Теоретические основы педагогики высшей школы (опорные материалы)
1.1. Объект, предмет и понятийный аппарат педагогики высшей школы
Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих закономерности воспитания, образования и обучения человека в различных сферах деятельности.
Ее основные задачи: вскрыть закономерности воспитания и образования; определить цели, содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания. Педагогика имеет свой объект, предмет и понятийный аппарат.
Объектом педагогики высшей школы является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факты воспитания, обучения, образования и развития обучаемых.
Предметом педагогики высшей школы является поиск и изучение закономерностей управления педагогическим процессом, выявление эффективных форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения различных категорий людей.
Анализ научных источников показывает, что терминология педагогической науки постоянно и непрерывно обогащается за счет уточнения уже сложившихся понятий, ввода в научное обращение новых, однако сохраняется и неопределенность по важнейшим педагогическим категориям.
Используя дифференцированный подход к категориям и терминам, представляется необходимым и возможным уточнить ряд понятий, имеющихся в психолого-педагогической литературе.
Рассмотрим важнейшие из понятий и произведем их оценку.
Воспитание - целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности и формирование коллектива.
Самовоспитание — осознанная целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование у себя положительных черт характера, профессионально-значимых деловых качеств и норм поведения.
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений.
Самообразование - это систематическая целенаправленная деятельность личности, обеспечивающая самостоятельный поиск знаний, формирование навыков и умений в интересующей области знания.
Обучение - организованный процесс взаимодействия субъектов, способствующий передаче и усвоению знаний, формированию навыков и умений, развитию познавательной активности обучаемых.
Учение - это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, обеспечивающая им самостоятельное усвоение системы знаний, приобретение навыков и умений для последующего применения их на практике.
Развитие - педагогическое явление, раскрывающее процессы психофизического созревания личности и происходящих качественных изменений в её структуре под влиянием педагогического процесса и среды.
Педагогический процесс - это управляемая учебно-воспитательная деятельность, направленная на воспитание, обучение и развитие специалиста.
Эффективное управление педагогическим процессом - это управление, предполагающее достижение конкретно поставленных педагогических целей.
Педагогическая деятельность - это сложная динамическая система, компоненты которой взаимодействуют между собой и направлены на решение педагогических задач. Этими компонентами являются: цели, функции, принципы, методы, приемы и средства, конкретное содержание которых отражает специфику педагогической деятельности, сущность которой заключается в субъект - субъектном преобразовании личности.
Педагогическая система - представляет собой совокупность связанных между собой структурных и функциональных компонентов, образующих целостность и единство в подчинении целям воспитания, обучения и развития.
Педагогические принципы - это основные исходные положения, отражающие и определяющие характер требований, предъявляемых к педагогическому процессу и деятельности его участников, реализуемые через определенные правила. При этом под правилами понимаются педагогические установки, которые отражают определенную закономерность, соотношение каких-либо педагогических явлений, играют конкретизирующую роль по отношению к принципам и определяет пути реализации этих принципов.
Педагогическое противоречие - это движущая сила педагогического процесса, характеризующая его состояние и выражающая отношения отрицания между взаимопроникающими противоположными его средствами, являющаяся одновременно и его следствием.
Формы обучения - это устойчивые компоненты педагогического процесса, отражающие его организационную сторону в пределах установленных временных этапов, определяющие соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения.
Методы обучения - это устойчивые компоненты педагогического процесса, совокупность приемов и средств совместной деятельности преподавателя и обучаемых, отражающая его профессиональную, методическую сторону, обусловленную дидактическими задачами, реализующими педагогические цели занятия.
Педагогическая культура преподавателя - это целостное системное образование, состоящее из его профессионально-педагогической направленности, педагогических личных качеств (педагогических способностей); специальной подготовленности, профессионального мастерства и определяющее тип, стиль и способы его профессионального поведения и деятельности.
Профессионально-педагогическая_ направленность___ личности
преподавателя является системообразующим элементом в системе педагогической культуры и представляет собой совокупность устойчивых профессиональных мотивов, идеалов и ценностных ориентаций, согласовывающих реальные и личные качества преподавателя для удовлетворения потребностей и интересов обучаемых.
Педагогические способности - это система педагогических личных качеств преподавателя, обеспечивающих быстроту процесса совершенствования профессионального мастерства и повышения уровня его педагогической культуры.
Профессиональное мастерство преподавателя - это феномен педагогического знания с ярко выраженным личностно-социально-деятельностным характером, представляющий собой целостную динамическую систему профессиональных (специальных и психолого- педагогических знаний, навыков организационно-методической работы и педагогического взаимодействия, творческих педагогических умений использования приемов педагогической техники, обусловленных высокоразвитыми личностно-педагогическими качествами преподавателя, позволяющими на высоком профессиональном уровне осуществлять решение педагогических задач в процессе организации и проведения учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая техника преподавателя как основная технологическая составляющая профессионального мастерства, формирующаяся на индивидуально-физиологических особенностях педагога, представляющая собой совокупность специальных педагогических приемов, умений и навыков их целесообразного использования преподавателем с целью качественного решения педагогических задач в процессе самоподготовки и самореализации в педагогическом взаимодействии.