Вводное занятие. Первичная диагностика.

Пояснительная записка

Из Указа Президента РФ В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг» от 02.06.12: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами».

С 2013 по 2015 год на базе Дома детского творчества апробирована региональная профилактическая программа для подростков, находящихся в конфликте с законом, «Не оступись!», в рамках которой была введена инновационная технология «Интенсивная школа».

Продолжая деятельность повышения эффективности реабилитации и социализации несовершеннолетних группы риска, разработана программа деятельности подросткового клуба «Мой выбор».

Подросткам необходимо предоставить возможность понять особенности своей личности, и главное - сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести личную ответственность за принятое решение в этом заключается актуальность программы.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоят в интегрированности групп обучающихся, четкой направленности на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних группы риска, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами.

Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи подросткам группы риска в решении возрастных задач развития, воспитания и социальной адаптации через использование системы интенсивного обучения.

Задачи:

Обучающие:

· способствовать формированию социальных компетенций личности подростков:

- умению конструктивно общаться;

- позитивно взаимодействовать в коллективе;

- навыкам здорового образа жизни;

- правовым знаниям;

- навыкам самопознания, самоконтроля и саморазвития.

· активизировать психолого-педагогическую грамотность родителей, поиск новых средств и методов, повышающих эффективность взаимодействия родитель-подросток.

Воспитывающие:

· помочь подросткам группы риска осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор;

Развивающие:

· развить умение адекватно реагировать в стрессовых ситуациях;

· способствовать формированию позитивных форм поведения подростков.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Адресная аудитория: подростки 10-17 лет. Интегрированная группа: 30% - группа риска, 70% - благополучные подростки.

Основные направления деятельности подросткового клуба:

· Диагностика, включающая психологические исследования личности, семейных ситуаций;

· Коррекционно-развивающие занятия, обеспечивающие поддержку детей;

· Профилактико-просветительская работа среди несовершеннолетних, привлечение организаций и учреждений города;

· Индивидуально-консультативная работа. Индивидуальные собеседования с родителями, подростками.

Тип программы – модифицированная, модульная. Направленность – социально-педагогическая.В содержании программы использованы активные формы интенсивного обучения подростков группы риска: занятия своего свободного времени, выбор различных механизмов решения подростковых проблем, индивидуальная коррекционная работа в соответствии с дефицитами подростков целевой группы, тренинги на коммуникацию, на формирование положительного образа «Я», снятие агрессии, личностного роста, освоение социальных навыков.Программа включает в себя 4 модуля:

· Коммуникативный модуль "Учимся общаться и взаимодействовать".

· Психолого-правовой модуль "Правила жизни", направлен на развитие способностей к саморегуляции подростков, планированию их жизненных целей, формированию правовой нормативности.

· Модуль развития уверенности в себе "Умей сказать нет", подростки учатся управлять своим эмоциональным состоянием, умению отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны, формированию позитивного самоотношения, основ здорового образа жизни.

· Модуль самопознания и самореализации "Пойми, прими и совершенствуй!", цель которого - формирование у подростков стремления к познанию своего внутреннего мира, ориентации в нем, предпосылок к самовоспитанию.

Обязательной составляющей каждого модуля является психологические занятия. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с темой и целью цикла занятий. Реализация программы сопровождается налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами города.

Вводное занятие. Первичная диагностика. - student2.ru

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

· Уменьшение факторов риска, приводящих к пра­вонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

· Формирование у подростков нравственных качеств, представле­ний об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

· Обучение навыкам социально-поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.

· Практическое использование навыков конструктивного общения.

· Адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях.

· Предупреждение стрессовых состояний.

Критерии:

· Внешний вид подростков. Индикаторы: состояние одежды, прическа, пластика, ритмика, мимика, позы, несущие в себе отношения к окружающему миру.

· Процент успешно социализирующихся подростков группы риска. Индикаторы: отрицательная динамика распространения табакокурения, алкоголизма, уменьшение количества, стоящих на учете в ИПДН.

