Техника преодоления естественных препятствий
Пояснительная записка
Что бы научить других, нужно научиться самому. У каждого учителя должно быть достойное продолжение. Именно для этого создана данная программа, в которую входит углубленное обучение навыкам туризма и подготовка младших инструкторов по туризму: туристическая и организаторская, судейская подготовка, а также ремонт и конструирование туристского снаряжения.
Подготовка младших инструкторов по туризму подразделяется на несколько этапов:
первый этап – начальный – участник туристического полевого лагеря;
второй этап – обучающий – годичная программа по туризму;
третий этап – проверка знаний – помощник руководителя во время палаточного лагеря, во время многодневных походов в горы, лес, на байдарках, подготовка оборудования к походам, проверка снаряжения, его мелкий ремонт, выбор места для ночевки во время многодневных походов;
четвертый этап – организаторский – участие в лагере в качестве организаторов вечернего досуга, вожатые в отрядах, в конце лагеря посвящаются в младших инструкторов по туризму;
пятый этап – работа младшего инструктора по туризму –углубленное изучение туристско-организаторской деятельности, вручение квалификационных книжек, получение спортивного разряда дети сами выбирают место и способ аттестации: сплав на байдарках, поход с тремя и пятью ночевками, организация соревнований по спортивному туризму (ориентирование, турполоса, КТМ, викторины по ОБЖ, ПДД, спасение пострадавших). В конце обучения выпускники получают разрядные книжки и возможность участия в туристических мероприятиях областного характера.
Цель: подготовка квалифицированных специалистов-организаторов туристской деятельности в образовательных учреждениях.
Задачи:
* социализация подростков путем их участия в организации туристских мероприятий и самой походной жизни в рамках разновозрастного коллектива;
* развитие у подростков лидерских качеств;
* умение принять правильное решение в нужное время, и не опоздать с его исполнением.
Программа рассчитана на 5 лет, возраст воспитанников 12-17 лет.
На освоение программы отводится 4 часа в неделю для 1 года обучения (144 часа) и 6 часов в неделю для 2, 3, 4 и 5 – го годов обучения (216 часов). Общее количество часов – 1008 часов.
Занятия проводятся в помещении, на территории учреждения, а также в полевых условиях.
Количество воспитанников в группе – не более 15 человек на 1-й год обучения, не более 12 человек на конец обучения.
Актуальность:
Данная программа решает проблемы продолжения начатой работы организаторов туристической направленности в образовательных учреждениях. Преемственность поколений турорганизаторов в ОУ района, которой раньше не было, сейчас имеет реальное воплощение. На смену нынешним учителя, преподавателям приходят молодые специалисты по туризму, прошедшие обучение по программе «Таираль» и ставшие в дальнейшем младшими инструкторами, а затем и вошедшие в ряды турорганизаторов.
Формы обучения:
Групповая, индивидуально-групповая (работа малых групп- «звеньев» - по 3-5 человек), индивидуальная.
Форма проверки знаний:
Выявление результатов проводится аттестацией с помощью анкетирования, а также оценивается работа судейской коллегией (ниже в таблице), с помощью педагогического наблюдения. Своего рода независимой оценкой результатов воспитанников является заключение членов квалификационной комиссии о зачете похода, мнение жюри соревнований в которых воспитанники принимают участие.
Ожидаемые результаты:
По окончанию обучающего курса воспитанники принимают участие в районных и областных туристических соревнованиях, помощники в организации и проведении палаточного лагеря.
Младшие инструкторы по туризму в дальнейшем приходят в школы в роли молодых специалистов по развитию детского туризма.
Молодые турорганизаторы заряженные молодостью и стремлением дать детям много нового и увлекательного вполне могут справиться с поставленной задачей: уберечь подростков от вредных привычек, уличных банд и т.д.
