Особенности оказания помощи в адаптации в подростковом возрасте

Костин И. А.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И АУТИЗМ

Как известно, в норме подростковый возраст - это всегда период бурных изменений, происходящих в жизни подрастающего ребенка. В первую очередь, в подростковые годы происходят важнейшие физиологические сдвиги во всех системах организма: скачок в росте, "гормональные бури", связанные с половым созреванием, заметные телесные изменения. У некоторых эти изменения происходят особенно резко и начинаются рано, в других случаях - позже и плавнее, у девочек в среднем на 2-3 года раньше, чем у мальчиков; но всегда, независимо от индивидуальной специфики, подростковые годы - это период мощных изменений во всем организме, сравнимых разве что с периодом младенчества. Иногда в этот период отмечают особую неуклюжесть, неловкость в движениях, дисгармоничность и непропорциональность в облике: очарование детского возраста уже ушло, а обаяние юности пока еще в будущем...

На фоне таких важных физиологических перестроек происходят и значительные психологические изменения. Прежде всего, по сравнению с периодом младших классов, начинает преобладать ориентация на среду ровесников, общение с которыми становится важнейшей потребностью и самой значимой частью жизни подростка. Часто близкие отмечают, насколько резко подросток стремится к своей жизни, отдельной от жизни родителей; порой он даже начинает противопоставлять себя семье. Ценности, кумиры, манера поведения могут формироваться у подростка в первую очередь в общении с такими же, как он, ребятами, а не в семье, как в более ранние возрастные периоды.

Для подростковой среды нередко бывает характерен азартный поиск границ своих возможностей, границ дозволенного. Иногда это выливается в рискованное поведение, демонстративное пренебрежение ко всему, что олицетворяет взрослый мир, ко всем запретам и устоям. Фактически это период, когда подрастающая личность все время ставит перед собой такие вопросы, как "смогу ли я", "по силам ли мне это будет" и т.п.

Однако при всей внешней "колючести", возможной неуравновешенности (а может - наоборот, замкнутости) или других, столь "неудобных" и даже неприятных для взрослых чертах, в этом возрасте отмечается и особая ранимость, душевная незащищенность, колоссальная потребность в понимающем и уважительном отношении со стороны окружающих, и в первую очередь - близких взрослых. Ведь это еще и возраст значительного роста самосознания, знаменитого подросткового "поиска себя", формирования представления об уникальности своей личности, сознательных размышлений подростка о своем будущем, зарождения профессиональных интересов. Поэтому очень важно помочь подростку развить его интересы: кто знает, у скольких людей выбор профессии "вырос" из подростковых увлечений?

Так что Ваша эмоциональная поддержка, внимательное участие и бережный совет (но только не категоричные и навязчивые требования!), готовность к настоящему диалогу особенно ценны для вчерашнего ребенка в эти непростые годы; и это безусловно и для нормального развития, и для подростков с аутизмом.

В подростковом (или, как говорят специалисты, пубертатном) периоде становится особенно отчетливой разница в темпах созревания у ребят одного и того же возраста (один в 14 лет почти мужчина, другой - еще совсем мальчик). Синдром РДА многократно усиливает такую разнородность подростковой группы.

К этому возрасту особенно выраженной становится разница по уровню общей адаптированности внутри группы ребят, страдающих аутизмом. Соответственно, и первоочередные проблемы, и задачи помощи в каждом конкретном случае могут быть самыми разными и непохожими друг на друга, сильно отличаясь от проблем и задач в другой семье.

В связи с этим хочется еще раз подчеркнуть, что мы предлагаем читателю, знакомясь с каждым из описанных ниже направлений работы, самому определить, исходя из конкретной реальной ситуации, с чего следует начинать и какой "планки" хотелось бы достичь. Мы задаем в нашей книге лишь стратегию, основные направления помощи аутичному подростку в адаптации к миру и

предлагаем некоторые методические приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в нашей практической работе; но конкретные пути работы в Вашей семье, с Вашим аутичным ребенком Вы можете продумать и осуществить только сами.

ОБШИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМНАВЫКАМ

Как нам кажется, особую специфику, особый драматизм развитию страдающих аутизмом людей в подростковом возрасте придает асинхрония, то есть выраженная неравномерность в их развитии. В чем состоят ее проявления?

Во-первых, часто сочетание неплохих интеллектуальных возможностей при полной беспомощности в повседневной жизни. Мы сталкивались в работе с высоко интеллектуальными ребятами, имевшими большой багаж знаний в тех или иных областях, с развернутой сложной речью, но при этом крайне зависимых в быту от своих мам или других близких, очень неловких, не умеющих выполнить самостоятельно элементарные бытовые действия.

Во-вторых, это диссоциация между вполне естественной в этом возрасте потребностью в общении, в расширении контактов и низкими возможностями в межличностном общении. Как и всем подросткам, ребятам с аутизмом хочется общаться не только с близкими людьми - родителями, родственниками, учителями, но и с ровесниками. Однако развитию круга контактов мешает остающаяся высокой пресыщаемость в общении, сосредоточенность на своих стереотипных, как правило очень инфантильных интересах, неумение слушать собеседника, держать пространственную и психологическую дистанцию в общении, негибкость, недостаточный учет постоянно протекающих в диалоге изменений.

Наконец, еще одна сторона такой неравномерности связана со значительно возрастающими требованиями общества - в лице педагогов, ровесников, да и просто посторонних людей - к вырастающему ребенку (в частности, уметь себя вести, во всех отношениях следить за собой и контролировать себя, владеть определенными представлениями, бытовыми навыками и т.д.). При этом в целом, как правило, адаптационные возможности аутичного подростка перед лицом этих возросших требований остаются низкими.

Эти противоречия часто ощущаются самими страдающими аутизмом ребятами, вследствие чего растет и осознание своей особенности, отличия себя от ровесников. К сожалению, такое осознание часто становится причиной усиления неуверенности в своих силах, возникновения представления о своей никчемности, неумелости ("У меня все равно ничего не получится"), заниженной самооценки. Чтобы все это преодолеть, любое обучение аутичного подростка (так же как это было описано в отношении более младших возрастов) необходимо насыщать положительными эмоциями, подкрепляя малейшее движение вперед, не форсируя процесс обучения и дозируя задачи по трудности. Это важнейшее условие, при несоблюдении которого обучение социально-бытовым навыкам рискует стать для аутичного подростка дополнительной психической травмой.

Осваивая какое-то новое, нелегкое для себя дело, он должен чувствовать расширение сферы своей самостоятельности, "автономности", существование своей собственной жизни, отделенной от жизни близких - ведь это, как отмечалось выше, крайне важно для подросткового возраста. Иначе говоря, характерное для этого возраста стремление к своей жизни, отличной от жизни взрослых - немаловажный "рычаг", который можно использовать для того, чтобы создать у аутичного подростка желание научиться чему-то новому, а значит - расширить зону своей самостоятельности.

Во многих случаях, однако, и 13-15-летние, и более старшие аутичные люди остаются в душевном отношении в значительной степени малышами - наивными и добродушными, с большой привязанностью к близким и такой же большой зависимостью от них в повседневной жизни. Но и в таких случаях, помогая подростку овладеть тем или иным навыком, близкие могут акцентировать его внимание на том, что замечательно уметь делать разные дела самому - готовить к завтрашнему дню в школе портфель, разогреть себе обед, почистить свою обувь и т.д.

Таким образом, независимо от тяжести состояния Вашего аутичного ребенка, обучение чему бы то ни было должно стать для него одновременно и психотерапией. Другими словами, обучение должно работать на повышение уверенности и самооценки, на формирование так необходимого в этом возрасте ощущения собственного достижения: "Я могу, способен что-то сделать сам!"

