Формирование высших форм поведения без лринуждения и боли
Что такое процесс выработки
Подкрепить поведение, которое уже имеется, чтобы оно возникало чаще, -
это понятно, но как обучающим заставить своих подопечных делать то, что
случайно может никогда и не возникнуть?
Как заставить собаку сделать сальто назад или дельфина прыгнуть через
обруч?
Когда дело касается собак, делающих сальто, дельфинов, прыгающих через
обруч, или людей, бросающих баскетбольный мяч в кольцо, то эти действия уже
совершаются в процессе выработки Выработка же состоит в том, чтобы
использовать малейшую тенденцию изменений поведения
в нужном направлении и шаг за шагом сдвигать ее к поставленной цели На
лабораторном жаргоне это, называется последовательное приближение.
Процесс выработки возможен потому, что поведение живых существ
вариабельно. Что бы живое существо ни делало, в одних случаях оно выполняет
это более энергично, чем обычно, а в других случаях - наоборот. Неважно,
сколь сложно и трудно то окончательное поведение, которое вы хотите
выработать, вы всегда можете, установить ряд последовательных целей, найти
какое-либо поведение, которое осуществляется, уже сейчас, и использовать его
как первый шаг. Например представим, что я решила обучить цыпленка
"танцевать" Я могу начать с наблюдения
за естественными движениями цыпленка и давать ему подкрепление всякий
раз, как он повернется налево Скоро первая цель будет достигнута, цыпленок
начнет поворачиваться налево гораздо чаще, а вследствие вариабельности эти
повороты будут то меньшими, то большими.
Теперь я могу избирательно подкреплять только более выраженные движения
налево - например поворот на четверть круга. Когда эти движения станут
преобладающими, естественная вариативность обусловит то, что некоторые
повороты будут совершаться менее, чем на четверть круга, а некоторые будут
приближаться к половине круга. Я могу повысить критерий, выдвинуть новую
задачу и начать отбирать повороты на полкруга и более. Когда цыпленок
обучится совершать несколько полных поворотов на большой скорости за одно
подкрепление, я могу считать, что достигла своей конечной цели - танцующего
цыпленка.
Мы все хорошо знакомы с выработкой поведения, являясь участниками или
объектами этого процесса. Попросту говоря, большая часть воспитания ребенка
- процесс выработки поведения. Обучение различным физическим навыкам - от
тенниса до печатанья на машинке - представляет
из себя в основном выработку поведения. Мы находимся в процессе
выработки или, по крайней мере, стараемся что-либо выработать всякий раз,
когда упражняемся в чем-либо, начиная от публичного выступления, кончая
игрой на фортепьяно. Мы находимся в процессе выработки и тогда, когда
пытаемся изменить свое поведение - бросить курить, быть менее застенчивым,
лучше распоряжаться деньгами.
Достигли или не достигли мы успеха в формировании какого-либо поведения
у себя или кого-то другого, в конечном счета зависит не от нашего искусства,
а от настойчивости. Музыкальный критик газеты "Нью-Йорк Тайме" писал об
одном европейском дирижере, который не будучи великим
музыкантом добивался необыкновенной музыки, заставляя свой оркестр
репетировать каждый концерт в течение целого года. Большинство из нас может
достичь определенного совершенства почти в любой деятельности, если
потратить на это достаточно времени.
Но это скучно. Разве мы не хотим всегда обучиться новому - катанию на
лыжах, игре на пианино,
как и любой другой деятельности - как можно быстрее? Конечно, хотим; и
вот тут все дело
в правильной выработке навыка. Далее, разве мы не предпочитаем избежать
вообще или сократить до минимума повторения? Опять-таки, конечно же, но
некоторые физические навыки требуют повторения, потому что мускулы "учатся"
медленно, и требуется многократное повторение движений, прежде чем они
станут совершаться с легкостью. Но даже в этом случае хорошо спланированная
программа выработки может свести до минимума необходимую тренировку и
сделать значимым каждый момент практических занятий тем самым чрезвычайно
ускоряя совершенствование И наконец,
в спорте, музыке и других творческих устремлениях вы можете захотеть
развить не только стабильное выполнение навыка, но и выполнение на том
наивысшем уровне, который доступен вам или тому, кого вы обучаете В этом
случае правильное использование законов направленной выработки может быть
решающим.