Семья как социокультурная среда воспитания ребенка дошкольного возраста

Специфика современной семьи

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса общества - до окончания школы, а в определенных аспектах и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу "стерпится - слюбится", соглашаясь с тем, что "браки заключаются на небесах". Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы - еще одна крайность современной семьи - разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

З. Семейная система является достаточно открытой, в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму.

4. Современная семья изменилась и по составу - произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья - родители и дети - становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья -многопоколенная - включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников.

Функции семьи. В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Иногда часть из этих функций берет на себя государство, некие социальные институты (например религиозные коммуны).

1)Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

2)Воспитательная функция. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи.

3)Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.

4)Коммуникативная функция. Важно понимать, что русское слово "общение" и латинское "communicatio" происходит от "общее". То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общим с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека.

5)Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Семья как микрофактор социализации дошкольника

Воспитательная функция семьи. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Депривация - потеря чего-либо, лишение из-за недостаточного удовлетворения потребностей.

Причины возникновения депривации:

I гр. Депривация по внешним причинам

1. состав семьи: -депривация по материнскому типу; -патериальная депривация (по отцовскому типу); -сиблинговая – когда ребенок растет один в семье и когда появляется брат или сестра.

2. дети рожденые вне брака

3. ребенок после развода.

4. алкоголизм родителей.

5. социоэкономический и культурный уровень в семье: - многодетные семьи; -чрезвычайно низкий экономический и культурный уровень семьи; -чрезвычайно высокий социально экономический уровень в семье.

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ НО НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ.

II гр. Депривация по психологическим причинам

1)эмоциональная незрелость и нарушение характера родителей (такие люди направлены на себя, они эгоцентричны, у таких людей психол. возраст не равен физиологическому, эти люди инфальтильны. Они всегда качают права в д/с, им кажется что их не любят, зависимость от матери, пытаются заводить все больше «друзей»)

2)невротические и психотические расстройства родителей (депресия родителей, враждебность чередуется с отражением, такие родители производят впечатление нормальных, хороших, заботливых родителей, но на самом деле не так, в семьях появляется педофилия. )

3)умственная ретордация, отклонение органов чувств (чаще олигофрены, при умственной отсталости такие дети м/б добрыми но интеллектуально не доразвитыми)

4)нежеланные дети (самая страшная и распространенная)

Родителей волнуют многие педагогические проблемы: воспитание послушания у детей, культуры поведения, детские страхи, организация игр с ребенком и его досуга, подготовка к школе и другие. Но бывает и так, что, обладая такими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности.

Высокий уровень подготовленности у родителей - совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».

«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.

Методы формирования у родителей «педагогической рефлексии»: -разбор педагогических ситуаций; - решение педагогических задач; -анализ собственной воспитательной деятельности.

Эти методы формируют верную позицию родителей, повышают их активность в процессе воспитания детей, актуализируют полученные знания. Эти методы помогают родителям увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления, что позволяет подняться на новый уровень «педагогической рефлексии» – уметь анализировать свои действия как педагога, доказать их правоту или ошибочность. Использование данных методов приводит родителей к пониманию того, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Успешными могут быть и различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся ситуации, и т.д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.

Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на указанную выше «Концепцию дошкольного воспитания» (1989), в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Особое внимание должно уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Взаимодействие – это так же процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение.

Наши рекомендации