Обучение разным видам чтения
В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие — с его осмыслением и переработкой. Например:
· уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.);
· обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного;
· соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждого смыслового куска;
· формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития;
· уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изучающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чтении);
· восстанавливать пробелы в понимании;
· использовать функции строевых слов;
· оценивать и интерпретировать содержание;
· понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;
· обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и на родном языке6.
Основные компоненты чтения — текст, задание перед чтением и контроль понимания — должны соответствовать конкретному
„иду чтения.
Упражнения, предшествующие всем видам чтения:
1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;
2) предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.;
3. опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о...);
4. прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора (например, репортаж);
5. предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).
Обучение ознакомительному чтению
1. Условия,определяющие успешность обучения:
· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);
· организация как одноразового чтения про себя;
· проверка понимания основной информации;
• исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С. К., 1987).
2. Умения,лежащие в основе данного вида чтения:
• прогнозировать содержание позаголовку/вступлению, зрительной наглядности;
• определять главную мысль;
· отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;
· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий;
· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;
· выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);
· классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;
· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.
3. Упражнениядля обучения ознакомительному чтению:
• прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;
• расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
• выберите правильный ответ из 3—4 вариантов (multiple choice);
· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
· составьте план текста;
• найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;
• подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
• просмотрите текст и озаглавьте его;
• перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
• составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;
• передайте содержание текста в устной/письменной форме;
• составьте выводы на основе прочитанного;
• назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
• укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
• прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
• на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;
• выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Обучение изучающему чтению
1. Условия успешности обучения:
· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;
· перечитывание с решением новых задач;
· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;
· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);
· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.
2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
· определять важность (значимость, достоверность) информации;
· полно и точно понимать содержание текста;
· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/ предложений;
· раскрывать причинно-следственные связи;
· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;
· составлять план, схемы, таблицы;
· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;
· отделять объективную информацию от субъективной, т. е. факты от рассуждений;
. выявлять имплицитную информацию;
. понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;
• переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).
3. Упражнениядля обучения изучающему чтению: . распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
• назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;
• добавьте факты, не меняя структуру текста;
• найдите в тексте данные, которые можно использовать для вы-водов/ан нота ци и;
• составьте аннотацию/реферат;
• поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
· напишите тезисы по содержанию прочитанного;
· составьте письменную оценку (рецензию);
• прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);
• переведите на родной язык указанные абзацы/части текста
и др.
Обучение поисковому чтению
1. Условия,определяющие успешность обучения данному виду чтения:
• основная цель поиска — содержательная информация;
• проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);
· принятие решения о целевом использовании информации;
· знание структурно-композиционных особенностей текстов;
· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;
· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;
· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.
2. Умения,лежащие в основе данного вида чтения:
• определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);
• выделять информацию, относящуюся к определенной теме/
проблеме;
• находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);
• подбирать и группировать информацию по определенным признакам;
· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;
· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;
• проводить беглый анализ предложений/абзацев;
• составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;
• находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.
3. Упражнения для обучения поисковому чтению:
• определите тему/проблему текста (статьи);
• прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
• найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
• найдите абзацы, посвященные указанной теме;
· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
· найдите в тексте факты, которые автор относит к положитель-н ы м/отри цател ьн ы м;
• разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
• выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
В заключение данного параграфа перечислим несколько рекомендаций общего характера. Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. Учебный комплекс — это лишь обязательный минимум, помимо которого необходимо привлекать и книги для самостоятельного чтения, специально выпускаемые для школ разного типа, газеты и журналы, выходящие на иностранных языках в нашей стране и за рубежом.
При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет, как уже упоминалось, догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом — языковым и смысловым (ясно выраженным и подразумеваемым).
Л. В. Щерба подчеркивал, что при самостоятельном чтении важно уметь отбросить ряд слов, несущественных для понимания текста, однако читающему нужно знать ведущие (опорные) слова. Например, в словосочетании, состоящем из существительного и прилагательного, ведущим будет существительное, из глагола и наречия ведущим будет глагол и т. п.
Успешность самостоятельной работы над текстом во многом зависит от формы проверки самостоятельного чтения. Хорошо известно, что учащиеся выполняют домашнее задание (независимо от его формулировки) в той форме, в которой оно обычно проверяется в классе. Следовательно, если учащийся знает, что на уроке ему придется читать вслух и переводить, то и дома он будет готовить текст соответствующим образом. Плохо подготовленное в фонетическом отношении чтение вслух приводит в лучшем случае к небрежному произношению, так как на уроке учитель может исправить лишь незначительную часть фонетических ошибок.
Наконец, ожидание того, что тот или иной отрывок текста может быть предложен для перевода, заставляет учащегося переводить дома весь текст, что никак не способствует развитию ознакомительного и поискового чтения.
Контроль прочитанного следует проводить поэтому в строгом соответствии с коммуникативной задачей, видом чтения и характером текста.