несколькими направлениями и включало в себя государственную благотворительность (представленную официальными благотворительными ведомствами), благотворительную деятельность городских и земских самоуправлений, сословных органов, церкви и благотворительность частную. Особенно значительный рост числа благотворительных учреждений приходится на последнее десятилетие XIX века. Свыше половины всех благотворительных обществ и заведений были созданы и действовали в 1891-1899 годах.

Под частной благотворительностью подразумевались "такие виды помощи нуждающимся со стороны отдельных лиц, которые проявляются в более или менее организованном виде, имеют характер общественного дела и, по крайней мере, по идее исключают возможность безразборчивой подачи милостыни"[96, с.76]. Частная благотворительная деятельность в России проявлялась в различных формах: это и пожертвования отдельных лиц на различные общественные нужды, включая организованный сбор средств на оказание той или иной помощи, устройство отдельными лицами благотворительных заведений и содержание их, организация для общего дела союзов добровольных деятелей (т.е. благотворительных обществ) и создание касс и различных союзов взаимопомощи. В конце XIX-начале XX вв. развиваются все названные виды частной благотворительной деятельности. Не иссякает приток частных средств на нужды различных отраслей и предметов благотворительности. В Российском государстве скрупулезно учитывались всяческие пожертвования на общественные цели: министры и главноуправляющие обязаны были докладывать о каждом из таких пожертвований, которые утверждались к принятию Высочайшим указом.



Особым компонентом общественного призрения была церковно-приходская и монастырская помощь. Приход являлся церковным округом населения, имевшим свою церковь (храм) с причтом, т. е. составом лиц, служащих при данной церкви. В приходскую систему было вовлечено подавляющее большинство православного населения России. Во второй половине XVIII в. общее число приходских церквей превышало 20 тыс. Процесс увеличения их численности продолжался и позже. Бедные прихожане получали от прихода пособие деньгами или натурой (продуктами, дровами, одеждой, обувью). Медицинская помощь приходским бедным оказывалась путем бесплатного врачебного обслуживания и предоставления необходимого лекарства. При некоторых приходах функционировали богадельни, сиротские приюты. Непосредственно этой работой занимались попечительства, действовавшие в приходах. Финансовые средства для нужд призрения они получали из членских взносов, пожертвований, кружечных сборов, процентов с капиталов, имевшихся у некоторых попечи-тельств, а также со специальных подушных сборов, вводимых на отдельных территориях. Принимали попечительства и натуральные пожертвования (хлебом, картофелем, мясом, холстом, лесом), затем раздававшиеся бедным или использовавшиеся на нужды прихода.
Отдельным направлением общественного призрения являлась деятельность городских самоуправлений по оказанию социальной помощи. Еще в эпоху Петра I городские магистраты организовывали и содержали специальные госпитали по уходу за больными и немощными солдатами. При Екате-' рине II за городами стали закреплять некоторые функции по призрению бедных. Указ императрицы 1781 г. вменял в обязанность магистрату Петербурга определить городского маклера, которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки общественного призрения, раздавая деньги бедным и особо нуждающимся в помощи. С принятием Городового положения 1870 г. новые бессословные органы самоуправления были введены в 509 городах России. В середине 70-х гг. городская реформа была распространена уже на 621 город страны. Всесословные органы общественного управления стали более активно заниматься

4. Благотворительные учреждения Российской Империи

Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих.


В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860-1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных.


Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).

Подъем и расцвет благотворительности во второй половине 18 — первой трети 19 в. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство больниц, приютов, богаделен для бедного населения было делом чести, престижа. Богатые дворяне Д. М. Голицын, Н. П. Шереметев, А. Н. Стрекалова и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений.


Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г, в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др.


Параллельно с Ведомством Марии в России существовало созданное в 1802 г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816 г. — Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным. В Москве в систему этого общества входили известные богадельни — Маросейская, Набилковская, Черкасская и др.


Широкий размах в России имела церковная благотворительность. Только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен.


Особое значение в системе частной благотворительности имели сословные учреждения. В Москве на средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили представители данного сословия.


Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием.

Наши рекомендации