Понятие и сущность процесса воспитании
Воспитание - это организованная деятельность, направленная на формирование личности и коллектива в соответствии с требованиями общества и профессиональной деятельности.
Воспитание следует рассматривать как взаимодействующую деятельность воспитателя и воспитуемых.
Процесс воспитания имеет ряд существенных характеристик, в которых раскрывается его природа и содержание:
· субъект - субъектная природа воспитания;
· охват всех сторон личности воспитуемого; создание среды воспитания;
· результаты воспитания проявляются в отношениях к другим людям; воспитание создаст предпосылки для развития личности;
· неразрывная связь воспитательной и обучающей деятельности;
Принципы воспитания - охватывают вес сферы воспитательной деятельности.
Они делятся на две группы: содержательные, выражающие требования к отбору содержания воспитательной работы, и организационно - методические, нормирующие методику воспитательного процесса.
Содержательные принципы: гуманизма и научности в воспитании; профессионализм и воспитании; связи воспитания с жизнью, преемственности в воспитании
Организационно – методические принципы: опоры на коллектив и самодеятельные организации студентов; личностного подхода в воспитании; принцип гласности и демократии в воспитании; принцип комплексности и воспитании; принцип единства воспитания и самовоспитания; принцип единства и согласованности в воспитании; принцип перспективности; принцип сознательности и ответственности воспитуемых; принцип сочетания высокой требовательности с уважением личного достоинства воспитуемых; принцип воспитания в процессе труда и производственной деятельности.
Методывоспитания
Теория и практика воспитательной работы определяет большое количество методов воспитания: убеждение, требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение, стимулирование, рассказ, беседа, разъяснение, пример, критика, самокритика, упражнение, приучение, соревнование, поручение, доверие, одобрение, порицание и др.
Все многообразие методов может быть представлено в виде трех классификационных групп, выделенных по признаку ведущей цели:
1. Это методы формирования сознания личности, ее взглядов, убеждений, мировоззрения.
Методы формирования сознания личности занимают ведущее место н теории воспитания. К ним относятся метод убеждения и метод примера, которые реализуются на лекциях, семинарных занятиях, в беседах, на диспутах и викторинах и др. Также к данному виду методов можно отнести: убеждение, требования, перспективу, рассказ, лекцию, этическую беседу, разъяснение, воспитательные истории и ситуации.
2. Методы формирования поведения – Упражнение, тренинги, деловые игры, кейсы, проектная деятельность, метод примера, дискуссия.
3. Методы мотивирования и стимулирования деятельности и повеления личности – стимулирование, поощрение, наказание, одобрение. Порицание, соревнование, критика, самокритика.
С помощью всех этих методов:
Ø Формируем необходимые привычки поведения;
Ø Помогают накоплению правильного поведения, опыта;
Материалы к тестам
1. Учебно – воспитательный процесс в ВУЗах представляет собой:
Специально организованную и управляемую деятельность учащихся и обучаемых, направленную на формирование его духовного мира, богатой личности выпускника и его подготовки квалифицированным специалистом. Укажите основные содержательно – процедурные компоненты учебно – воспитательного процесса?
Ответ: 1) Цели, содержание, формы, методы, приема, средства обучения и воспитания; оценка результатов, проверка и контроль результатов
2. Квалификационная характеристика специалиста (основные компоненты) ?
Ответ: 3) Профессиональное назначение и использование специалистов, выпускаемых данным образовательным учреждением; квалификационные требования к специалистам; требования к аттестации, качеству подготовки образовательного процесса; ответственность за качество подготовки и использование выпускников образовательных программ; область применения ГКС преподавателями в процессе подготовки специалистов, ГЭКов в ходе экзаменов и тд и тп.
Комментарий: Соответствие образования специальности по ВГОС, Соответствие ВГОС программе подготовки специальности соответствующему направлению. Содержание, чему учить, как, зачем, что после этого получилось. Открываем принципы, приемы, методы обучения. Требования к аттестации качества p[фонд оценочных средств, на основании чего оцениваем специалисты (тесты, контрольные вопросы)]. Литература.
3. Учебный план. ЦП является государственным организационно – методическим документом, в котором определены общие направления и основное содержание подготовки специалистов, указаны формы обучения. Распределено учебное время, отражены основные виды контроля за успеваемостью обучаемых. Каким основным требованиям должен удовлетворять учебный план?