Если работа по формированию элементарных бытовых навыков не была начата на более ранних возрастных этапах, то это, разумеется, не означает, что она теряет свою актуальность к подростковому периоду, скорее наоборот: в силу причин, изложенных в начале этой главы, актуальность такого обучения удесятеряется. В реальной жизни работа по развитию бытовой адаптации у людей с аутизмом нередко только начинается в подростковые или даже юношеские годы (поскольку эта проблема относительно недавно попала в поле зрения специалистов, нередки ошибки в постановке диагноза и т.д.)

Более или менее интенсивная помощь в социально-бытовой адаптации необходима, вероятно, аутичному человеку и во взрослом возрасте, хотя бы как поддержка, подстраховка. По крайней мере, начинать эту работу не поздно никогда. Ведь фактически новые знания и умения человек приобретает всю свою жизнь, часто неосознанно, просто-напросто не замечая этого. Однако то, что в норме рано или поздно развивается, формируется, налаживается само собой, автоматически, - в случае синдрома РДА часто требует целенаправленной помощи, терпеливой и трудоемкой работы. Это касается, например, привычки следить за своим внешним видом, слушать в диалоге собеседника и т.д.

Обучение в подростковом возрасте крайне важно строить на основе диалога, партнерских взаимоотношений. Что это значит?

Необходимо узнавать и по возможности учитывать мнение самого аутичного подростка о том, чему ему нужнее всего поучиться в данный период; постоянно принимать во внимание, что особенно трудно, а что дается легче. Важно не только рационально объяснять, почему все-таки необходимо научиться тому или иному делу, как бы это ни было утомительно; важно вместе с учеником эмоционально обсуждать, какие преимущества даст ему самостоятельное владение тем или иным навыком, как это будет здорово и радостно - не зависеть ни от кого в тех или иных повседневных бытовых ситуациях. Таким образом, перед взрослым стоит непростая задача увлечь аутичного подростка, вселить в него веру в необходимость и реальность овладения различными бытовыми делами.

В любых обстоятельствах для аутичного ученика важны готовность взрослых к диалогу, уважительное и терпеливое отношение, даже если его реальные возможности в бытовой адаптации на данный момент очень малы.

С другой стороны, помимо опоры на интересы и запросы самого подростка, всегда необходим и объективный анализ его трудностей. Понаблюдайте сами пристально и пристрастно: где есть наиболее острые проблемные области, пусть даже не названные и как бы не замеченные самим ребенком? То есть обсуждение и Вашу открытую позицию в обучении бытовым навыкам следует сочетать с чуть более дистанцированным, аналитическим взглядом на ситуацию.

Таким образом, помощь по формированию важных для адаптации умений в подростковом возрасте, как правило, уже не выстроить лишь на одном эмоциональном заражении радостным настроением или на встраивании обучения в игровой контекст, что характерно для работы с малышами дошкольного возраста; для подростка и мотивировка необходимости той или иной деятельности, и учет его собственного мнения приобретают особенную роль. Но так же как и для более младшего ребенка, для аутичного подростка работа по формированию социально-бытовых навыков должна быть эмоциональной поддержкой, положительным зарядом, повышающим его уверенность в своих силах. Иначе говоря, сочетание эмоционального заряда с более рациональными обсуждениями позволит Вам усилить мотивацию подростка, его желание заниматься тем, что требует от него по-настоящему значительной отдачи сил.

Кроме чисто домашних бытовых навыков, в подростковом возрасте часто приобретают особенную актуальность такие навыки, как самостоятельное передвижение вне дома, возможность вступления в ситуативные социальные взаимодействия (в магазине, на улице и т.д.), пользоваться телефоном; особое значение в этом ряду имеет возможность самоорганизации.

