Научно – педагогическое исследование: принципы, методы, этапы организации.
Структура и логика научно-педагогического исследования
1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач
2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода
3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем.
4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется.
5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.
6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий.
7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.
При проведении педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:
- исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений: они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;
- обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;
- изучать явление в его развитии;
- изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;
- при выборе методов исследования исходить из того, что для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов;
- методы исследования должны быть адекватны существу изучаемого предмета;
- рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития;
- не допускается проведение эксперимента, противоречащего нравственным нормам, способного нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.
Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К ним относятся:
Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое.
Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
Абстрагирование —-мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).
Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.
Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.
Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Наблюдение широко используется в педагогической науке. Оно может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим исследовательским методом.
Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведения научного исследования. Более активной формой является исследовательская беседа. Беседа как метод научного исследования позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.
Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
К методам педагогического исследования относится изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики.
Шкалирование — также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.
К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик — предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Этот метод повышает объективность выводов. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.
Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодоления обнаруженных недостатков.
В последние годы все большее распространение получают социометрические методы, которые позволяют устанавливать социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Эти методы дают возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в этой группе, поэтому методы называются также методами структурного анализа коллектива.
Особую группу составляют математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Следует сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.
8.Система непрерывного образования в России. ФЗ «Об образовании РФ».
Система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Система образования, сложившаяся на сегодня формировалась и развивалась как открытая, сложная, целостная и динамическая. Основным свойством любой системы, обеспечивающим её жизнеспособность, является целостность, которая рассматривается как общее свойство любой природы, характеризующее высокий уровень интегрального развития и его компонентных связей, а также способность системы производить новые интегральные качества, не свойственные отдельным её компонентам. Чем выше степень интеграции компонентов системы, тем выше её эффективность и результативность.
В системе образования выделяются:
- дошкольное образование;
- общее среднее начальное, основное, среднее (полное) образование;
- начальное, среднее и высшее профессиональное, послевузовское образование.
Все эти части системы образования реализуются в соответствующих типах учебных заведений.
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Основой для построения и функционирования российской системы образования являются принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ "Об образовании", которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Данный принцип основывается на идеях гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
б) единство федерального, культурного и образовательного пространства осуществляется через реализацию государственных образовательных стандартов, защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также использование единой педагогической терминологии;
в) общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания;
г) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан;
д) свобода и плюрализм в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. е) демократический государственно-общественный характер управления образованием основывается на идее объединения усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, выборе различных типов образовательных учреждений. Данный принцип проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. ж) автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Нормы закона об образовании: дошкольное образование
Законодатель указывает на наличие понятия дошкольного образования, определяет основы данного образования, и указывает на то, что данный вид образования должен быть изначально направлен на формирование общей культуры, на развитие физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических, а также личностных качеств; Данное образование направлено на формирования предпосылок в общей учебной деятельности, а также на укрепление и сохранение здоровья детей, в дошкольном возрасте; Очень важное значение законодатель отдает созданию образовательных программ. Указано, что все образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей. При этом, очень важно правильно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, чтобы правильно разработать программу, способную дать нужные результаты образования; В нормах законодательства также указано, что сама суть образования должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Кроме всего прочего, нужно подготавливать ребенка не только к школе, но еще и развивать его творческие способности. Освоение образовательных программ в данном случае, не должно сопровождаться промежуточной аттестацией. Также не производится итоговая аттестация обучающихся детей; Естественно законодатель указывает на важность семейного образования. В тоже время, родители имеют право получить психолого-педагогические, диагностические и консультативные варианты помощи специалистов, без необходимости оплаты таких услуг. При этом, законодатель определяет обеспечение представления данной помощи специализированными государственными инстанциями. Важность дошкольного образования Дети, которые получили хоть какое-то дошкольное образование, в школе чувствуют себя более уверенно, достаточно быстро осваивают материал, уже умеют пользоваться книгой, что само по себе приводит к более рациональному и правильному образованию и воспитанию. Именно по этой причине, очень важно правильно организовать воспитательный процесс, разработать особенности дошкольного образования, а также стимулировать появление новых организаций, деятельность которых направлена на предоставление качественного дошкольного образования. В нашей стране существует масса государственных дошкольных центров – детских садов, домов творчества и пр. Есть также частные организации, которые не менее популярны, так как именно они дают более глубокие профессиональные знания по четко определенным направлениям.
9.Концепция дошкольного воспитания, её структура и основное содержание.
В 1989 году была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания», авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие.
Впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалась на использование учебно- дисциплинированной модели при организации педагогического процесса в ДОУ.
Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состояли в следующем:
-охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);
-гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;
-раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении;
-обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
-радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства
Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т.е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление - основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят.
Структура и содержание концепции.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки", то отрицается самоценность "проживания" эпохи детства ребенком. Только отношение к детству, как самоценному времени жизни, делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.
ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом – тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.
ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование "психологического благополучия ребенка" звучит как бессмысленное словосочетание.
ПЕРЕСТРОЙКА СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ. В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством "внушений", то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.В рамках личностно-ориентированного подхода должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень "зрелости" тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно освоение. Такая по существу "школьная" модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни.
ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически "детских" видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ. Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛА. Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА. Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему, как к простому исполнителю своей роли, и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания. Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования: она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.
ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во всех существующих программах воспитания. Однако сам принцип централизованного программного управления воспитанием представляется неперспективным: единая типовая программа, вопреки намерениям авторов, создавала почву для учебно-дисциплинарного подхода к детям.
Таким образом, дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.
Пед.мастерство и искусство. Требования к личности педагога дош.обр. на совр.этапе.
Требования к личности педагога дошкольного образования на современном этапе. Пед.мастерство- это искусство обучать и воспитывать. Это профессиональные умение направлять виды учебно-воспит. Работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности. Мастер- это человек, особенно сведущий и искусный в своем деле. Педагог-мастер- это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства. В основе направленности учителя-мастера две страсти: увлеченность предметом, который он преподает и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа пед.мастерства- проф.знания. знания учителя обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой преподает учитель, а с другой стороны к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподавателем предмета, его методики, педагогики и психологии. Гуманистическая направленность как сверхзадача в повседневной работе мастера всегда определяет его конкретные задачи. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и учеником, он совершенный учитель»-говорил Толстой. Еще элемент структуры пед. мастерства- способности к пед.деятельности. они указывают на особенности протекания психологических процессов, содействующих успешности пед.деятельности. опираясь на исследования, можно вычленить след. 6 ведущих способностей личности к пед.деятельности: 1) коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность.2) перцептивные способности: проф.зрелость, эмпатия, пед.интуиция.3) динамизм личности: способность к волевому воздействию и логическому убеждению.4)эмоциональная устойчивость- способность владеть собой.5) оптимистическое прогнозирование.6) креативность- способность человека к творчеству.
Требования: Козлова, Куликова называют, помимо профессиональной направленности, основывающейся на любви и интересе к детям, высокой общей и профессиональной культуры, интеллегентности, моральной чистоты, гражданской ответственности, работоспособности, уравновешенности, пед.такта, пед.зоркости и оптимизма, культура проф.общения, психологического настроя на сотрудничество, пед.рефлексии, и важность в составлении профессионально-важных качеств самовоспитания, наличие у педагога пед.умений, условно делимых на гностические (для изучения ребенка), конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения педагога.