Роль земских и государственных органов самоуправления в развитии системы социальной защиты ребенка в России.
Российской империи земство как институт местного самоуправления было введено особым Положением от 1 января 1864. В рассматриваемый период приоритетным направлением для земства стала помощь детям, прежде всего забота о детях-сиротах, детях неизвестного происхождения, физически и психологически неполноценных детях.
Во-первых, земство стало передавать детей на воспитание имевшимся благотворительным обществам.
Во-вторых, земство обращало внимание на оказание помощи детям неизвестного происхождения. Попечение подкидышей осуществлялось через систему патроната: дети отдавались на воспитание частным лицам за установленную земством плату.
Земства сыграли значительную роль в организации воскресных школ, которые давали возможность получить образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам, другим категориям городских жителей. (в 53 губерниях действовало –300 школ) Другой важнейшей функцией земского самоуправления была организация медицинского обслуживания населения. В середине 19 века врачебной помощи на селе практически не существовало. Медицинское обслуживание было организовано по округам, каждый из которых включал 3-5 уездов, и участкам. Всего к 1910 г. в губерниях действовало более 2тыс. больниц, из них 1700 в деревнях)
Значительная работа проводилась земскими органами в области социального обеспечения и социальной поддержки населения: строительство и содержание богаделен, устройство сиротских приютов, открытие яслей, училищ для слепых, создание сети дешевых столовых, учреждение домов трудолюбия и др.
Государственная забота о детях приобрела все более сословный характер, для детей «неблагородного» происхождения организованной системы призрения практически не существовало. В то же время нищета русской деревни, неурожайные годы, эпидемии холеры и другие невзгоды приводили к значительному росту числа бездомных детей, детей-сирот среди городского и сельского населения. Единичные воспитательные дома до предела переполнились. В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения.
В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. Созданы Императорское Человеколюбивое Общество. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные региональ-ные общества попечения о беспризорных детях.
В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений. Общество устраивало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища. На воспитание принимались дети разных возрастов, начиная с грудного. Обществом издавался журнал «Детская помощь», редактором журнала был известный философ, благотворитель, публицист протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов. По его инициативе в России стали создаваться детские ясли. В 1892 году создано Елизаветинское общество при участии великой княжны Елизаветы Федоровны, ставшей пожизненной попечительницей общества. Цели и формы деятельности общества были примерно аналогичны тем, которые были присущи другим обществам: забота о вскармливании грудных детей, начальное образование детей бедных родителей и последующее их профессиональное обучение. Общество имело детские ясли, называемые детскими очагами, для дневного пребывания детей, родители которых, уходя на работу, не имели возможности оставить детей под надлежащим присмотром. Имелись также приюты для детей грудного возраста, для малолетних и школьников.
Среди добровольных благотворительных обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов, первой председательницей которого стала жена московского генерал-губернатора княгиня Трубецкая. Отдавать этот пост первым дамам Москвы - женам генерал-губернаторов - на долгое время стало традицией. Высокая эффективность деятельности Совета во многом определялась личным покровительством императрицы и генерал-губернаторских жен.
Заботами Совета в каждом районе Москвы был организован детский приют. Контингент опекаемых в приютах Совета делился на две категории: приходящих и живущих. Приюты для приходящих имели целью оказание помощи родителям, не имеющим возможности обеспечить детям соответствующий уход и воспитание. В приютах для постоянно проживающих дети находились на полном обеспечении. После прохождения общего учебного курса по про-грамме начальных городских училищ воспитанники устраивались в ремесленные училища. Окончившие учебу поступали на работу в качестве учительниц, мастеров и мастериц швейного, столярного и прочих ремесел.