ПОМОЩЬ В САМООРГАНИЗАЦИИ

Выше уже говорилось о важной роли зрительно-пространственной организации в обучении аутичных детей бытовым навыкам, в частности о том, 'как помогают в такой работе расписания занятий. Для более старших ребят это не менее актуально. Если составить примерный распорядок дня аутичного подростка (обязательно с его посильным участием, если для него трудно сделать это самостоятельно), а также еженедельное расписание (какие события происходят в разные дни недели) и разместить их на видном месте, то это может быть реальный и весомый шаг к самоорганизации. В случае, например, если подростка обычно трудно усадить за приготовление домашних заданий, то вместо напоминаний об этом можно деликатно отослать его к расписанию: "Посмотри-ка, что там написано в расписании? Ну, раз уж там написано - ничего не поделаешь, надо садиться за уроки" и т.п.

В какой форме оптимальнее всего составить такой режим-расписание - чисто в словесной или, например, с использованием пиктограмм - лучше всего также решить вместе с самим подростком; можно предположить только, что небольшие рисунки-пиктограммы могут оживить (а значит - сделать более привлекательным и, соответственно, действенным) это психологическое средство организации произвольного поведения.

Таким образом, мы предлагаем Вам вместе с подростком разработать ежедневное и еженедельное расписания, в которых могут найти отражение наиболее повторяющиеся события его жизни. Но помимо таких "циклических" расписаний, очень хорошо было бы завести дневник (еженедельник) - уже для фиксации конкретных событий на определенный период времени. В самом ведении еженедельника, конечно, нет ничего необычного - наверное, большинство людей в той или иной форме используют дневники, памятки. Для аутичных людей это особенно важно, так как им легче, когда жизнь более предсказуема, проходит без большого количества неожиданностей. Поэтому если у аутичного подростка удается сформировать привычку, культуру ведения ежедневника (записи необходимых текущих дел, важных событий жизни Вашей семьи и т.п.), это может значительно облегчить его общую адаптацию.

В то же время, разумеется, все предсказать в жизни невозможно, и при ведении таких записей может оказаться так, что что-то возникает или, наоборот, отменяется неожиданно. Здесь мы можем поделиться находкой одной мамы аутичного мальчика, который очень негативно воспринимал такие неожиданности. Она сделала приписку в еженедельнике: "О возможных изменениях мы сообщим устно" (объяснив мальчику, что примерно так же пишут в газетах при анонсах телепрограмм) и тем самым как бы узаконила возможность изменений.

Когда в руки подростка дается такое психологическое орудие, важно, чтобы оно (независимо от формы - записная книжка-еженедельник, или отдельные самоклеящиеся бумажки-памятки, или еще что-то) оставалось средством самоорганизации, не выхолащивалось, не превращалось в стереотипный способ самостимулирования. Это, кстати, проявление более общей проблемы, характерной для аутичных людей: дав в руки аутичному подростку средство, орудие, мы не можем быть уверены (по крайней мере, вначале), что оно будет использоваться адекватно. Поэтому, например, на первом этапе (возможно, довольно долгом) важно, чтобы ведение еженедельника или составление расписания дел на сегодня было совместным со взрослым.

Для самого подростка, чтобы деликатно замотивировать его на такую работу по самоорганизации, можно представить это занятие как, например, "замечательное средство победить рассеянность", акцентируя всеобщий характер его применения, популярность ежедневников у очень занятых людей и т.п.

Кроме того, в комнате подростка должны быть часы, чтобы он постоянно имел возможность ориентироваться во времени; причем если ему трудно определять время по циферблату, пусть это будут электронные часы с цифрами. То же самое с наручными часами: пользование ими также очень помогает в ориентировке во времени, а, значит, увеличивает возможности самоорганизации и обучает ей.