Таблица результатов
Раздел программы | Результаты |
1-й год обучения | |
Туристская подготовка | Участие в 2-3-х дневном походе. |
Организаторская подготовка | Дежурный |
Судейская подготовка | Участие в соревнованиях в качестве помощника судьи |
Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка | Выполнение определенных обязанностей в группе во время походов, соревнований и т.д. |
Ремонтно-конструкторская подготовка | Умение сделать малый ремонт снаряжения в походных условиях |
2-й год обучения | |
Туристская подготовка | Составление плана похода, его подготовка |
Организаторская подготовка | Дежурный командир, помощник руководителя в 1-3-х дневных походах |
Судейская подготовка | Судья-контролер |
Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка | Помощник руководителя в полевом лагере, вожатый отряда |
Ремонтно-конструкторская подготовка | Конструирование мелких частей турснаряжения |
3-й год обучения | |
Туристская подготовка | Разведка местности в дали от родной области, подготовка и прохождение с руководителем 3-5-и дневной поход в лесной или горной местности |
Организаторская подготовка | Командир группы в многодневном походе, организатор досуга в полевом лагере |
Судейская подготовка | Судья на этапе во время соревнований |
Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка | Инструктор-стажер в лагере, умение обучать новичков простейшим туристическим навыкам |
Ремонтно-конструкторская подготовка | Сооружение переправ подручными средствами в полевых условия |
4-й год обучения | |
Туристская подготовка | Разработка сплава по реке на байдарках |
Организаторская подготовка | Помощник руководителя в группе участников сплава по реке на байдарках |
Судейская подготовка | Старший судья на этапе |
Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка | Помощник руководителя в обучении новичков туристических навыков |
Ремонтно-конструкторская подготовка | Сооружение приспособлений для спасения людей и животных |
5-й год обучения | |
Туристская подготовка | Разработка многодневного похода в горы с прохождение лесов в одну сторону и возвращением по реке на байдарках обратно |
Организаторская подготовка | Помощник руководителя в многодневном сложном походе |
Судейская подготовка | Судья вида |
Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка | Инструктора на учебных занятиях |
Ремонтно-конструкторская подготовка | Конструирование и ремонт турснаряжения во время сложного многодневного похода |
Основные направления и содержание деятельности
Программа состоит из следующих разделов:
1. Туристическая подготовка
2. Организаторская подготовка
3. Судейская подготовка
4. Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка
5. Подготовка многодневного похода
6. Ремонт и конструирование туристского снаряжения
Раздел программы «Туристическая подготовка» знакомит воспитанников с основными туристскими умениями и навыками и постепенное усложнение программы деятельности на пятом году обучения. Понятия даются не только пешеходном туризме, но и скалолазании, водных сплавах, спелео- и велотуризме.
Раздел программы «Организаторская подготовка» является накоплением лидерских качеств, среди сверстников и формирует основу будущего руководителя.
Раздел программы «Судейская подготовка» является своего рода дорогой воспитанника от участника туристического палаточного лагеря до судьи вида на соревнованиях.
Раздел программы «Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка» в котором ребята приобретают организаторские способности и совершенствуют их в походных условиях.
Раздел программы «Подготовка многодневного похода» - решает любые задачи в ходе подготовки к многодневным походам разной категории сложности.
