Вопрос 20. Задачи и место психологии в системе наук.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основой практики психологической службы.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Вопрос 32. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Познавательные процессы - Психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов:

- специфические;

- неспецифические.

Специфические познавательные процессы

Специфические или собственно познавательные — это чувственные процессы. На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются:

Ощущения -процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;

Восприятия — результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);

Мышление -высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.

Неспецифические познавательные процессы

Неспецифические или универсальные процессы, их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего.

ВОПРОС №7 ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ

Теория образования и обучения (дидактика) раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса.

Термин "дидактика" происходит от греческого слова "didaktikos", что в переводе означает "обучающий". Со времен Я. А. Коменского под дидактикой понимается научная система знаний о том, чему учить и как учить школьников. В настоящее время термины "теория обучения", "теория образования" более употребительны, чем термин "дидактика".

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами и учеными прошлого (Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем).

Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд "Великая дидактика" (1658). В этой книге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы (основоположения), методы, содержание обучения. "Великая дидактика" Я. А. Коменского оказала огромное влияние на развитие педагогики во многих странах мира в последующие века.

Жан Жак Руссо в своем педагогическом труде "Эмиль, или О воспитании" (1762) дал оригинальную характеристику возрастного развития ребенка, методов обучения, что оказало существенное влияние на развитие дидактики. Он предложил учебные занятия проблемного, поискового характера, говорил о необходимости связи обучения с непосредственными наблюдениями явлений природы.

Систему начального обучения, так называемую теорию элементарного образования, разработал И. Г. Песталоцци. Он считал, что в основе познания мира школьниками лежат три элемента, форма, число, слово. Из них вырастают все последующие знания. Он разработал принцип наглядности обучения, хотя чрезмерно усложнил его и довел до абсурдных положений.

Однако некоторые приемы и методы начального обучения, разработанные И. Г. Песталоцци, используются, и сейчас. Своей жизнью и педагогической деятельностью он показал, что любовь к детям, к своим ученикам является обязанностью всякого человека, переступающего порог школы.

Основоположником отечественной теории начального обучения по праву считается К. Д. Ушинский. Он создал теорию начального обучения на основе глубокого понимания психологии ребенка, связи содержания образования с жизнью народа. По его учебным книгам "Родное слово", "Детский мир" училось несколько поколений. В этих книгах отразились лучшие черты жизни трудового народа, выраженные в его поэзии, сказаниях, сказках, пословицах, поговорках. Труд К. Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания" для того времени являлся обобщением прогрессивных психолого-педагогических идей и взглядов.

Оригинальные мысли об обучении высказал Л. Н. Толстой. В педагогических сочинениях и учебных книгах он отразил опыт работы в Яснополянской начальной школе и свои наблюдения. В оборванных, грязных, худых детях он видел будущих Пушкиных, Ломоносовых, которые, по его словам, кишат в каждой школе. В статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" Л. Н. Толстой высоко оценивал проявление "творчества и самостоятельности мысли у школьников. "Азбука" Л. Н. Толстого и его четыре "Русские книги для чтения" наряду с учебными книгами К. Д. Ушинского были самыми распространенными в начальных школах России.

Русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов в своих сочинениях и статьях большое внимание уделяли воспитанию и обучению подрастающего поколения. Их мысли о развитии самостоятельности, любознательности и интереса у детей, о повышении авторитета учителя, научном содержании образования, критика догматических методов обучения являются вкладом в разработку отечественной теории обучения.

Качественные изменения в теории и практике обучения произошли после Великой Октябрьской социалистической революции. Цели коммунистического воспитания, осуществление идеи гармонического, всестороннего развития личности легли в основу разработки дидактики. Преподавание и учение стали рассматриваться "на основе марксистско-ленинской философии, в свете ленинской теории познания окружающего мира.

Большой вклад в разработку теории обучения внесла Н. К. Крупская. Ее мысли о содержании и методах обучения, качествах личности учителя создали новое направление педагогических исследований, новый подход к разработке проблем дидактики.

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. С. Макаренко стали основами теории и практики воспитания коллектива и трудового обучения.

Советская школа формировалась как единая трудовая политехническая. Впервые в истории человечества был создан новый тип учебного заведения, в котором дети получали основы всестороннего развития.

Однако в период становления советской школы в теории и практике обучения были допущены и некоторые ошибки. Например, были приняты комплексные программы, в которых учебный материал располагался по циклам: природа, общество, труд. Учебные предметы потеряли самостоятельное значение. Школьники не могли получить прочных, систематизированных знаний по математике, русскому языку и другим дисциплинам.

Были допущены ошибки в организации и методах обучения. Был введен так называемый бригадно-лабораторный метод. Ученики изучали материал самостоятельно по группам, пользуясь лишь консультациями учителя. Это снижало качество знаний и роль учителя в учебном процессе. Классно-урочная форма организации занятий и предметное преподавание считались устаревшими.