Надо отметить, что у ребят с аутизмом и в подростковом возрасте часто очень размыты представления о времени и временных отрезках, а ведь четкость этих представлений крайне важна в повседневной жизни, в частности для самоорганизации. Мы советуем Вам чаще ссылаться на показания часов в обычном общении с аутичным ребенком или подростком, непременно отмечая, как долго длится то или иное событие или сколько времени потребуется на то или иное действие.

Важно постоянно соединять события повседневной жизни Вашей семьи с временной координатой: "Нам нужно выйти из дома в половине пятого, сколько же у нас осталось времени?". Или: "Давай засечем время, когда мы начали делать уборку. Интересно, сколько это займет у нас?" и т.д.

ДОМАШНИЕ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Что касается развития домашней адаптации, то здесь нет ничего принципиально нового по сравнению с описанным для более ранних возрастов. Важно только еще раз отметить особую роль деликатности в обучении домашним навыкам: к этому времени у аутичного подростка, как отмечалось выше, чаще всего уже накоплен тяжелый багаж неудач, беспомощности и неуверенности в собственных силах. Поэтому терпеливость близких и педагогов, игнорирование до определенных пределов неудач и подкрепление любого успеха здесь особенно важны.

Другими словами, в обучении домашним бытовым навыкам лучше следовать принципу «тише едешь - дальше будешь». Так, если Вы видите, что Ваш подросток не справляется с определенной задачей, то необходимо облегчить ее или оказать помощь (но ни в коем случае не оставлять ученика наедине со своим неуспехом!) и акцентировать достигнутый конечный результат, а не его неудачу.

Остановимся чуть более подробно на двух задачах, которые именно в подростковом возрасте, как нам кажется, приобретают особую значимость. Это привычка быть опрятным, следить за своей внешностью и уметь организовывать свои личные вещи, в частности правильно и аккуратно размещать свою одежду (в шкафу, на полках и т.д.).

Можно целенаправленно научить подростка мыть руки, пользоваться расческой и т.д. (если обучение этому не произошло спонтанно, в повседневной жизни), но это не означает, что он будет делать это каждый раз, когда это нужно. Формирование именно привычки, автоматизма выполнения этих простых действий, как правило, дело долгое. Здесь важно "застолбить" определенные правила, выполнения которых затем настойчиво добиваться, чтобы довести эти правила до автоматизма. Например, это может быть правило всегда мыть руки по возвращению с улицы домой, или причесываться по приходе в школу, перед выходом из дома и т.д. Любые такие правила должны доводиться до осознания самим подростком, должна обосновываться их необходимость.

При невыполнении деликатное напоминание со стороны близких может выглядеть не как прямое указание на необходимость того или иного действия ("Причешись"), а именно как напоминание, например: "Ты вернулся домой, что же теперь тебе надо сделать?". Или: "Ну-ка вспоминай, что ты обычно делаешь, когда приходишь?" и т.д. Возможно, здесь также помогут письменные памятки-напоминания о необходимости выполнить то или иное действие (конечно, по возможности такие памятки должны составляться, как отмечалось выше, при участии самого аутичного подростка).

Примерно то же можно сказать и о поддерживании своих вещей, своей комнаты в порядке. Ведь это, как можно объяснить самому подростку, в конечном счете возможность стать самому хозяином своих вещей, не зависеть от близких во всем, что касается своего гардероба, своей комнаты... Надо отметить, что четкое аккуратное расположение личных вещей помогает и более свободному самостоятельному обращению с ними.

Здесь также может очень помочь зрительная поддержка. Так, если написать (или выполнить схематические рисунки), где именно и какие именно личные вещи аутичного подростка хранятся в его шкафу, и расположить эти памятки в соответствующих местах (например, справа на этой полке - место для носков, а слева - для маек и т.п.), то это очень хорошо организует, заставляет аккуратно размещать свои вещи. То же самое касается специального места с особым ярлычком для тех вещей, которые ау-тичному подростку необходимо погладить, постирать и т.д. На первом этапе работы с такими пометками близким необходимо методично указывать на размещенные ярлыки, не давая при этом прямых подсказок и команд, а провоцируя ребенка или подростка на их использование, на обращение внимания на них ("Посмотри внимательно, где у тебя носки лежат? Вот именно туда и надо положить" и т.п.).