· Взаимоотношения несовершеннолетних, их отношение к взрослым, поведение подростков. Индикаторы: уровень воспитанности.

· Сформированность правового поведения. Индикатор: отсутствие правонарушений, знание основ законодательства РФ.

· Формирование культуры здоровьесбережения. Индикатор: доля детей, участвующих в оздоровительных мероприятиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование модуля/тем Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие. Первичная диагностика.
2. Коммуникативный модуль «Учимся общаться и взаимодействовать». 3,5 14,5
2.1 Общение и его роль в тяжелых жизненных ситуациях. 0,5 1,5
2.2 Навыки общения
2.3 Общение и уважение. 0,5 1,5
2.4 Общение с разными людьми. 0,5 1,5
2.5 Я и группа: доброжелательность к себе и другим.
2.6 Учимся сочувствию.
2.7 Способы разрешения конфликтов.
2.8 Итоговое занятие коммуникативного модуля. Компания и я
3. Правовой модуль «Правила жизни»
3.1 Вводное занятие правового модуля. Административная и уголовная ответственность. 0,5 0,5
3.2 Беру ответственность на себя. 0,5 2,5
3.3 Правовая ответственность за причинение физического и морального ущерба
3.4 Непокорность и непослушание: причины и последствия 0,5 3,5
3.5 Взрослый и подросток. Мера щедрости и мудрости.
3.6 Ступени человечности в твоей жизненной позиции.
3.7 Итоговое занятие правового модуля. Я открыл себя.
4. Профилактический модуль «Умей сказать НЕТ!» 3,5 13,5
4.1 Вводное занятие профилактического модуля. Привычки. Мои привычки.
4.2 Что такое ЗОЖ? 0,5 1,5
4.3 Режим дня. Способы укрепления здоровья. 0,5 1,5
4.4 Спорт – это здорово. Спортивные игры.
4.5 Порадовать близких, как это просто. 0,5 1,5
4.6 Настоящий друг! Или? 0,5 1,5
4.7 Гигиена умственного труда. 0,5 1,5
4.8 В поисках хорошего настроения.
4.9 Итоговое занятие профилактического модуля. Я выбираю свое будущее.
5. Модуль самопознания и самореализации «Пойми, прими и совершенствуй!»
5.1 Вводное занятие модуля самореализации. Могу, хочу, надо!
5.2 Я и мой темперамент. 0,5 1,5
5.3 Я и мой характер. 0,5 1,5
5.4 Самооценка и реальные возможности. 0,5 1,5
5.5 Склонности и интересы. 0,5 1,5
5.6 Умение принимать решения.
5.7 Выбор: сложно ли это?
5.8 Итоговое занятие модуля самопознания и самореализации. Дорогу осилит идущий.
6. Итоговая диагностика. Занятия по интересам подростков. 2-6 2-6
  ИТОГО 72-76 55-59

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема 2.2. Навыки общения.

Теория: общее информационное поле, механизм обратной связи, формула «Я – сообщение», целенаправленное коммуникативное воздействие, источники коммуникативного влияния.

Практика: упражнения «Ситуация», «Таинственный незнакомец», «Здесь и сейчас», игра «Таинственный незнакомец».

Компания и Я.

Практика: игра «Доброе животное», работа творческих групп: задание «Представление группы», беседа-рассуждение «Отличие компаний от положительных групп», тест «Ваша компания», самостоятельная работа: ответ на вопрос «Как избежать возможность быть втянутым в отрицательную компанию».

Тема 4.2. Что такое ЗОЖ?

Теория: здоровый образ жизни, его составляющие.

Практика: мозговой штурм «ЗОЖ – это…», упражнения «Анаграммы», «Собери слово», «Рецепт долголетия», диагностика отношения подростка к ПАВ, резюме «Я умею делать здоровый выбор», игра «Правильно-неправильно».

Тема 5.3. Я и мой характер.