Раздел программы «Ремонт и конструирование туристского снаряжения» - самостоятельное конструирование, сбор и ремонт любого туристического снаряжения, как в подготовке к соревнованиям, так и в ходе их, а также во время многодневных походов, сплавов по реке и высоко в горах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | ||
1. Туристская подготовка | |||||||||||
1.1. | Снаряжение | ||||||||||
1.2. | Укладка рюкзака | ||||||||||
1.3. | Организация питания | ||||||||||
1.4. | Безопасность похода | ||||||||||
1.5. | Предпоходная подготовка | ||||||||||
1.6. | Медицинская подготовка | ||||||||||
1.7. | Туристский бивуак | ||||||||||
1.8. | Топография и ориентирование | ||||||||||
1.9. | Стратегия и тактика похода | ||||||||||
1.10. | Техника преодоления естественных препятствий | ||||||||||
1.11. | Изучение района похода | ||||||||||
1.12. | История развития туристского движения. Традиции | ||||||||||
1.13. | Подведение итогов похода | ||||||||||
2. Организаторская подготовка | |||||||||||
2.1. | Организация личного времени | ||||||||||
2.2. | Организатор | ||||||||||
3. Судейская подготовка | |||||||||||
3.1. | Туристические соревнования | ||||||||||
4. Инструкторско-психологическая, педагогическая подготовка | |||||||||||
4.1. | Структура и деятельность туристических объединений | ||||||||||
4.2. | Нормативно-правовые основы туризма. Туристическая документация | ||||||||||
4.3. | Содержание деятельности инструктора | ||||||||||
5. | Подготовка и проведение туристского похода | ||||||||||
6. Ремонт и конструирование туристского снаряжения | |||||||||||
6.1. | Общее туристское снаряжение | ||||||||||
6.2. | Водное снаряжение | ||||||||||
6.3. | Автономное существование | ||||||||||
Всего: | |||||||||||
Итого: |
Раздел I
Туристская подготовка
Снаряжение.
Год обучения.
Теория.Перечень снаряжения для похода. Специфика личного снаряжения (лето и зима). Влияние погоды. Требования к снаряжению (вес, прочность, компактность, защищенность от погодных условий, и др. групповое снаряжение. Костровое хозяйство. Кухонный набор. Аптечка. Топонабор. Фотонабор. Спортинвентарь. Укладка рюкзака.
Практика.Составление списков личного снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных условиях
Год обучения.
Теория.Техника безопасности и групповое снаряжение. Личное и групповое снаряжение для походов с ночевкой.
Практика.Списка группового снаряжения для двухдневного похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного туристского лагеря.
Год обучения.
Теория.Личное и групповое снаряжение для походов 2-3-х дневных пешеходного и горного. Страховочное снаряжение личное и групповое: альпеншток, веревка основная.
Практика.Укладка рюкзака для однодневного и двухдневного похода в различных сезонных условиях.
Год обучения.
Теория.Специальное снаряжение (страховочные системы, спусковые устройства, каски, ледорубы).
Практика.Классификация страховочных систем, снаряжение для скалолазания.
Год обучения.
Практика.Специальное снаряжение (крючья, жумары, айсбаль, снаряжение для спасработ – блок). Использование ледоруба, крючьев, применение снаряжения для спасработ.
Организация питания.
Год обучения.
Теория.Организация питания в походе. Подготовка продуктов к походу. Упаковка и распределение продуктов. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений.
Практика. Составление меню и списка продуктов для двухдневного похода. Приготовление пищи в условиях похода.
Год обучения.
Теория.Правильный режим и организация питания. Меню. Работа завхоза. План загрузки участников.
Практика.Составление меню на 2-3-х дневные походы, распределение продуктовой нагрузки на участников во время пути.
Год обучения.
Теория.Приготовление пищи из подножного корма. Составление меню по калорийности.
Практика.Составление меню на коллектив в 10-20 человек и приготовление его во время 2-3-х дневного похода
Год обучения.
Теория.Разделение дикорастущего провианта на съедобное и не съедобное. Плавающее меню.
Практика.Приготовление блюд из дикорастущих продуктов.
Год обучения.
Практика.Использование сушеных и сублимированных продуктов, высококалорийных смесей. Вариантность походного меню в зависимости от потребностей и возможностей группы. Праздничное меню на последний день похода по желанию коллектива.
Безопасность похода.
Год обучения.
Теория.Инструктаж по технике безопасности во время похода с ночевкой.
Практика.Инструктаж по ТБ, правила поведения в лесу в дневное и ночное время.
Год обучения.
Теория.Подготовка к многодневному походу, медосмотр, безопасность при использовании транспорта, тренировочный процесс.
