Вопрос №6 Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья.

Витторино да Фельтре организовал «Школу радости», в основу которой положил принципы гуманистической педагогики, здесь много внимания уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека. Принципиально новым было совместное обучение мальчиков и девочек. В школе развивались интеллектуальные способности, давалось эстетическое воспитание, сохранялись элементы рыцарского воспитания. Но многое носило дух аскетизма.

Эразм Роттердамскийопределил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме - естественнонаучные знания. Склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. Считал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни, не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников.

Томас Мор Его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» содержит проект бесклассового общества, в котором обязательный для всех производственный труд соединяется со всеобщим обучением.

Воспитание высокой нравственности рассматривается им как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. Подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в физическом труде. Видел во всеобщем образовании стабильность общества. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на практический опыт. Особое внимание Мор уделил проблеме женского образования.

Xуан Луис Вивес. Обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать "кротость" и "строгость" с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания. Считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед.

Франсуа Раблев своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний, критикует бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе.

Мишель де Монтеньв своем основном труде "Опыты", рассматривает человека, как наивысшую ценность. Он верит в его неисчерпаемые возможности, видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем "разъедает" общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений.

По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы. Он советовал, чтобы "больше говорил ученик и больше слушал учитель". Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования ("нельзя обучать многому"). Полезно наладить разнообразные связи учащихся с окружающим миром - с представителями научного мира, умными и благожелательными друзьями.

Томмазо Кампанелла. В его утопии, "Город солнца", рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Наши рекомендации