Теория: характер, положительные и отрицательные качества характера, воля, самовоспитание,

Практика: игры «Алфавит», «Аукцион», тестирование «Определи свой характер», практическая работа «Правила моей жизни».

Год обучения

Информационные источники

1. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. - 2002. - №8.

2. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / В.С. Демина. - 2010. - № 14.

3. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания / В.Д. Ермаков. - М., 2001.

4. Жундубаев, М.К. Профилактика девиантного поведения подростков в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования / М.К. Жундубаев // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №25.

5. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2008.

6. Камаева, Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей / Г.И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №. 1.

7. Климантова, Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодежи - приоритет государственной семейной политики России / Г.И. Климатова. М.: Союз, 2009.

8. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2001.

9. Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая, А.С. Коповой. - Саратов: Наука, 2008.

10. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 2/4.

11. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Е.А. Харичкин // Работник социальной службы. - 2001. - № 2.

Пояснительная записка

Из Указа Президента РФ В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг» от 02.06.12: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами».

С 2013 по 2015 год на базе Дома детского творчества апробирована региональная профилактическая программа для подростков, находящихся в конфликте с законом, «Не оступись!», в рамках которой была введена инновационная технология «Интенсивная школа».

Продолжая деятельность повышения эффективности реабилитации и социализации несовершеннолетних группы риска, разработана программа деятельности подросткового клуба «Мой выбор».

Подросткам необходимо предоставить возможность понять особенности своей личности, и главное - сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести личную ответственность за принятое решение в этом заключается актуальность программы.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоят в интегрированности групп обучающихся, четкой направленности на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних группы риска, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами.

Цель программы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи подросткам группы риска в решении возрастных задач развития, воспитания и социальной адаптации через использование системы интенсивного обучения.

Задачи:

Обучающие:

· способствовать формированию социальных компетенций личности подростков:

- умению конструктивно общаться;

- позитивно взаимодействовать в коллективе;

- навыкам здорового образа жизни;

- правовым знаниям;

- навыкам самопознания, самоконтроля и саморазвития.

· активизировать психолого-педагогическую грамотность родителей, поиск новых средств и методов, повышающих эффективность взаимодействия родитель-подросток.

Воспитывающие:

· помочь подросткам группы риска осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор;

Развивающие:

· развить умение адекватно реагировать в стрессовых ситуациях;

· способствовать формированию позитивных форм поведения подростков.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Адресная аудитория: подростки 10-17 лет. Интегрированная группа: 30% - группа риска, 70% - благополучные подростки.

Основные направления деятельности подросткового клуба:

· Диагностика, включающая психологические исследования личности, семейных ситуаций;

· Коррекционно-развивающие занятия, обеспечивающие поддержку детей;

· Профилактико-просветительская работа среди несовершеннолетних, привлечение организаций и учреждений города;

· Индивидуально-консультативная работа. Индивидуальные собеседования с родителями, подростками.

Тип программы – модифицированная, модульная. Направленность – социально-педагогическая.В содержании программы использованы активные формы интенсивного обучения подростков группы риска: занятия своего свободного времени, выбор различных механизмов решения подростковых проблем, индивидуальная коррекционная работа в соответствии с дефицитами подростков целевой группы, тренинги на коммуникацию, на формирование положительного образа «Я», снятие агрессии, личностного роста, освоение социальных навыков.Программа включает в себя 4 модуля:

· Коммуникативный модуль "Учимся общаться и взаимодействовать".

· Психолого-правовой модуль "Правила жизни", направлен на развитие способностей к саморегуляции подростков, планированию их жизненных целей, формированию правовой нормативности.

· Модуль развития уверенности в себе "Умей сказать нет", подростки учатся управлять своим эмоциональным состоянием, умению отстаивать своё собственное мнение, противостоять давлению со стороны, формированию позитивного самоотношения, основ здорового образа жизни.