Практика.Тренировочный процесс, сбор необходимых вещей для 2-3-х дневного похода.
Год обучения.
Теория.Действия в экстремальных ситуациях, поисковая работа.
Практика.Поиск человека в лесостепи и у реки, действия при грозе.
Год обучения.
Теория.Переправа пострадавших с легкими повреждениями по лесу, расположение лагеря в опасной климатической зоне.
Практика.Сбор носилок для переправки пострадавшего, установка лагеря на территориях с различными погодными явлениями.
Год обучения.
Практика.Преодоление долгих переправ в горах, при сплавах по рекам. Подготовка к многодневному походу с подъемом в горы по отвесной скале и проход по реке с порогами на байдарках.
Предпоходная подготовка
Год обучения.
Теория.Физическая подготовка, моральный настрой, утренняя зарядка.
Практика.Кросс 100 м, разминка, подтягивание на перекладине.
Год обучения.
Теория.Физкультурные тренировки, бег с грузом, физическая подготовка к походу.
Практика.Кросс 3 км, бег на 100 м с грузом равным своему весу на время.
Год обучения.
Теория.Усиленные тренировки с нагрузкой, подготовка к походу в горы на несколько дней.
Практика.Тренировочный процесс, подготовка к походу в горы.
Год обучения.
Теория.Тренировки на выносливость, подготовка к походу с ночевками в лесу, горах и при сплавах по реке.
Практика.Усиленные тренировки с кроссом на 3 км, бег на 100 м с грузов равны своему весу.
Год обучения.
Практика.Тренировка для подготовки сплава по реке. Силовая подготовка ориентированная на укрепление мышц рук и ног, укрепление спины, закаливание холодной водой, тренировка дыхания.
Медицинская подготовка
Год обучения.
Теория.Личная гигиена, одежда, посуда, постель. Аптечка, оказание первой медицинской помощи в походе.
Практика.Составление личной аптечки, оказание первой медицинской помощи при отравлении, переохлаждении, обморожении.
Год обучения.
Теория.Основы безопасности жизнедеятельности, оказание медицинской помощи при вывихе и переломе. Медицинская помощь в лесу.
Практика.Поведение в лесу при отставании от группы, наложение шины при вывихе и переломе, обращение в медицинское учреждение.
Год обучения.
Теория.Переправа пострадавшего через брод, купание в незнакомом месте, изготовление буйков.
Практика.Правила поведения на воде, запрещение подходить к воде без взрослого, правила переправы пострадавшего в брод на носилках и без.
Год обучения.
Теория.Первоначальное определение диагноза у больного при болевых ощущениях в области верхних и нижних конечностей. Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при отравлении грибами или ядовитыми ягодами.
Практика.Правильное диагностирование и оказание первой помощи, очищение желудка при отравлении, чем промывать желудок, какие лекарственные средства принимать.
Год обучения.
Практика.Обработка открытой раны, отправка пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Обработка раны йодом и зеленкой, наложение марлевой повязки на рану, когда необходимо обратится в медпункт.
Туристский бивуак
Год обучения.
Теория.Что такое бивуак, его назначение и расположение.
Практика.Где ставить лагерь, правильное расположение палаток, ограждение.
Год обучения.
Теория.Порядок организации работ в разных метеоусловиях. Специфика ночевок на снегу.
Практика.Установка палаток при сильном ветре и ливне, ночевка в зимнем лесу.
Год обучения.
Теория.Оборудование места для приготовления пищи на примусах и горелках.
Практика.Правильное организация костровища, использование горелки с газовыми баллонами.
Год обучения.
Теория.Установка палаток в горах. Ветрозащитный заслон.
Практика.Направление входа палаток при установки лагеря на высоте.
Год обучения.
Практика.Выбор места для бивуака в условиях опасности камнепада, лавинной опасности. Установка палатки на леднике. «Холодная» ночевка. Расположение лагеря у подножия гор в летнее и земнее время.
