Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.

Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.

Методика тесно связано с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Базисные: лингвистика, психология, дидактика, страноведение, теория коммуникации, социология.

В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.

Из педагогики методика заимствовала некоторые понятия: представления о принципах обучения, представления о процессе обучения и его закономерностях, методах и формах обучения .

Принцип учета индивидуальных способностей: управление образовательным процессом с учетом уровня языковой подготовки всего класса и отдельных учащихся.

Принцип сознательности: означает осознанное овладение ИЯ.

Принцип активности: творческое выполнение заданий, активное усвоение учебного материала.

Принцип наглядности:о наличии наглядности можно говорить когда с сознанием человека присутствуют наглядный образ. Он может быть не только зрительным, но и слуховым. Принципы наглядности обеспечиваются при помощи лингвистических и экстралингвистических средств: контекст (рассказ, диалог), толкование новых слов, подбор синонимов, мимика, жесты, демонстрирование предметов.

Психология дает методисту представления о мотивах овладения языком, видах и роли памяти в обучении ИЯ, особенности учащегося с точки зрения характеристик учебной деятельности.

Лингвистическое содержание обучения ИЯ реализуется в аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), моделях предложения, структурах и жанрах речи и ее стилях (публицистический ,деловой.

История развития методики преподавания иностранных языков. Устный метод

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся по иностранному языку. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением.

Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях ведёт к торможению восприятия учащиеся. поэтому СР и призвана повысить активность обучаемых за счёт её индивидуального характера.

Условия для организации СР: 1) психологическая готовность и желание учиться; 2) осознание цели; 3) знание самой процедуры выполнения заданий; 4) умение пользоваться средствами обучения; 5) умение видеть опоры в материале заданий; 6) адекватные познавательные и эмоциональные характеристики учащихся; 7) осознание собственных потребностей. Важна систематичность. Уровни СР: 1) воспроизводящий (правильное, в нормальном темпе, воспроизведение изученного материала) (есть образец, опора). 2) творческий (умение осуществлять поиск при решении сложных коммуникативных задач) (нет опор, самостоятельные открытия). 3) полутворческий (перенос приобретённых ЗУНов на аналогичную ситуацию) (перенос через трансформацию).

3 вида управления СР: 1. жёсткое (для воспроизводящего уровня). 2. гибкое (для полутворческого уровня). 3. эвристическое (для творческого уровня).

Формы СР: парная; групповая; индивидуальная; фронтальная.

Задания:дифференцированные по степени сложности

недифференцированные

Необходимо сформировать следующие умения СР: ориентироваться в учебном материале; работать со справочной литературой; видеть опоры; осознавать потребности; рационально выполнять задания.

Организация СР при изучении языкового материала: ФСТ 1, ФСТ 2, лингафонный практикум, видео-, аудиотехнологии, компьютерные технологии.

Устная речь: ЛСС, ЛСКП, памятки.

Чтение: денотатные карты (карта-схема текста с главной информацией текста по середине и с пустыми boxes вокруг, которые необходимо заполнять по мере чтения); поиск информации в тексте, исправление ошибок. ПР: памятки, образцы писем, диктанты, сочинения, изложения. Дидактические раздаточные материалы для управления СР:

– задания к упражнениям, – памятки,– наводящие вопросы ,– опоры,– лингафонные практикумы,– компьютерные программы,– алгоритмы,– проблемные ситуации,– тесты,– план.

Разновидности СР: 1) автономное учение ИЯ: обучаемые амии участвуют в определении целей и задач, планируют уроки, инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время, высказывают своё отношение к выполняемым видам деятельности, размышляют о процессе усвоения языка.

Для этого необходимо: а) подход к овладению ИЯ как к процессу добывания знаний; б) отбор ситуаций, ставящих ученика перед необходимостью самостоятельно выбирать что и как сказать; в) выделение учащимся нужного количества времени; г) опора на обучение в сотрудничестве. Элементы автономии вводятся поэтапно и осторожно. 2) центрированный подход заключается в max передаче инициативы учения самому ученику. Создаются условия для развития / раскрытия личностных особенностей. используются индивидуальные учебные программы, альтернативные источники информации, творческие проектные задания. Мотивация сохраняется на длительное время. Развивается ум, сообразительность, критичность, самостоятельность, креативность, сотрудничество

Психологические, лингвистические и дидактические основы обучения иностранным языкам.

Методика тесно связано с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Базисные: лингвистика, психология, дидактика, страноведение, теория коммуникации, социология.

В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.

Из педагогики методика заимствовала некоторые понятия: представления о принципах обучения, представления о процессе обучения и его закономерностях, методах и формах обучения .

Принцип учета индивидуальных способностей: управление образовательным процессом с учетом уровня языковой подготовки всего класса и отдельных учащихся.

Принцип сознательности: означает осознанное овладение ИЯ.

Принцип активности: творческое выполнение заданий, активное усвоение учебного материала.

Принцип наглядности:о наличии наглядности можно говорить когда с сознанием человека присутствуют наглядный образ. Он может быть не только зрительным, но и слуховым. Принципы наглядности обеспечиваются при помощи лингвистических и экстралингвистических средств: контекст (рассказ, диалог), толкование новых слов, подбор синонимов, мимика, жесты, демонстрирование предметов.

Психология дает методисту представления о мотивах овладения языком, видах и роли памяти в обучении ИЯ, особенности учащегося с точки зрения характеристик учебной деятельности.

Лингвистическое содержание обучения ИЯ реализуется в аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), моделях предложения, структурах и жанрах речи и ее стилях (публицистический ,деловой.

Наши рекомендации