Вводное занятие. Первичная диагностика.
Пояснительная записка
Из Указа Президента РФ В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг» от 02.06.12: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами».
С 2013 по 2015 год на базе Дома детского творчества апробирована региональная профилактическая программа для подростков, находящихся в конфликте с законом, «Не оступись!», в рамках которой была введена инновационная технология «Интенсивная школа».
Продолжая деятельность повышения эффективности реабилитации и социализации несовершеннолетних группы риска, разработана программа деятельности подросткового клуба «Мой выбор».
Подросткам необходимо предоставить возможность понять особенности своей личности, и главное - сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести личную ответственность за принятое решение в этом заключается актуальность программы.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоят в интегрированности групп обучающихся, четкой направленности на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних группы риска, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами.
Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи подросткам группы риска в решении возрастных задач развития, воспитания и социальной адаптации через использование системы интенсивного обучения.
Задачи:
Обучающие:
· способствовать формированию социальных компетенций личности подростков:
- умению конструктивно общаться;
- позитивно взаимодействовать в коллективе;
- навыкам здорового образа жизни;
- правовым знаниям;
- навыкам самопознания, самоконтроля и саморазвития.
· активизировать психолого-педагогическую грамотность родителей, поиск новых средств и методов, повышающих эффективность взаимодействия родитель-подросток.
Воспитывающие:
· помочь подросткам группы риска осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор;
Развивающие:
· развить умение адекватно реагировать в стрессовых ситуациях;
· способствовать формированию позитивных форм поведения подростков.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Адресная аудитория: подростки 10-17 лет. Интегрированная группа: 30% - группа риска, 70% - благополучные подростки.
Основные направления деятельности подросткового клуба:
· Диагностика, включающая психологические исследования личности, семейных ситуаций;
· Коррекционно-развивающие занятия, обеспечивающие поддержку детей;
· Профилактико-просветительская работа среди несовершеннолетних, привлечение организаций и учреждений города;
· Индивидуально-консультативная работа. Индивидуальные собеседования с родителями, подростками.
Тип программы – модифицированная, модульная. Направленность – социально-педагогическая.В содержании программы использованы активные формы интенсивного обучения подростков группы риска: занятия своего свободного времени, выбор различных механизмов решения подростковых проблем, индивидуальная коррекционная работа в соответствии с дефицитами подростков целевой группы, тренинги на коммуникацию, на формирование положительного образа «Я», снятие агрессии, личностного роста, освоение социальных навыков.Программа включает в себя 4 модуля:
· Коммуникативный модуль "Учимся общаться и взаимодействовать".
· Психолого-правовой модуль "Правила жизни", направлен на развитие способностей к саморегуляции подростков, планированию их жизненных целей, формированию правовой нормативности.
· Модуль развития уверенности в себе "Умей сказать нет", подростки учатся управлять своим эмоциональным состоянием, умению отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны, формированию позитивного самоотношения, основ здорового образа жизни.
· Модуль самопознания и самореализации "Пойми, прими и совершенствуй!", цель которого - формирование у подростков стремления к познанию своего внутреннего мира, ориентации в нем, предпосылок к самовоспитанию.
Обязательной составляющей каждого модуля является психологические занятия. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с темой и целью цикла занятий. Реализация программы сопровождается налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами города.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
· Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
· Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
· Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.
· Практическое использование навыков конструктивного общения.
· Адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях.
· Предупреждение стрессовых состояний.
Критерии:
· Внешний вид подростков. Индикаторы: состояние одежды, прическа, пластика, ритмика, мимика, позы, несущие в себе отношения к окружающему миру.
· Процент успешно социализирующихся подростков группы риска. Индикаторы: отрицательная динамика распространения табакокурения, алкоголизма, уменьшение количества, стоящих на учете в ИПДН.
· Взаимоотношения несовершеннолетних, их отношение к взрослым, поведение подростков. Индикаторы: уровень воспитанности.
· Сформированность правового поведения. Индикатор: отсутствие правонарушений, знание основ законодательства РФ.
