Традиционные и нетрадиционные курсы химии
Все учебники, допущенные или рекомендованные к использованию в образовательном процессе, по изложению учебного материала можно условно поделить на традиционные и нетрадиционные.
При традиционном подходе к изучению химии в начале курса рассматриваются вещества и их свойства, а потом под накопленные фактические знания подводится теоретическая основа: изучаются строение атома и периодический закон. В таком случае мы повторяем путь, по которому исторически шло развитие химии как науки: накопление фактов - систематизация фактического материала (например, авторы Л. М. Кузнецова, Л. Г. Иванова).
При нетрадиционном подходе к изучению химии (авторы Н. С. Новошинская и И. И. Новошинский) эффективным считается, что изучение курса химии целесообразно начинать с изучения строения атома, химической связи и строения вещества и только потом переходить к изучению свойств веществ. Данный подход сразу создает каркас, на который будут нанизываться изучаемые факты. Переход от общего к частному, такой подход реализован в учебниках Новошинских.
Эти учебники характеризует системный подход к изложению материала. Учебник 8-го класса содержит понятия, востребованные в 8-м классе. Все что изучается позже, вынесено в 9-й или 10-й класс. Так, в 9-й класс перенесены окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, , газовые законы, химия элементов. И наоборот, электролитическая диссоциация веществ, реакции ионного обмена рассматриваются не в 9-м классе, а в 8-м классе. Так как в 8-м классе рассматриваются вещества только с молекулярной и полной структурой, в учебнике изложен материал только о молекулярных и ионных кристаллических решетках. Сведения об атомных и металлических решетках включены в соответствующие разделы учебника 9-го класса.
Все понятия отрабатываются на конкретном химическом материале, например, теоретические знания об окислительно-восстановительных реакциях закрепляются в 9-м классе при изучении химических свойств неорганических соединений элементов разных групп периодической системы. В это же время отрабатываются навыки составления формул веществ важнейших классов по степеням окисления элементов, умения называть и классифицировать вещества.
Указанные особенности построения курса позволяют учащимся избежать механического заучивания материала и проявить большую самостоятельность при изучении предмета.
Стоит отметить так называемые несистематические курсы химии. Авторы несистематических курсов, несмотря на разнообразие последних, строят их в сходной последовательности. Вначале даются некоторые химические понятия, а затем изучаются конкретные природные объекты или явления из окружающей человека среды с использованием этих понятий.
Иногда введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, например, широко известный изданный в США курс «Химия и общество», главная задача которого — рассмотреть химический аспект проблем, интересующих общество. Об этом говорит простой перечень глав этой книги:
I. Водные ресурсы и качество воды.
II. Химические ресурсы.
III. Нефть. Химическое сырье или топливо?
IV. Химия и пищевые ресурсы.
V. Ядерные ресурсы. Радиохимия в современном мире.
VI. Атмосфера. Химия газов и климат.
VII. Химия и здоровье.
VLII. Химическая промышленность.
По сходным принципам строятся в основном и пропедевтические курсы, вводимые на ранних ступенях обучения в качестве факультативных, а также регулярных занятий. Цель этих курсов — не формирование системы знаний, а просто возбуждение интереса к предмету, желания в дальнейшем его изучать, а также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического содержания в основной школе. В пропедевтическом курсе химии стараются избегать насыщения его глубокими, сложными теоретическими сведениями, а стремятся, наоборот, подчеркнуть гуманитарную значимость науки, ее участие в решении жизненно важных проблем для общества, отдельно взятого человека и природы. Цель пропедевтических курсов — ненавязчиво погрузить учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в их решении, придать химическому содержанию некоторую занимательность.
Пропедевтические курсы, которые пока еще не регламентированы учебным планом по времени и для которых не созданы официальные жесткие программы, несут на себе печать ярко выраженных творческих поисков методистов, которые представляют каждый свое видение химической пропедевтики. Так, например, пропедевтический курс Н. Ф. Воловой [4],' включающий элементы логико-психологических знаний, сосредоточивает внимание учащихся на изучении не только химии, но и самих себя, своей собственной личности, своих психических процессов, что делает курс особенно привлекательным для детей. В этот курс включены первоначальные химические понятия, которые сами по себе обладают пропедевтическими свойствами, но, кроме них, включена и информация о сельскохозяйственных профессиях, связанных с химией (поскольку школа, где преподается этот курс, сельская).
2. отражение целей воспитания и результатов воспитания в тематическом и поурочном планировании