Топография и ориентирование
Год обучения.
Теория.Понятия: карта, план, масштаб. Классификация карт. Условные знаки для карт (топографические знаки, спортивное ориентирование). Компас. Понятие азимута. Топосъемка. Прямая и обратная засечка.
Практика.Составление плана, рисование карты, определение масштаба. Топографические знаки, ориентирование на местности, азимут.
Год обучения.
Теория.Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюс. Магнитное склонение. Номенклатура карт. Карты для спортивных походов. Изучение местности по карте. Способы определения пройденного пути. Определение точки стояния.
Практика.Использование полюсов, карты, определение местности по карте, определение пройденного пути.
Год обучения.
Теория.Выбор и описание по карте пройденного пути. Определение параметров рек. Ориентирование по мелкомасштабным и устаревшим картам. Составление технического описания.
Практика.Составление карты с внесением дорог, рек, лесов, полей, населенных пунктов, железных путей. Ориентирование по устаревшей карте на местности.
Год обучения.
Теория.Использование фотоматериалов для определения перевалов и прокладывания маршрутов. Особенности ориентирования в тумане. Ночное ориентирование. Роль разведки. Обзорные точки.
Практика.Разведывание территории, учитывание туманности во время утреннего ориентирования, фотосъемка для дальнейшего определения перевалов и прокладывание маршрутов.
Год обучения.
Практика.Высотный и временный графики. Таблицы азимутов. Особенности ориентирования в горах. Определение азимута на местности, ориентирование в горах, составление графиков.
Стратегия и тактика похода
Год обучения.
Теория.Маршрут и его особенности.
Практика.Составление маршрута, не забывая про особенности.
Год обучения.
Теория.График прохождения маршрута. Корректировка графика маршрута с учетом реальной обстановки.
Практика.Планирование временной путь на маршруте, корректировка графика во время пути по необходимости, добавление новых задач.
Год обучения.
Теория.Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивуака.
Практика.Составление плана, маршрута, рассчитать время прохождения, планировка остановок для временных стоянок.
Год обучения.
Теория.Логика построения маршрута. Использование забросок. Запасные и аварийные варианты маршрута. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий.
Практика.Горный маршрут вблизи участка с камнепада, обход опасного участка территории.
Год обучения.
Практика.Содержание понятия «стратегия похода». Цель: безопасность при проведении похода. Зависимость стратегии от цели похода, района, сложности маршрута, сезонности, уровня подготовки групп. Стратегия похода, организация похода в горы на Кавказ.
Год обучения.
Теория.Естественные препятствия в пешеходном, лыжном и горном походах. Движение по мокрому грунту, подлеску. Переправа через реки. Узлы: прямой, восьмерка, схватывающий, удавка, австрийский, шкотовый, контрольный.
Практика.Узлы, переправы надводные, через овраги, болота, ледяные обрывы, движение по заросшему лесу, прибрежной полосе.
Год обучения.
Теория.
Естественные препятствия в пешеходном и горном походе 1-й категории сложности. Положение корпуса и ног. Использование альпенштока. Движение по крутым травянистым склонам, снегу. Переправы: вброд, по камням, по клади. Узлы: рифовый, брамшкотовый, ткацкий.
Практика.Подъем по крутым буграм, заснеженному логу, переправы, узлы.
Год обучения.
Теория.Понятие «техника туризма». Препятствия в горном и пешеходном походе 2-й категории сложности. Движение по глубокому снегу, крутым снежным склонам, использование веревочных перил при переправах и движении по склонам. Узлы: схватывающий, двойной проводник, академический.
Практика.Переправа через расщелины, проход по узкому порогу в скале, движение по сугробам, подъем и спуск по заснеженным склонам, использование веревок в движении по склону, узлы.
Год обучения.
Теория.Препятствия в горном и пешеходном походе 3-й категории сложности. Движение по заболоченной местности, лесам, осыпям и скалам. Переправа вброд. Узлы для страховки и самостраховки: двойной булинь, седло, стремя.
