Роль говорения в процессе обучения иностранному языку. Уроки формирования навыков говорения. Характеристика их успешности и определение возможных трудностей.
устная речь как цель обучения выступает средством общения. Применение устной речи – это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание им заниматься. Задания в этом случае направляют внимание учащегося на смысловое содержание высказывания. Устная речь используется и как средство обучения, с помощью которого осуществляется выработка автоматизмов в воспроизведении и трансформации (преобразовании) усваиваемых лексических единиц и грамматических структур.
В современной методике обучения иностранным языкам в школе, как в отечественной, так и в зарубежной, устная речь широко используется как средство обучения, что позволяет учителю приобщать учащихся к речевой коммуникации с самого начала изучения ими иностранного языка. Школьникам обеспечивается возможность слышать и видеть, как, в каких ситуациях употребляются вводимые слова или грамматические структуры посредством включения в активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов; мобилизует внимание обучаемых, стимулируется познавательный интерес.
Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу.
Обучение монологической речи – одно из направлений в реализации целей и задач, стоящих перед школой в деле обучения учащихся Монолог – речь одного лица, выражающего в более или менее развер-нутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.п.Важной психологической особенностью монологического высказывания, в отличие от диалогической речи, является его непрерывность, которая позволяет говорящему связано и полно высказывать свои мысли.
Речь должна быть понятной сама по себе без помощи экстралингвисти-ческих средств.
Ее отличают следующие качества: целенаправленность, логичность, смысловая законченность, выражение собственного отношения и оценки.
Для каждой из этих функций характерны свои языковые средства вы-ражения и особые психологические стимулы. Сравним: нейтральное и эмоциональное в отношении сообщения: информация, с одной стороны, и стремление убедить слушателя с помощью эмоционально-выразительных средств языка – с другой.
Следовательно, всему этому нужно учить. В целом же обучение моно-логической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысли, выделить главное, сделать вывод, убедить. Монолог – это повышенная нагрузка на память (оперативную и долговременную), мышле-ние и речепроизводительные механизмы человека.
Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения . Контроль и оценка умений говорения.
На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка. Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. В этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести: соотношение диалогической и монологической речи в курсе средней школы; принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации на уроке; возможности использования ТСО для обучения диалогу; отбор материала для обучения диалогу. Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В основе любого диалога лежат различные высказывания, комбинирование которыми составляет его сущность.
Письмо как цель и как средство обучения.- Содержание обучения письму на различных этапах обучения.
В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.
Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как о самотоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте - научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке а любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.
Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что в идиале должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке?
Это может быть:
заполнение анкет;
написание разичного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
составление автобиографии/резюме;
написание заявлений
написание рецензий
написание аннотаций
написание сочинений/эссе
написание поздравительных открыток
написание записок и т.п.
19.Методическое содержание урока иностранного языка. Основные черты современного урока иностранного языка .
Методическое содержание урока иностранного языка, по мнению Е. И. Пассова, составляют следующие исходные положения: 1. Индивидуализация. Она предполагает учет возможностей каждого ученика при выполнении упражнений, при обучении видам речевой деятельности; обучение учащихся рациональным приемам работы с помощью различных памяток, учет свойств личности учащихся и их постоянное развитие. 2. Речевая направленность. Она проявляется через речевой характер упражнений, через мотивированность высказывания, через речевую (коммуникативную) ценность фраз, через речевой характер урока в целом. 3. Ситуативность. Ситуация общения на уроке иностранного языка создается лишь тогда, когда учитель учитывает взаимоотношения собеседников; каждая фраза учителя должна быть ситуативной. Ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т. е. в ходе выполнения подготовительных упражнений. 4. функциональность. Она проявляется при усвоении речевого образца, в установках к упражнениям при обучении навыкам и видам речевой деятельности. Функциональность должна проявляться в подаче правил (в виде правил-инструкций). 5. Новизна. Она проявляется в постоянном варьировании речевых ситуаций, связанных с речемыслительной деятельностью учащихся, в разнообразии выполняемых упражнений, в разнообразии содержания учебного материала, в разнообразии речевых партнеров.
20. Внеурочная работа по иностранному языку в средней школе.