Большое значение имеет также формирование хотя бы элементарных кулинарных навыков. Замечательно, если хоть немного удается привить аутичному подростку вкус к готовке, сервировке стола, возне на кухне в целом. Такая работа, помимо развития ручной умелости и возможности произвольно выполнять сложные программы действий, несет в себе еще и большой эмоциональный заряд: во всех странах, в самых разных культурах кухня, место готовки пищи - это средоточие уюта, домашнего тепла. Здесь особенно важна возможность совместной деятельности взрослого и подростка. Так, для начала в процессе приготовления борща «ученик» выполняет хотя бы несколько несложных операций. Если ему необходима помощь, то можно начало действия выполнить вместе (взрослый как бы орудует руками подростка).

Некоторые действия, которым хочется научить аутичного подростка, целесообразно расписать по отдельным операциям с использованием все тех же зрительных опор. Например, чтобы помочь подростку научиться самостоятельно заваривать чай, можно все отдельные операции написать на отдельных листах небольшого фотоальбома. А по мере обучения навыку необходимость в этой зрительной подсказке постепенно уменьшается.

Работа на кухне, разнообразная кулинарная "возня", как нам кажется, особенно способствует развитию представлений об окружающем ребенка или подростка мире вещей, а значит - особенно эффективно работает на бытовую повседневную адаптированность. В целом, нам представляется очень важным, чтобы к подростковому возрасту ребенок самостоятельно мог, скажем, разогреть себе обед, сделать бутерброд и выполнить другие подобные, пусть несложные кулинарные манипуляции.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОМА

Один из проблемных узлов подросткового возраста у аутистов - это проявления самостоятельности вне домашней обстановки. Проблема эта крайне сложная и порой болезненная, поскольку требует от близких, помимо терпения и настойчивости, еще и определенной смелости: конечно, непросто впервые решиться, например, отпустить аутичного ребенка одного до школы или магазина, к родственникам и т.п. Основная трудность здесь состоит в том, что все жизненные ситуации заранее просчитать нельзя, а для аутичного человека наиболее трудны именно новые, неожиданные, незапрограммированные повороты и обстоятельства. Соответственно, даже если аутичный ребенок или подросток хорошо знает дорогу куда-то, нет никакой гарантии, что в следующий раз на его пути не произойдет никаких неприятных неожиданностей. Так, мы сталкивались, например, с тем, что молодой человек 16 лет совершенно растерялся и начал паниковать, когда прохожий спросил его о стоимости проезда в транспорте. Надо отметить, что особенно остро эти проблемы встают в условиях большого города (а мы опираемся на опыт работы в Москве).

В то же время именно самостоятельное передвижение вне дома и самостоятельное функционирование (в роли прохожего, покупателя, пассажира автобуса и т.д.) для самого аутичного подростка, как показывает наш опыт, особенно дороги, переживаются субъективно как особенно радостное достижение, победа. Переходный этап к самостоятельному передвижению ребенка за пределами дома, наверное, дает много поводов для тревог в каждой семье, особенно в семье ребенка с аутизмом; тем не менее, его часто необходимо пройти, так как это крайне важный шаг на пути к успешной адаптации аутичного человека.