Практика.Переправа через болото по жердям, движение по лесу, осыпям, подъем в скалах, узлы.
Год обучения.
Практика.Движение по сложному скальному и ледовому рельефу. Наведение переправы. Использование плотов при переправе. Узлы: УИАА, гарда. Движение по скальному и ледовому рельефу, наведение переправы разного уровня сложности, использование плота.
Изучение района похода
Год обучения.
Теория.Туристские возможности родного края. Экономико-географический обзор Воронежской области. Примеры маршрутов одно- и двухдневных походов по Рамонскому краю.
Практика.Составление карты туристических мест по Рамонскому району.
Год обучения.
Теория.Географическое положение родного края. Геологическое прошлое. Рельеф. Полезные ископаемые. История. Население. Музеи. Интересные объекты природы.
Практика.Составление геологической, рельефной, исторической карты интересуемого района.
Год обучения.
Теория.Туристические возможности России и стран СНГ. Географическое положение России. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. Обзор регионов. История освоения туристских регионов России и стран СНГ.
Практика.Географическая характеристика России.
И 5 года обучения.
Практика.Районы походов. Их подробный физико-географический обзор. Возможные маршруты походов различных видов туризма, категорий сложности учебно-тренировочных походов. Пути подъезда. Источники сведений о районах. Национальные особенности и обычаи местного населения в районах походов. Учебно-тренировочный поход с нанесением на карту обозначение для разного вида туристических походов.
Год обучения.
Теория.Самодеятельная основа туризма. «Законы» туристской группы. Традиции в подготовке, проведении и подведении итогов путешествия. Место песни в развитии туристского коллектива. Слеты и конкурсы самодеятельной песни.
Практика.Организация конкурсов по туристским направлениям в коллективе.
Год обучения.
Теория.Краткий обзор развития туристского движения в стране. Постепенное формирование организационной структуры туризма. Организационные основы туристского движения на современном этапе.
Практика.Организация конкурсов по туристским направлениям.
Год обучения.
Теория. История развития туристских объединений. Выдающиеся спортивные достижения взрослых и детско-юношеских групп. Разнообразие форм туристской деятельности: туристские союзы и объединения, клубы туристов, детские станции юных туристов.
Практика.Выезд в областной центр по туризму на обучающий курс по скалолазанию.
Подведение итогов похода
Год обучения.
Теория.Оформление результатов наблюдений на маршруте. Дневник и летопись группы. Походный дневник-газета. Обязанности ответственного за ведение дневника. Личные отзывы о походе.
Практика.Введение в обиход книги пожеланий и предложений, изготовление походного стенда отчетности.
Год обучения.
Теория.Отчет о походе. Техническое описание маршрута. Хронометраж маршрута. Принципы описания основных ориентиров. Проведение разбора похода в группе.
Практика.Написание отчета о походе, анализ похода.
Год обучения.
Теория.Техническое описание маршрута похода. Определение участков маршрута. Описание характера местности. Наличие удобных мест, узлов связи, магазинов. Транспорт и подъезды. Фотоиллюстрации, схемы.
Практика.Полный отчет о многодневном походе, с описанием особенностей пути и привалов, с зарисовками и фотографиями, схематическое представление дороги и окрестностей.
Год обучения.
Теория.Назначение отчета о походе. Приложение к отчету. Оформление отчета. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. Специфика ориентирования в данном районе. Организация выставки краеведческих материалов, собранных на маршруте.
Практика.Отчет с приложенным к нему схемами, фотосъемкой, анализом пути, привалов, окрестностей, замечания по следованию данным маршрутом.
Год обучения.
Практика.Проведение туристского вечера. Организационное обеспечение вечера. Подготовка сценария и его проведение.
Раздел 2.
Организаторская подготовка
Организация личного времени
Год обучения.
Теория.Режим дня. Подготовка к учебному занятию. Подготовка к походу.
