Особенности воспитательного процесса.
Воспитательный процесс являетсяцеленаправленным Цель современного воспитательного процесса характеризуется гармонией социальных и индивидуальных целей, сотрудничеством в их достижении
Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, общество с его воспитательными институтами Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной д деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объ ными закономерностями Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п. Кроме этого, личность одновременно испытывает ба немногих разнохарактерных воздействий, накапливает положительный и отрицательный к своемусвід.
Процесс воспитания является длительным собственно, непрерывным процессом Он длится всю жизнь При этом изменяется лишь роль и соотношение различных воспитательных факторов в школу ведущую роль в воспитании играет семья, в годы учебы - школа, училище, вуз С началом трудовой деятельности - своя семья, трудовой коллектив, общественные, политические, религиозные организации Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что не рвова система в молодом возрасте характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью Однако это не означает, что \"яркиеot;яскравий \" воспитательное мероприятие способен изменить поведение ученика Необходима система работы, подчинено определенной воспитательной цели
Непрерывность воспитания заключается еще и в том, что воспитательные воздействия учащиеся испытывают не только в момент реализации воспитательного воздействия Бывают и возможные действия (\"что скажет учитель\", \"как отреагирует коллектив\"), а также пе едагогичний следствие С этой позиции и понимают обращено к родителям известное высказывание А С Макаренко о том, что \"воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет домаь тоді, коли вас немає вдома".
Процесс воспитания является комплексным Личность формируется в целом, определенные черты и качества в ней развиваются не поочередно, а сразу, комплексно Это означает, что цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса должны пидпорядковув ваться идеи целостности формирования личности, т.е. педагогический воздействие должно иметь комплексный характер Конечно, на определенном этапе внимание к решению тех или иных воспитательных задач может усиливаться Все воспитательные задачи в процессе развития человека усложняются и углубляютсяься.
Воспитательном процессу присуща удаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия Между педагогическими воздействиями и проявлением воспитанности или невоспитанности находится длинный период образования необходимых свойств личности Велик кой ? и вариативность результатов, в тех же условиях они могут существенно различаться Это связано со значительными индивидуальными различиями учащихся, различным опытом их социального формирования, отношением к воспитанию Уровень профессиональной подготовки воспитателя, его мастерство, умение управлять воспитательным процессом значительно влияет на ход и результаты этого процессцесу.
Процесса воспитания свойственна самоуправляемость Он осуществляется в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), результатом чего является последовательность взаимосвязанных воспитательных ситуаций, от воспитанника к воспитателю (обратная связь), я позволяющий строить каждую воспитательную ситуацию с учетом результативности предыдущей Чем больше в распоряжении воспитателя обратной информации, тем целесообразнее становится воспитательный возв.
Характер
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Черты характера
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
1. отношение человека к другим людям, (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с нейсамокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость,эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Особенности характера
Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.
Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду.
Целостность характера, однако, не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуации характера
Акцентуация характера — это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить её к психическим расстройствам будет неправильно.
Связь с темпераментом
Темперамент также не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.
· От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
· Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
· В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
· Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.