· Формирование культуры здоровьесбережения. Индикатор: доля детей, участвующих в оздоровительных мероприятиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование модуля/тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. Первичная диагностика. | |||
2. | Коммуникативный модуль «Учимся общаться и взаимодействовать». | 3,5 | 14,5 | |
2.1 | Общение и его роль в тяжелых жизненных ситуациях. | 0,5 | 1,5 | |
2.2 | Навыки общения | |||
2.3 | Общение и уважение. | 0,5 | 1,5 | |
2.4 | Общение с разными людьми. | 0,5 | 1,5 | |
2.5 | Я и группа: доброжелательность к себе и другим. | |||
2.6 | Учимся сочувствию. | |||
2.7 | Способы разрешения конфликтов. | |||
2.8 | Итоговое занятие коммуникативного модуля. Компания и я | |||
3. | Правовой модуль «Правила жизни» | |||
3.1 | Вводное занятие правового модуля. Административная и уголовная ответственность. | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Беру ответственность на себя. | 0,5 | 2,5 | |
3.3 | Правовая ответственность за причинение физического и морального ущерба | |||
3.4 | Непокорность и непослушание: причины и последствия | 0,5 | 3,5 | |
3.5 | Взрослый и подросток. Мера щедрости и мудрости. | |||
3.6 | Ступени человечности в твоей жизненной позиции. | |||
3.7 | Итоговое занятие правового модуля. Я открыл себя. | |||
4. | Профилактический модуль «Умей сказать НЕТ!» | 3,5 | 13,5 | |
4.1 | Вводное занятие профилактического модуля. Привычки. Мои привычки. | |||
4.2 | Что такое ЗОЖ? | 0,5 | 1,5 | |
4.3 | Режим дня. Способы укрепления здоровья. | 0,5 | 1,5 | |
4.4 | Спорт – это здорово. Спортивные игры. | |||
4.5 | Порадовать близких, как это просто. | 0,5 | 1,5 | |
4.6 | Настоящий друг! Или? | 0,5 | 1,5 | |
4.7 | Гигиена умственного труда. | 0,5 | 1,5 | |
4.8 | В поисках хорошего настроения. | |||
4.9 | Итоговое занятие профилактического модуля. Я выбираю свое будущее. | |||
5. | Модуль самопознания и самореализации «Пойми, прими и совершенствуй!» | |||
5.1 | Вводное занятие модуля самореализации. Могу, хочу, надо! | |||
5.2 | Я и мой темперамент. | 0,5 | 1,5 | |
5.3 | Я и мой характер. | 0,5 | 1,5 | |
5.4 | Самооценка и реальные возможности. | 0,5 | 1,5 | |
5.5 | Склонности и интересы. | 0,5 | 1,5 | |
5.6 | Умение принимать решения. | |||
5.7 | Выбор: сложно ли это? | |||
5.8 | Итоговое занятие модуля самопознания и самореализации. Дорогу осилит идущий. | |||
6. | Итоговая диагностика. Занятия по интересам подростков. | 2-6 | 2-6 | |
ИТОГО | 72-76 | 55-59 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Тема 2.2. Навыки общения.
Теория: общее информационное поле, механизм обратной связи, формула «Я – сообщение», целенаправленное коммуникативное воздействие, источники коммуникативного влияния.
Практика: упражнения «Ситуация», «Таинственный незнакомец», «Здесь и сейчас», игра «Таинственный незнакомец».
Компания и Я.
Практика: игра «Доброе животное», работа творческих групп: задание «Представление группы», беседа-рассуждение «Отличие компаний от положительных групп», тест «Ваша компания», самостоятельная работа: ответ на вопрос «Как избежать возможность быть втянутым в отрицательную компанию».
Тема 4.2. Что такое ЗОЖ?
Теория: здоровый образ жизни, его составляющие.
Практика: мозговой штурм «ЗОЖ – это…», упражнения «Анаграммы», «Собери слово», «Рецепт долголетия», диагностика отношения подростка к ПАВ, резюме «Я умею делать здоровый выбор», игра «Правильно-неправильно».