Отрицательное влияние на теорию и практику обучения оказала педология, которая подменяла собой научную психологию. Педологи при помощи ошибочных тестов определяли умственное развитие ребенка. Например, семилетнему ребенку давали шесть тестов. Если он решил только четыре, то его умственное отставание составляло 4 месяца, т. е. его фактический возраст составлял 6 лет 8 месяцев в отличие от паспортного. Педологи считали, 'что педагогика должна заниматься только вопросами преподавания, а не учения школьников. Многие ученики согласно тестовым испытаниям педологов признавались умственно отсталыми и направлялись в специальные школы. Их умственная неполноценность объяснялась либо отрицательным влиянием окружающей среды, допустим низким уровнем культуры родителей, либо отрицательным влиянием наследственности. Воспитание и обучение теряли ведущую роль в формировании личности школьников.

Центральный Комитет партии глубоко проанализировал недостатки школьного образования того времени и вынес ряд постановлений, которые определили правильную перспективу развития школы и педагогической науки. После постановления ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" (1931 г.), в котором говорилось о путях перестройки учебного процесса, было введено предметное преподавание, приняты новые учебные планы и программы. Учащиеся стали получать систематические знания, политехническое обучение связывалось с усвоением основ наук. Больше учебного времени стало отводиться на изучение русского и родного языков, математики. Возрос авторитет учителя.

Постановление ЦК ВКП (б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" от 25 августа 1932 г. определило, что основной формой организации учебного процесса является урок с постоянным составом учащихся и определенным расписанием, твердым режимом в школе. Повысились требования к учебным программам, укрепились связи между учебными предметами. Благодаря этому постановлению активизировалась работа с пионерами, внеклассная и внешкольная деятельность. Были открыты Дома пионеров, станции туристов, юных натуралистов, клубы.

В феврале 1933 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы". Предлагалось ликвидировать "рассыпные учебники", "рабочие книги" и т. п., которые были распространены в школах в тот период. Необходимо было создать стабильные учебники, которые могли бы использоваться в школе в течение ряда лет. Это постановление оказало существенное влияние на научность и систематичность учебника, его педагогический и методический уровень.

В 1935 г. Советом Народных Комиссаров СССР и ЦК партии 5ыло принято постановление "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе", в котором устанавливалась структура учебного года. Во всех союзных республиках учебный год в школах начинался с 1 сентября. Учебный год делился на четверти. Повысились требования к дисциплине учащихся.

Большое значение для развития теории обучения и всей, учебно-воспитательной работы в школе имело постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936). В нем педология объявлялась лженаукой, в ее основе лежал реакционный "закон" педологии - полная зависимость развития детей от якобы неизменной среды и наследственности. Педологи не придавали решающего значения воспитанию в условиях социалистического общества, в условиях новой, советской школы. Были раскритикованы и изъяты все педологические учебники и пособия. Ликвидированы заимствованные из буржуазной психологии и педагогики неправильные тестовые определения умственной одаренности школьников. Была восстановлена в своих правах педагогика как наука и авторитет учителя как воспитателя.

Эти постановления ЦК партии определили правильные пути развития советской школы и дидактики. Теория обучения как раздел педагогической науки стала успешно развиваться. Преимущественно разрабатывались проблемы деятельности учителя, подготовки учебных планов, программ, учебников.

Советская дидактика, основываясь на опыте работы школ и достижениях психологических и педагогических наук, успешно решает многие проблемы преподавательской и учебной познавательной деятельности. Возникают новые пути и перспективные направления реализации больших потенциальных возможностей всестороннего развития личности школьников.

Дидактика включает следующие категории:

Понятие и сущность процесса обучения. Обучение рассматривается как необходимая сторона воспитания и развития подрастающих поколений, как усвоение учеником определенных сторон общественно-исторического опыта человечества. Наиболее сложным и трудным является понимание противоречий и движущих сил процесса обучения.

Принципы обучения. Это исходные положения преподавательской и учебной деятельности. Понимание принципов обучения обеспечивает научный подход к содержанию, методам и организации обучения.

Содержание школьного образования. Этот вопрос раскрывает взаимосвязи общего, политехнического, трудового, специального и профессионального обучения в общеобразовательной школе, рассматривает учебные планы, учебные программы, учебники и пособия.

Методы обучения. Под методами обучения понимают рациональные способы и приемы работы учителя и соответствующие им способы изучения и усвоения учениками учебного материала.

Организация обучения. Основной формой организации учебной работы в современной школе является урок.

В последние годы в связи с большим вниманием к разработке научных основ подготовки учителя в теории обучения специально выделяются и характеризуются вопросы зависимости учебного процесса от качеств личности учителя, его идейно-политической; общеобразовательной, психолого-педагогической.

Систематическое и последовательное усвоение дидактики поможет понять все стороны учебно-воспитательного процесса, обеспечить творческий подход и педагогическое мастерство.

Основные термины. Теория обучения имеет свойственные ей понятия, термины, которые преимущественно используются в этом разделе педагогической науки. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, научение, самообучение, научность, систематичность, наглядность, доступность обучения, сознательность и активность учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения; урок, класс, практические и лабораторные занятия, учебные экскурсии, успеваемость и др.

Многие из этих терминов мы понимаем по здравому смыслу. Однако такое понимание недостаточно для усвоения теории обучения. Нужно хорошо знать научное содержание каждого из этих понятий.

Наши рекомендации