· Модуль самопознания и самореализации "Пойми, прими и совершенствуй!", цель которого - формирование у подростков стремления к познанию своего внутреннего мира, ориентации в нем, предпосылок к самовоспитанию.

Обязательной составляющей каждого модуля является психологические занятия. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с темой и целью цикла занятий. Реализация программы сопровождается налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами города.

Вводное занятие. Первичная диагностика. - student2.ru

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

· Уменьшение факторов риска, приводящих к пра­вонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

· Формирование у подростков нравственных качеств, представле­ний об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

· Обучение навыкам социально-поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.

· Практическое использование навыков конструктивного общения.

· Адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях.

· Предупреждение стрессовых состояний.

Критерии:

· Внешний вид подростков. Индикаторы: состояние одежды, прическа, пластика, ритмика, мимика, позы, несущие в себе отношения к окружающему миру.

· Процент успешно социализирующихся подростков группы риска. Индикаторы: отрицательная динамика распространения табакокурения, алкоголизма, уменьшение количества, стоящих на учете в ИПДН.

· Взаимоотношения несовершеннолетних, их отношение к взрослым, поведение подростков. Индикаторы: уровень воспитанности.

· Сформированность правового поведения. Индикатор: отсутствие правонарушений, знание основ законодательства РФ.

· Формирование культуры здоровьесбережения. Индикатор: доля детей, участвующих в оздоровительных мероприятиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование модуля/тем Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие. Первичная диагностика.
2. Коммуникативный модуль «Учимся общаться и взаимодействовать». 3,5 14,5
2.1 Общение и его роль в тяжелых жизненных ситуациях. 0,5 1,5
2.2 Навыки общения
2.3 Общение и уважение. 0,5 1,5
2.4 Общение с разными людьми. 0,5 1,5
2.5 Я и группа: доброжелательность к себе и другим.
2.6 Учимся сочувствию.
2.7 Способы разрешения конфликтов.
2.8 Итоговое занятие коммуникативного модуля. Компания и я
3. Правовой модуль «Правила жизни»
3.1 Вводное занятие правового модуля. Административная и уголовная ответственность. 0,5 0,5
3.2 Беру ответственность на себя. 0,5 2,5
3.3 Правовая ответственность за причинение физического и морального ущерба
3.4 Непокорность и непослушание: причины и последствия 0,5 3,5
3.5 Взрослый и подросток. Мера щедрости и мудрости.
3.6 Ступени человечности в твоей жизненной позиции.
3.7 Итоговое занятие правового модуля. Я открыл себя.
4. Профилактический модуль «Умей сказать НЕТ!» 3,5 13,5
4.1 Вводное занятие профилактического модуля. Привычки. Мои привычки.
4.2 Что такое ЗОЖ? 0,5 1,5
4.3 Режим дня. Способы укрепления здоровья. 0,5 1,5
4.4 Спорт – это здорово. Спортивные игры.
4.5 Порадовать близких, как это просто. 0,5 1,5
4.6 Настоящий друг! Или? 0,5 1,5
4.7 Гигиена умственного труда. 0,5 1,5
4.8 В поисках хорошего настроения.
4.9 Итоговое занятие профилактического модуля. Я выбираю свое будущее.
5. Модуль самопознания и самореализации «Пойми, прими и совершенствуй!»
5.1 Вводное занятие модуля самореализации. Могу, хочу, надо!
5.2 Я и мой темперамент. 0,5 1,5
5.3 Я и мой характер. 0,5 1,5
5.4 Самооценка и реальные возможности. 0,5 1,5
5.5 Склонности и интересы. 0,5 1,5
5.6 Умение принимать решения.
5.7 Выбор: сложно ли это?
5.8 Итоговое занятие модуля самопознания и самореализации. Дорогу осилит идущий.
6. Итоговая диагностика. Занятия по интересам подростков. 2-6 2-6
  ИТОГО 72-76 55-59

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное занятие. Первичная диагностика.

Наши рекомендации