Тема 5.3. Я и мой характер.
Теория: характер, положительные и отрицательные качества характера, воля, самовоспитание,
Практика: игры «Алфавит», «Аукцион», тестирование «Определи свой характер», практическая работа «Правила моей жизни».
Год обучения
Информационные источники
1. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. - 2002. - №8.
2. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / В.С. Демина. - 2010. - № 14.
3. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания / В.Д. Ермаков. - М., 2001.
4. Жундубаев, М.К. Профилактика девиантного поведения подростков в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования / М.К. Жундубаев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №25.
5. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2008.
6. Камаева, Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей / Г.И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №. 1.
7. Климантова, Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодежи - приоритет государственной семейной политики России / Г.И. Климатова. М.: Союз, 2009.
8. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2001.
9. Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая, А.С. Коповой. - Саратов: Наука, 2008.
10. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 2/4.
11. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Е.А. Харичкин // Работник социальной службы. - 2001. - № 2.
Пояснительная записка
Из Указа Президента РФ В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг» от 02.06.12: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами».
С 2013 по 2015 год на базе Дома детского творчества апробирована региональная профилактическая программа для подростков, находящихся в конфликте с законом, «Не оступись!», в рамках которой была введена инновационная технология «Интенсивная школа».
Продолжая деятельность повышения эффективности реабилитации и социализации несовершеннолетних группы риска, разработана программа деятельности подросткового клуба «Мой выбор».
Подросткам необходимо предоставить возможность понять особенности своей личности, и главное - сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести личную ответственность за принятое решение в этом заключается актуальность программы.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоят в интегрированности групп обучающихся, четкой направленности на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних группы риска, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами.
Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи подросткам группы риска в решении возрастных задач развития, воспитания и социальной адаптации через использование системы интенсивного обучения.
Задачи:
Обучающие:
· способствовать формированию социальных компетенций личности подростков:
- умению конструктивно общаться;
- позитивно взаимодействовать в коллективе;
- навыкам здорового образа жизни;
- правовым знаниям;
- навыкам самопознания, самоконтроля и саморазвития.
· активизировать психолого-педагогическую грамотность родителей, поиск новых средств и методов, повышающих эффективность взаимодействия родитель-подросток.
Воспитывающие:
· помочь подросткам группы риска осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор;
Развивающие:
· развить умение адекватно реагировать в стрессовых ситуациях;
· способствовать формированию позитивных форм поведения подростков.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Адресная аудитория: подростки 10-17 лет. Интегрированная группа: 30% - группа риска, 70% - благополучные подростки.
Основные направления деятельности подросткового клуба:
· Диагностика, включающая психологические исследования личности, семейных ситуаций;
· Коррекционно-развивающие занятия, обеспечивающие поддержку детей;
· Профилактико-просветительская работа среди несовершеннолетних, привлечение организаций и учреждений города;
· Индивидуально-консультативная работа. Индивидуальные собеседования с родителями, подростками.
Тип программы – модифицированная, модульная. Направленность – социально-педагогическая.В содержании программы использованы активные формы интенсивного обучения подростков группы риска: занятия своего свободного времени, выбор различных механизмов решения подростковых проблем, индивидуальная коррекционная работа в соответствии с дефицитами подростков целевой группы, тренинги на коммуникацию, на формирование положительного образа «Я», снятие агрессии, личностного роста, освоение социальных навыков.Программа включает в себя 4 модуля:
· Коммуникативный модуль "Учимся общаться и взаимодействовать".
· Психолого-правовой модуль "Правила жизни", направлен на развитие способностей к саморегуляции подростков, планированию их жизненных целей, формированию правовой нормативности.
· Модуль развития уверенности в себе "Умей сказать нет", подростки учатся управлять своим эмоциональным состоянием, умению отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны, формированию позитивного самоотношения, основ здорового образа жизни.
· Модуль самопознания и самореализации "Пойми, прими и совершенствуй!", цель которого - формирование у подростков стремления к познанию своего внутреннего мира, ориентации в нем, предпосылок к самовоспитанию.
