Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми средствами выразительности
Многолетний опыт работы на кафедре сценической речи театрального института имени Б. Щукина позволяет нам утверждать, что анализ художественных текстов может быть использован как один из наиболее эффективных способов овладения речевыми средствами выразительности.
Методика преподавания предмета «Сценическая речь» в театральном институте имени Б. Щукина, наравне с упражнениями по технике речи, включает в себя анализ и прочтение художественных текстов разной категории сложности на различных этапах обучения.
Работа с русской классической литературой даёт возможность студентам соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает художественный вкус, развивает умение доносить мысль автора до слушателя, а также способствует творческому самовыражению.
На первом этапе обучения студент вырабатывает критерии оценки профессионального речевого мастерства. Под руководством педагога он занимается коррекцией своей речи. Упражнения по дикции, орфоэпии, дыханию и голосу составляют основу обучения первокурсника.
Однако уже на начальном этапе педагог по сценической речи предлагает студентам для прослушивания записи мастеров художественного чтения: Д.Журавлева, С.Кочаряна, Я.Смоленского, В.Качалова и других выдающихся актеров, составляющих гордость русского театра. Эмоциональное впечатление, анализ подобных записей позволяет студентам не только принять и оценить исполнительское -мастерство выдающихся артистов-чтецов, но и почувствовать различия между профессиональным и собственным чтением.
Стр. 68
На занятиях первого семестра в разделе «Дикция» активно используются стихи детских поэтов (С.Маршак, Б. Заходер, С.Михалков, А.Барто, Д.Хармс и др.). Доступность и простота текстов, забота авторов об игре звуков и слов, внимание к русскому алфавиту позволяет рассматривать детские стихи, как удобный материал для исправления дикционных недостатков речи.
В разделе «Орфоэпия» преподаватели используют для работы русские пословицы, поговорки и народные сказки. Плавность, протяжность, неторопливость народного фольклора помогает работе с диалектными отклонениями учащихся.
В разделе «Дыхание и голос» могут быть полезны гекзаметры, стихи русских поэтов с большим количеством гласных и сонорных звуков.
Во втором семестре, студентам предлагается составить речевой автопортрет, портреты своих однокурсников, друзей, родных - таким образом, внимание студента направляется на речевую индивидуальность говорящего, педагог учит его распознавать речевые особенности и недостатки речи. В дальнейшем эти навыки помогут будущему актеру работать над речевой характерностью образа.
Следующее задание - поиск речевого портрета в художественной литературе. Вот несколько показательных примеров:
«Речь его была беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее. Когда он говорит, вы узнаете в нем сумасшедшего человека. Трудно передать на бумаге его безумную речь».
А.П. Чехов «Палата №6»
«От пушечных звуков голоса Клавдии Ивановны дрожала чугунная лампа с ядром, дробью и пыльными стекляшками. Голос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы
Стр. 69
Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони».
И.Ильф и Е.Петров «12 стульев»
«Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Господи, как он говорит! Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке. Слушаешь, слушаешь и голову повесишь. Приятно! Чрезвычайно приятно! Как сон после купания!»
Н.В. Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Педагог анализирует принесённые студентами отрывки и утверждает тот или иной текст. Предпочтение отдаётся литературе самого высокого уровня, а также точности речевой характеристики.
Разбор текста включает в себя определение целей и задач, поставленных автором произведения и его исполнителем, стиля и жанра повествования, логики устного варианта текста, речевых средств выразительности. В результате разбора студент приобретает определенные профессиональные навыки по работе с текстом, которые будут ему полезны не только в процессе дальнейшего обучения, но и в профессиональной деятельности.
В свою очередь подготовленность и свободное владение текстом дают возможность проявиться индивидуальности самого студента. Он может в полной мере продемонстрировать такие важнейшие качества, как заразительность, обаяние и юмор.
Отработанные тексты наравне с упражнениями выносятся на летний зачет по сценической речи, и их прочтение демонстрирует овладение студентом всеми без исключения элементами техники речи, освоенными за 1 год обучения.
Третий семестр посвящен вопросам логики сценической речи. Изучение законов и правил звучащей речи, отличие устной речи
Стр. 70
от письменной, отработка речевых средств выразительности - вот неполный перечень обязательных для прохождения тем.
На данном этапе количество используемых художественных текстов значительно увеличивается. Каждое правило требует индивидуально подобранных примеров. Студенты, знакомясь с разнообразной классической литературой, постепенно приобретают умение грамотно выбрать и прочитать нужный отрывок текста, разумно и точно использовать такие средства выразительности как ударение, пауза, интонация и темпо-ритм. Вот несколько отобранных для работы примеров:
Чтение точек, чтение запятых, освоение логической перспективы:
«Солнце клонилось в морозную мглу. Синел снег. Звонче скрипели конские копыта. Находили сумерки, и по всей Москве на звонницах и колокольнях начали звонить к вечерне».