Разумеется, целесообразно начинать самостоятельное передвижение с хорошо знакомых и не столь далеких маршрутов. Часто бывает, что сама жизнь, семейные обстоятельства заставляют семью решиться на этот шаг. Однако, чтобы свести к минимуму риск непредвиденных ситуаций, неприятных неожиданностей, этот этап также следует подготовить. Например, можно вместе с подростком нарисовать план предстоящего маршрута или изучить его по карте города, вспомнить все основные ориентиры (где делать поворот, где переходить дорогу и т.д.); при необходимости можно составить памятку - словесное описание или план маршрута необходимой степени подробности. Кроме того, очень важно проговорить все возможные внештатные ситуации: что делать, если вдруг запутаешься, потеряешься, если вдруг остановит на улице милиция и т.п. Соответственно, еще до непосредственного начала самостоятельной дороги необходимо убедиться, что подростку известны точный домашний адрес, телефон; важно научить его пользоваться телефоном-автоматом, чтобы в случае чего просто позвонить домой.

Кроме того, спонтанное обучение самостоятельному передвижению, конечно, происходит и при совместном с родителями передвижении, во время которого можно учить подростка, например, искать определенный адрес по указателям названий улиц и номеров домов, обращать внимание на сигналы светофора, в случае трудностей спрашивать дорогу у прохожих и т.д. Эти и многие другие умения мы часто применяем автоматически, но, как правило, их очень нелегко использовать аутичному человеку. При таком "уличном" обучении можно потихоньку предоставлять подростку частичную самостоятельность, давать возможность сориентироваться вначале самому, самостоятельно заплатить в автобусе и т.п.

Иными словами, близкие должны сделать все возможное, чтобы сделать ситуацию самостоятельного передвижения понятной, нестрашной и, насколько это возможно, предсказуемой. С другой стороны, появление хотя бы небольшого опыта самостоятельного передвижения обязательно улучшит возможности ребенка или подростка в самостоятельном принятии решений, закалит его в отношении неожиданностей.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОВЕРШЕНИЕ ПОКУПОК

Остановимся теперь на способности вступать в ситуативные ролевые социальные взаимодействия, в частности совершать различные несложные покупки. Надо отметить, что покупка чего-либо в магазине, в киоске и т.д. - операция для аутичного человека очень непростая, ведь в ней задействованы самые разные умения, знания и требования к покупателю. Это и строго заданная последовательность действий покупателя, и способность выбрать в большом магазине нужный отдел, а на витрине - именно нужный товар среди многочисленных других, и представление о деньгах, в частности о купюрах и монетах различного достоинства, и терпение, если нужно постоять в очереди. Поэтому непосредственно самостоятельные походы подростка в магазины, так же как и самостоятельное передвижение, следует определенным образом подготовить.

Во-первых, очень важно, чтобы подросток отчетливо представлял, что такое деньги. Здесь уместно предложить ему выполнить некоторые тренировочные упражнения. Самое первое - это узнавание на вид и сортировка отдельных купюр.

Как правило, взрослые люди совершенно автоматически узнают на вид отдельные банкноты, и это позволяет быстро ориентироваться в них при совершении покупок; но представьте, что вы оказались первый раз в другом государстве и, имея на руках несколько причудливого и незнакомого вида купюр, срочно должны расплатиться за что-то. Пожалуй, в еще более сложном положении может оказаться неподготовленный аутичный человек в магазине. Поэтому, прежде чем он начнет самостоятельно совершать покупки, дайте ему стопку купюр разного достоинства и предложите рассортировать их по отдельных подготовленным ячейкам согласно достоинству (например, в отдельные коробочки, на каждой из которых написано "100", "200", "1000" и так далее, или во что-то еще). Особенно важно такое предварительное упражнение в период денежных реформ, которые, конечно, сильно усложняют совершение покупок.

Подростку будет легче совершать покупки, если у него будет удобный кошелек, в котором есть несколько отделений и при пользовании которым не надо многократно складывать деньги. Может быть целесообразным наклеить на каждое отделение ярлычок (например, в одно отделение складываются купюры от тысячи и больше, в другое меньше тысячи, специально обозначается отделение для монет). Прежде чем пользоваться кошельком, также необходимо потренироваться в обращении с ним дома.