Обязательной составляющей каждого модуля является психологические занятия. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с темой и целью цикла занятий. Реализация программы сопровождается налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами города.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
· Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
· Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
· Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.
· Практическое использование навыков конструктивного общения.
· Адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях.
· Предупреждение стрессовых состояний.
Критерии:
· Внешний вид подростков. Индикаторы: состояние одежды, прическа, пластика, ритмика, мимика, позы, несущие в себе отношения к окружающему миру.
· Процент успешно социализирующихся подростков группы риска. Индикаторы: отрицательная динамика распространения табакокурения, алкоголизма, уменьшение количества, стоящих на учете в ИПДН.
· Взаимоотношения несовершеннолетних, их отношение к взрослым, поведение подростков. Индикаторы: уровень воспитанности.
· Сформированность правового поведения. Индикатор: отсутствие правонарушений, знание основ законодательства РФ.
· Формирование культуры здоровьесбережения. Индикатор: доля детей, участвующих в оздоровительных мероприятиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование модуля/тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. Первичная диагностика. | |||
2. | Коммуникативный модуль «Учимся общаться и взаимодействовать». | 3,5 | 14,5 | |
2.1 | Общение и его роль в тяжелых жизненных ситуациях. | 0,5 | 1,5 | |
2.2 | Навыки общения | |||
2.3 | Общение и уважение. | 0,5 | 1,5 | |
2.4 | Общение с разными людьми. | 0,5 | 1,5 | |
2.5 | Я и группа: доброжелательность к себе и другим. | |||
2.6 | Учимся сочувствию. | |||
2.7 | Способы разрешения конфликтов. | |||
2.8 | Итоговое занятие коммуникативного модуля. Компания и я | |||
3. | Правовой модуль «Правила жизни» | |||
3.1 | Вводное занятие правового модуля. Административная и уголовная ответственность. | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Беру ответственность на себя. | 0,5 | 2,5 | |
3.3 | Правовая ответственность за причинение физического и морального ущерба | |||
3.4 | Непокорность и непослушание: причины и последствия | 0,5 | 3,5 | |
3.5 | Взрослый и подросток. Мера щедрости и мудрости. | |||
3.6 | Ступени человечности в твоей жизненной позиции. | |||
3.7 | Итоговое занятие правового модуля. Я открыл себя. | |||
4. | Профилактический модуль «Умей сказать НЕТ!» | 3,5 | 13,5 | |
4.1 | Вводное занятие профилактического модуля. Привычки. Мои привычки. | |||
4.2 | Что такое ЗОЖ? | 0,5 | 1,5 | |
4.3 | Режим дня. Способы укрепления здоровья. | 0,5 | 1,5 | |
4.4 | Спорт – это здорово. Спортивные игры. | |||
4.5 | Порадовать близких, как это просто. | 0,5 | 1,5 | |
4.6 | Настоящий друг! Или? | 0,5 | 1,5 | |
4.7 | Гигиена умственного труда. | 0,5 | 1,5 | |
4.8 | В поисках хорошего настроения. | |||
4.9 | Итоговое занятие профилактического модуля. Я выбираю свое будущее. | |||
5. | Модуль самопознания и самореализации «Пойми, прими и совершенствуй!» | |||
5.1 | Вводное занятие модуля самореализации. Могу, хочу, надо! | |||
5.2 | Я и мой темперамент. | 0,5 | 1,5 | |
5.3 | Я и мой характер. | 0,5 | 1,5 | |
5.4 | Самооценка и реальные возможности. | 0,5 | 1,5 | |
5.5 | Склонности и интересы. | 0,5 | 1,5 | |
5.6 | Умение принимать решения. | |||
5.7 | Выбор: сложно ли это? | |||
5.8 | Итоговое занятие модуля самопознания и самореализации. Дорогу осилит идущий. | |||
6. | Итоговая диагностика. Занятия по интересам подростков. | 2-6 | 2-6 | |
ИТОГО | 72-76 | 55-59 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Вводное занятие. Первичная диагностика.