Практика.Распределение личного времени во время похода.
Год обучения.
Теория.Значение рациональной организации личного времени. Умение анализировать итоги дня и походного резерва времени. Личный дневник.
Практика.Заполнение дневника, составление план-сетки на несколько дней похода.
Год обучения.
Теория.Определение личных целей и задач спортивно-туристской и учебной деятельности на учебный год.
Практика.Планирование спортивно-туристской и учебной деятельности на учебный год.
Год обучения.
Теория.Основы НОТ. Перспективное планирование. Анализ дня. Приемы конспектирования.
Практика.Анализ, планирование, конспектирование.
Год обучения.
Практика.Анализ эффективности собственной деятельности за определенный период. Отбор и реферирование учебной литературы. Работа над методическим материалом.
Организатор
Год обучения.
Теория.Командир и его роль в группе. Личные качества командира туристской группы. Права и обязанности командира палатки (отделения) и дежурной бригады. Порядок организации работы дежурной бригады. Сменный график дежурств в многодневном походе. Прием и сдача дежурства. Снаряжение и оборудование для организации дежурства.
Практика.Распределение обязанностей, выборы командира, написание графика дежурств во время похода, подготовка снаряжения и оборудования для организации дежурства.
Год обучения.
Теория.Роль командира туристской группы в организации самоуправления; работе служб при подготовке к 1-3-х дневному или категорийному походу; его роль на маршруте и при подведении итогов. Права и ответственность командира. Права и обязанности дежурного командира. План на день. Составление режима. Организация подведения итогов дня в группе.
Практика.Права и обязанности командира.
Год обучения.
Теория.Права и обязанности командира при комплектовании группы и проведении многодневных походов. Навыки планирования. Участие командира группы в создании благоприятного психологического климата в ней. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Роль командира в подготовке отчета.
Практика.Обязанности командира, его роль в подготовке отчета и другой документации.
Год обучения.
Теория.Роль руководителя туристской группы. Персональная, моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность туристов при проведении путешествий. Добровольное подчинение туристов руководителю – основа отношений в тургруппе.
Практика.Роль руководителя туристской группы, ответственность руководителя во время турпоходов.
Год обучения.
Практика.Основные принципы управления. Стили руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Обязанности заместителя руководителя. Практика разбора аномальных ситуаций в походе. Стили руководства, обязанности заместителя руководителя турпохода, разбор разных ситуаций во время похода.
Раздел 3.
Судейская подготовка
Туристические соревнования
Год обучения.
Теория.Туристские соревнования. Виды соревнований. Подготовка группы к участию в походе-соревновании. Организация тренировок команды. Основная цель соревнований – проверка туристических навыков участников в условиях, максимально приближенных к походным.
Практика.Участие в соревнованиях, в качестве помощника судьи.
Год обучения.
Теория.Соревнования по туризму – форма проверки туристских умений и навыков, смотр результатов туристской деятельности; форма выявления лучших коллективов, пропаганда туризма. Виды соревнований по правилам ТСС, их особенности. Обязанности судьи- контролера.
Практика.Участие в соревнованиях в качестве судьи – контролера.
Год обучения.
Теория.Организация туристских соревнований: подготовка, проведение, подведение итогов, награждение победителей. Работа судьи на этапе. Виды соревнований по спортивному ориентированию: маркированная трасса, заданное направление, контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту по легенде, по азимуту. Снаряжение спортсмена-ориентировщика.
Практика.Организация и проведение соревнований, работа судьей на этапе.
Год обучения.
Теория.Положение о соревновании. Цели и задачи соревнований. Время проведения. Выбор места. Участники соревнований. Форма заявки. Руководство соревнованиями: оргкомитет, судейская коллегия, комендантский взвод, службы. Распорядок дня. Проведение соревнований: массовость, квалификация, краеведение, турнавыки, техника туризма, КТМ, топография. Зачетные и незачетные в<