А. Толстой «Петр Первый»
Чтение вопросительного предложения:
«На кого он сердится? На людей, на нужду, на осенние ночи?»
А.П. Чехов «Почта»
Чтение восклицательного предложения:
«Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезный Павел Иванович! Почтеннейший Павел Иванович! Душа моя, Павел Иванович! Вот вы где, Павел Иванович! Вот он, наш Павел Иванович!»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
В последние годы большую сложность вызывают логические конструкции, требующие интонационного разнообразия. Студентам, привыкшим в повседневной жизни говорить монотонно, порой бывает трудно воспроизвести необходимое повышение или понижение тона.
Стр. 71
В данной ситуации могут быть предложены такие методические приёмы, как механическое (физическое) действие или деление текста. Оба эти приёма органично связаны со словесным действием и партнёрскими взаимоотношениями.
1. Соединение логических конструкций с движением даёт, как правило, быстрый неосознанный результат, который впоследствии должен быть обязательно закреплён сознательным ведением мысли. Так, для того чтобы не ставить лишние точки и вести перспективу, можно перекидывать мячики или перетягивать канат. Приседания и потягивания стимулируют понижение или повышение интонации. К физическому движению прибавляется словесное действие (укорить, убедить и т.д.), и обучающийся проделывает маленький речевой этюд. Такие упражнения развивают фантазию и облегчают задачи, стоящие перед студентами в момент анализа и воспроизведения текста.
2. Деление текста также может быть полезно на первом этапе работы. Принцип деления зависит от индивидуальных речевых проблем студентов. Ниже приведен текст с большим количеством пояснений:
«Тропинка спускалась вниз, соединившись с широкой, как камень, ослепительно белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыш-кин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполнялся нарядной, весёлой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато восхищала Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твёрдыми и блестящими, точно лакированными, листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом; огромные многовековые платаны, с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач — яркие, великолепные душистые розы, - всё это не переставало пора-
Стр. 72
жать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика»
А. Куприн «Белый пудель»
Приведенный вариант демонстрирует деление текста по ролям (сюжет - пояснение), что можно увидеть по использованию различных шрифтов. Итак, один студент читает сюжет, постепенно развивая мысль, а другой пояснения. Если такой вариант быстро осваивается, то студенты меняются ролями или делят текст по другому принципу. Следующий этап - индивидуальное прочтение текста.
Многократное взаимное прослушивание и прочитывание разнообразных примеров автоматизирует практические умения и вырабатывает устойчивый профессиональный навык. Ясное грамотное чтение неизбежно ведет за собой повышение общего уровня звучащей речи студента, владение собой в экстремальных условиях выступления, съемки, интервью.
Четвертый семестр обучения посвящен поэзии. Предпочтение отдается стихотворным текстам XIX и XX веков. Знание основ стихосложения и исполнительское мастерство студенты должны продемонстрировать на теоретическом и практическом экзамене по сценической речи. Каждая тема стихосложения - способы рифмовки, строфа, мужские и женские окончания, стихотворные размеры и др. находит свое отражение в подобранных примерах. Студенты погружаются в мир поэзии, много читают, пишут стихи, определяют на слух стихотворные размеры, читают стихи коллективно и лишь к концу семестра выбирают одно стихотворение для индивидуального прочтения.
Дальнейший этап обучения - художественное чтение (пятый, шестой, седьмой семестры). Преподаватель вместе со студентом выбирают отрывок - это может быть проза, стихи, композиция. В течение семестра на индивидуальных занятиях этот отрывок художественного текста подробно, всесторонне анализируется, разбирается, определяются авторская и исполнительская цели, происходит поиск определенной формы и нужных средств
Стр. 73
выразительности. Определенное «решение» репетируется, отрабатывается со студентом и он выходит один на один с залом для того, чтобы поговорить об интересующих его актуальных проблемах, используя авторский текст.
К моменту окончания обучения студент должен приблизиться к исполнительскому мастерству актеров-чтецов, записи которых он слушал на первом курсе. Во всяком случае он за четыре года овладевает речевыми средствами выразительности и в состоянии выразить свою и чужую мысль так, чтобы у слушателя ее восприятие не вызывало затруднений.
Наша практика показывает, что чтение художественных текстов и использование их лексических, стилевых, структурных и других особенностей в индивидуальной устной речи позволяет учащимся чувствовать себя на сцене более уверенно. Этому способствуют - пересказ текста, умение сформулировать основную его мысль, возможность проанализировать отличие сюжета от темы и другие устные задания.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение технике сценической речи, а в частности использование художественных текстов, как способ овладения речевыми средствами выразительности, способствует качественному улучшению речи взрослого обучающегося.
