Глава 2. Практические аспекты формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством игр с правилами
Диагностика развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
База исследования: Частный детский сад АНТОШКА, Центр интеллектуально-эстетического развития детей, г.Москва.
Опытно-экспериментальная работа проходила в четыре этапа:
На первом этапе были собраны все необходимые материалы для проведения исследования и решены организационные вопросы.
На втором этапе была проведена диагностика уровня и навыков народной игрушки.
На третьем этапе была осуществлена обработка полученных экспериментальных данных и подготовлена программа занятий по коррекции эмоциональной сферы детей посредством народной игрушки.
На четвертом этапе был проведен контрольный эксперимент.
При проведении психодиагностического исследования нами были использованы следующие методики:
1.Минаевой В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры».Предназначена для изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей.
2. Урунтаевой Г.А. «Практическая психология».Предназначена для изучения социальных эмоций.
Тест №1 Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Проводится индивидуально, в двух сериях).
Первая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
Когда бывает интересно?
Когда человек удивляется?
Когда человек получает удовольствие?
Когда бывает стыдно?
Когда бывает страшно?
Когда человек злится?
Когда бывает радостно?
Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу №1 (рис.1)
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету,
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу №2 (рис.2)
Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Все результаты данного опроса оценивались: если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень), если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3 балла (средний уровень), ребенок не может ответить- 0 баллов (низкий уровень).
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | ||||||||
Амиросланова Н. | низкий | |||||||||
Анцыпин П. | средний | |||||||||
Арнаутова Н. | высокий | |||||||||
Велиева К. | низкий | |||||||||
Гришков Т. | низкий | |||||||||
Смирнов М. | высокий | |||||||||
Фадейцева Д. | высокий | |||||||||
Шорохов Ж. | низкий |
Рис.1. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Контрольная группа)
Анализ тестирования контрольной группы выявил: что двое детей из 8-и вопросов не смогли ответить на 4 из них и на 3 вопроса ответили с помощью наводящих вопросов. Двое ребят только в 2-х вопросах отвечали с помощью наводящих вопросов, а на 6 вопросов ответили правильно. Трудности возникли при ответах на 1 и 2-ой вопросы. Ребята задумывались и путали интерес с удовольствием.
Ф.И.О. | Баллы | Уровень | ||||||||
Авдеев К. | низкий | |||||||||
Авлонов П. | средний | |||||||||
Петушков П. | высокий | |||||||||
Порикова Р. | средний | |||||||||
Харитонова С. | низкий | |||||||||
Ушаков И. | высокий | |||||||||
Ушакова Р. | средний | |||||||||
Шматкова Л. | низкий |
Рис.2. Анализ изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (Экспериментальная группа)
Анализ тестирования экспериментальной группы показал затруднение с ответом на 2-ой и 7-ой вопросы. Дети не сразу понимали смысл вопросов.