Анализ современных дидактических концепций и теорий обучения
Образовательный процесс. понятие основные характеристики
Образовательный процесс – это процесс интеллектуального и социального развития личности, усвоения личностью культуры, накопленной старшими поколениями, результатов развития науки и общественной практики в виде системы образовательных компетенций, а также опыта использования этих компетенций в различных видах деятельности. Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, многовариантности, многоуровневости, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности. Гуманитаризация образовательного процесса – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком. Дифференциацияобразовательного процесса связана с ориентацией образовательных программ, построенных на учете склонностей, способностей и интересах учащихся на достижение задач образования и развития в соответствии с их образовательными ресурсами. Диверсификация (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) как свойство образовательного процесса раскрывается в широком использовании образовательных программ, разнообразием уровней и форм получения образования, широким спектром различных образовательных целей и деятельностей в их осуществлении. Многовариантностьозначает создание в образовательном процессе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Информатизация образовательного процесса связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе образования человека. Индивидуализация образовательного процесса – это его построение с учетом индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность образовательного процесса означает, что в современном мире это постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Цикл – совокупность определенных актов образовательного процесса. Выделяют: Начальный цикл.Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике. Второй цикл.Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание. Третий цикл.Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике. Заключительный цикл.Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Развивающее обучение.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение. Педагогическая технология, направленная на: более эффективное общее развитие личности ученика;
развитие духовных (эмоциональных) сил, коммуникативных умений, творческого склада мышления, интеллектуальных способностей, лежащих в зоне ближайшего развития личности ученика;
на формирование у школьников не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности;
развитие у учащихся способностей к самообразованию;
формирование у школьников умений к самостоятельной учебно-исследовательской работе.
В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. онечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения.
Педоцентристская концепция.
Её называют также прогрессивистской, обучением через делание и связывают с именем американского педагога Дж. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.
Образовательный процесс. понятие основные характеристики
Образовательный процесс – это процесс интеллектуального и социального развития личности, усвоения личностью культуры, накопленной старшими поколениями, результатов развития науки и общественной практики в виде системы образовательных компетенций, а также опыта использования этих компетенций в различных видах деятельности. Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, многовариантности, многоуровневости, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности. Гуманитаризация образовательного процесса – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком. Дифференциацияобразовательного процесса связана с ориентацией образовательных программ, построенных на учете склонностей, способностей и интересах учащихся на достижение задач образования и развития в соответствии с их образовательными ресурсами. Диверсификация (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) как свойство образовательного процесса раскрывается в широком использовании образовательных программ, разнообразием уровней и форм получения образования, широким спектром различных образовательных целей и деятельностей в их осуществлении. Многовариантностьозначает создание в образовательном процессе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Информатизация образовательного процесса связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе образования человека. Индивидуализация образовательного процесса – это его построение с учетом индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность образовательного процесса означает, что в современном мире это постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Цикл – совокупность определенных актов образовательного процесса. Выделяют: Начальный цикл.Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике. Второй цикл.Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание. Третий цикл.Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике. Заключительный цикл.Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Анализ современных дидактических концепций и теорий обучения
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентричекую и современную систему дидактики. В традиционной системе обучении доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Среди новых подходов выделяютпедоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению - деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.
11.Традиционная дидактическая система
Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта (1.776— 1841), который, критически переосмыслил классно-урочную систему Я.А. Коменского, научно обосновал систему обучения с позиций теоретических достижений этики и психологии. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. Универсальной дидактической системой является модель образования Я.А. Коменского, которая была выстроена на основе сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направления в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятие) выступают основой достоверного знания. В центре дидактической системы Я.А. Коменского находится человек как уникальный микрокосм, совершенное творение природы. Именно поэтому Я.А. Коменский выдвигает главный принцип своей теории – принцип природосообразности, подразумевая под ним и совершенствование природы ребенка и учет законов природы в процессе развития человека. Важным в контексте этого принципа является учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Развивающее обучение.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение. Педагогическая технология, направленная на: более эффективное общее развитие личности ученика;
развитие духовных (эмоциональных) сил, коммуникативных умений, творческого склада мышления, интеллектуальных способностей, лежащих в зоне ближайшего развития личности ученика;
на формирование у школьников не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности;
развитие у учащихся способностей к самообразованию;
формирование у школьников умений к самостоятельной учебно-исследовательской работе.
В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. онечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения.
Педоцентристская концепция.
Её называют также прогрессивистской, обучением через делание и связывают с именем американского педагога Дж. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.