Дошкольная педагогика как наука.
Дошкольная педагогика является составной частью системы педагогических наук.
Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, а именно различные педагогические явления: воспитание, обучение, педагогическое общение, педагогический процесс, т. д.
Предметом дошкольной педагогики как науки является процесс образования личности от рождения до 7 лет.
Образование – сложная категория. Философско-методологическое изучение этой категории показывает, что образование может рассматриваться как ценность (общественная, государственная, личностная), как процесс (движение от цели к результату), система (выстроенность образовательных учреждений для дошкольников, различающихся по типу, направлению образования и т. д.), как результат (уровень образованности).
Образование как предмет дошкольной педагогики включает в себя две взаимосвязанных стороны - обучение и воспитание. Ориентация на образованность и предполагает создание новых теоретико-методических подходов, раскрывающих возможности активной самореализации, духовного развития детей, приобщение их к миру культуры, постижения окружающей действительности с учётом индивидуальных ценностей личности, т. д. Эти и многие другие вопросы связанные с образованием детей входят в предмет дошкольной педагогики как науки.
Основные задачи дошкольной педагогики как науки:
1) раскрытие законов, закономерностей образования дошкольников с учетом ценностей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей детей и т. д.;
2) разработка новых методов, форм, средств, систем образования детей, управления дошкольным образованием;
3) изучение и обобщение практики работы ДОУ, опыта педагогической деятельности;
4) внедрение результатов исследований в ДОУ;
5) создание новых, альтернативных программ образования для дошкольников в условиях ДОУ и семьи.
Функции дошкольной педагогики как науки:
1) описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников;
2) объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям;
3) проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д.
4) преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуально-познавательных, художественных), развитие системы отношений к миру;
5) исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.;
6) прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.;
7) диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.;
8) рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки.
Дошкольная педагогика выступает с трех позиций:
рациональной | « | эмоционально-ценностной | « | деятельностно-практической |
научные знания, принципы, законы, закономерности, концепции и т. д. | Отношение ученых, практиков к научным знаниям, концепциям, их позиции и т. д. | практическая деятельность педагогов ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов и т. д. |
Источники дошкольной педагогики как науки:
1) педагогические теории, идеи педагогов прошлого, настоящего;
2) экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики, т. д.;
3) данные практики работы ДОУ, педагогический опыт;
4) данные смежных наук (психологии, физиологии, философии и т. д.)
Дошкольная педагогика в России начала активно развиваться в ХХ веке, что связано с созданием общественной системы дошкольного воспитания. Приоритетным направлением исследований в начале века стало всестороннее, гармоничное развитие личности; 40-е – 60-е годы – основным направлением явилось изучение научных подходов к обучению дошкольников; 70-е – 90-е годы исследовались гуманистический, личностный, деятельностный, системный, этнокультурный, аксиологический подходы к дошкольному образованию.
Результатом развития дошкольной педагогики стало отделение самостоятельных педагогических дисциплин: педагогики раннего детства и методик дошкольного воспитания, обучения.
Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Идеи данных других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования.
Основные понятия: объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, функции дошкольной педагогики, её источники.