Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка.
Составляет альтернативу первой модели.
Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: давай вместе!
Цель: становление ребенка как личности.
Тактика: сотрудничество.
Способы общения предполагают развитие умения встать на позицию другого. Учесть его точку зрения, принять его как личность.
При реализации такого общения взгляд на ребенка как на равного партера, имеющего свою точку зрения на события.
Задание №4 Вопросы, которые я хочу задать.
Тема: 4 Человек: индивид, личность, индивидуальность
Педагогический словарь
Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов
Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности
Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта
Наследственность- свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Самовоспитание- осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Деятельность- форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира.
Общение- порождаемая потребностями в совместной жизнедеятельности и обмене информацией форма активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми в формировании межличностных отношений.
Среда окружающая- природные , социально- экономические и материально- бытовые условия жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.
Среда социальная- окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, развития и деятельности.
Фактор- движущая сила, причина,существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества
- Движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности
- Половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребёнка
- Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы
- Определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка
- Учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения
- Анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности
Задание №1 приведите примеры (книги, статьи, интернет и др. источник) влияния среды на развитие личности (не менее 3)
Задание№2 докажите правомерность высказывания «Потребность - движущая сила и источник развития
Задание №3 заполните таблицу.
Раскройте суть влияния следующих факторов на развитие личности. Какие факторы являются наиболее важными.
Факторы | Суть влияния на развитие личности |
Наследственность | |
Среда | |
Воспитание | |
Деятельность и общение |
Задание №4 составить таблицу возрастной периодизации детей и подростков, отразив в ней следующие моменты.
Возрастной период | Ведущая деятельность | Объект познавательной деятельности | Новообразования возраста |