Задание:
- Прослушайте аудиозаписи артистов-чтецов.
- Создайте свой речевой автопортрет и портреты своих родных и
- друзей.
- Подберите примеры текстов на основные правила чтения текста,
продумайте, какие средства выразительности помогут вам
максимально точно донести до слушателя заложенную автором
мысль.
Стр. 74
***
Два года обучения - для одних это огромный срок, за который можно успеть исправить свои основные речевые недостатки и приобрести основополагающие знания и умения. Для других стартовая площадка для обдумывания.
Начинающим педагогам не нужно бояться задавать вопросы. Любой опытный преподаватель ответит и подробно разъяснит, для чего он делает со студентами то или иное упражнение, на что оно направлено, какие промежуточные задачи выполняет. Вполне вероятно, что, поняв всё это, магистрант или стажер возьмёт это упражнение «на вооружение», а может быть выберет другое идентичное или придумает своё. Но, поняв чужую педагогическую логику и даже отвергнув её, проще создавать свою.
Многолетние наблюдения показывают, что в начале своего пути преподаватель пробует и использует огромное количество самых разнообразных упражнений, от многих из которых он быстро отказывается. Вероятно, таким образом, и происходит становление педагогической индивидуальности и выработка критериев отбора. Методом проб и ошибок уточняется методика преподавания, выверяются методы работы, создаётся неповторимый педагогический почерк.
Приобретя опыт, преподаватель, как правило, имеет ограниченное количество результативных методически точных упражнений, которые могут варьироваться, дополняться или комбинироваться в зависимости от индивидуальности студента. Здесь будет уместно вспомнить, что великий русской полководец А.В. Суворов говорил: «Побеждать надо не числом, а умением» и, не смотря на то* что учёба - не война, вдуматься в мудрость этих слов.
И студенты, и преподаватели начинают учиться в стенах института, а затем всю свою жизнь продолжают этот захватывающий, интереснейший процесс. Только в этом случае, педагог не стоит на месте, а впитывает, осваивает новые формы и методы работы с актёрами.
Стр. 75
Для того, чтобы начать думать в системе, надо эту систему знать.
Если педагог освоил систему знаний - он профессионал!
Если он научился в ней мыслить и находить свой путь - педагогическая индивидуальность!
Примерная программа зачётов по сценической речи
I семестр
1. Упражнения по дыханию и голосу (общие и индивидуальные).
2. Артикуляционная гимнастика (общая).
3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная).
а) Гласные звуки.
б) Согласные звуки, пройденные за первый семестр.
4. Упражнения на словесное действие - пословицы, чистоговорки, этюды, споры (индивидуальные и парные).
5. Русские народные сказки (общие, парные и индивидуальные).
6. Цитаты.
П семестр
1. Упражнения по дыханию и голосу (многие выполняются индивидуально).
2. Упражнения, этюды и тексты на голосовой посыл (парные и индивидуальные).
3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная).
4. Скороговорки, многоговорки, споры, стихи, этюды с использованием словесного действия (парные и индивидуальные).
5. Упражнения и этюды на перемену темпо-ритма.
6. Стихотворные тексты на перемену темпо-ритма (общие).
7. Публицистика (развернутый вариант цитат).
Стр. 76
8. Теоретическая сдача раздела «орфоэпия» по экзаменационным билетам (может быть проведена раньше на две-три недели).
Практические задания. Раздел «Дикция»
1. Распределите этапы работы в логической последовательности:
- звукосочетание
- артикуляционная гимнастика
- текст
- подготовка дыхательного аппарата к фонации конкретного
звука
- артикуляция конкретного звука
- скороговорка
- формирование конкретного звука
- чистоговорка
- слово
- фраза
словосочетание
2. Напишите и обоснуйте варианты последовательности постановки звуков русского языка.
3. Напишите и обоснуйте, какие учебные дисциплины могут быть использованы в дикционном тренинге.
Стр. 77
4. Напишите и обоснуйте, какие разделы предмета «Сценическая речь» могут быть использованы в дикционном тренинге.
5. Напишите варианты использования темпа-ритма при постановке звуков речи.
6.Напишите варианты использования упражнений по дыханию при постановке звуков речи.
7. Напишите варианты использования орфоэпических норм при постановке звуков русского языка.
8. Напишите варианты использования словесного действия в дикционном тренинге.
Стр. 78
9. Напишите варианты использования упражнений по голосоведению при постановке гласных звуков.
10. Напишите наиболее целесообразные варианты
использования словесного действия для развития
интонационно мелодического разнообразия при работе со сложными
звукосочетаниями.
11. Предложите варианты использования динамических упражнений на разных этапах преподавания раздела «Дикция».
Стр. 79
Сценическая речь
Учебная программа для студентов актерского факультета