Аутичный ребенок или подросток может совершенно не представлять, что сколько стоит. Поэтому целесообразно, скажем, выполнить такое тренировочное упражнение: на отдельных бумажках записать разные виды товаров повседневного спроса (булка хлеба, пачка рафинада, зубная щетка, батарейка для будильника...) и их приблизительную стоимость и попросить сопоставить название вещи и ее цену. Разумеется, в случае затруднений при выполнении таких тренировочных упражнений необходимо помогать, объяснять, подкрепляя каждый небольшой успех.

Очень хорошо, если у подростка имеется опыт посещения магазинов вместе с близкими, даже если он был при этом совершенно пассивен; это дает хотя бы общее представление о "технологии" совершения покупок. Но в любом случае целесообразно и "поиграть в магазин": скажем, кто-то из близких берет на себя роль продавца, а подросток - покупатель, которому надо что-то купить. В такой ролевой игре закрепляется представление о необходимой последовательности действий при покупках. По мере освоения этой последовательности игру можно усложнять (например, "продавец" неожиданно предупреждает "покупателя", что хлеб есть только вчерашний и он слегка зачерствел, и т.п.).

Целесообразно также дать возможность подростку составить памятку и на этот случай, записав с необходимой степенью подробности последовательность действий в магазине (вероятно, лучше сделать это совместно). Если такую памятку сделать в маленькой записной книжке, то аутичный подросток сможет брать ее с собой и пользоваться ею самостоятельно в случае затруднений. Другой вариант использования такой памятки - всегда читать ее перед тем, как войти в магазин.

Освоение этого навыка осложняется тем, что в разных магазинах последовательность действий покупателя может быть разной, а для обучения аутичного человека чему бы то ни было очень важна привычность, повторяемость ситуации и отдельных действий в ней. Поэтому лучше всего начинать предоставлять самостоятельность в совершении покупок с хорошо знакомого магазина (например, с ближайшей булочной или газетного киоска). И что совершенно точно, нужно начинать освоение этого навыка с покупки штучного, а не весового товара.

В последнем случае последовательность действий покупателя значительно усложняется, поэтому освоение такого рода покупок может быть следующим этапом работы, когда элементарные покупки уже вполне доступны. На этом этапе важно помочь четко представить соотношение между ценой товара, покупаемым количеством и общей стоимостью покупки; для аутичного человека это также очень непростая задача. Примером тому может служить один наш 17-летний воспитанник, которого попросили купить один лимон и дали купюру в 10 тысяч рублей. Увидев ценник "1 кг лимонов - 10000", он купил 1 лимон, отдал свою купюру и ушел, не дождавшись сдачи. Поэтому, прежде чем освоить, например, овощной магазин, целесообразно также подробно проиграть в ролевом виде совершение таких покупок, включив в последовательность действий "взвешивание" товара и "высчитывание" общей стоимости покупки исходя из его цены.

Наконец, надо отметить, что предстоящее совершение самостоятельной покупки (особенно вначале) - скорее всего, источник огромной тревоги в душе аутичного подростка. Поэтому прежде чем отправить его в магазин, обговорите с ним все возможные, даже самые мелкие неожиданности и как нужно будет в этом случае поступить. Это очень важная рекомендация, общая для новых, не освоенных еще аутичным человеком ситуаций.

Заканчивая этот раздел, перечислим еще раз самые главные принципы обучения социально-бытовым навыкам в подростковом возрасте. Это:

- методичность, настойчивость, постоянность такой работы;

- положительное подкрепление каждого маленького успеха;

- сочетание опоры на интересы и запросы самого подростка с объективным анализом проблемных областей;

- не надо форсировать такое обучение, старайтесь дозировать нагрузку на подростка, избегая возникновения у него чрезмерного напряжения;

- старайтесь дозировать также и свою помощь, с одной стороны, давая возможность подростку проявить самостоятельность, а с другой - не оставляя его одного в случае затруднений.

Наши рекомендации