Билет 9: Обучение диалогической речи на уроке иностранного языка в средней школе
Цель обучения диалогической речи:
- развитие умения общаться в условиях непосредственного контакта, т.е. понимать
и реагировать на устные высказывания партнера в рамках сфер, тем и ситуаций, предусмотренных программой.
Диалог – взаимодействие двух и более участников. в диалоге чередуются говорение
и аудирование.
Характеристики диалогической речи:
- двунаправленность внимания,
- реактивность / инициативность (односторонняя, многосторонняя)
- экспрессивность, оценочность,
- эмоциональность,
- спонтанность,
- лимитированность во времени,
- ситуативность.
Структура диалогической речи - 3 основных компонента:
- коммуникативный (кто и с кем беседует), (статус, возраст, уровень знаний собеседников);
- экстралингвистический (где беседуют);
- внутрилингвистический (о чем).
Особенности диалогической речи:
- использование клише, эллиптических предложений, разговорных формул;
- возможны паузы, сбои в грамматике, перебивы;
Минимальная единица – реплика, реплики могут быть:
- инициативная и реактивная
- вопрос или стимулирующая реплика
- переспрос
- согласие/ несогласие
Основная единица – диалогическое единство (соединение 2 или более реплик, характеризующееся структурной, интонационной и семантической законченностью).
Виды диалогов:
по форме
- интервью (1 инициативен, другой реактивен),
- беседа (оба инициативны, свободны),
- дискуссия (обмен мнениями, аргументация).
по кол-ву участников
- диалог (2 участника)
- работа в малой группе (3 участника)
- полилог (много участников).
по объему:
- диалогическое единство
- микро-диалог
- тематическая беседа
- свободная беседа
Пути формирования диалогической речи:
- индуктивный путь (на основе ситуации). от легкого (диалогические единства) к сложному (добавляем и усложняем реплики) с помощью стимулов. сначала осваиваются реактивные реплики, только потом инициативные, с помощью фронтальной работы. опора: ситуация, картинка, слова, текст.
- дедуктивный путь (на основе диалога-образца). чтение по ролям, зубрежка образца, варьирование материал.
Работа по дедуктивному пути (аналогично работе с монологом):
- общее введение в тему
- актуализация лексико-грамматического материала
- предъявление текста (устно, письменно)
- контроль общего понимания
- тренировка в чтении текста - фонетическая проработка (фонетическая зарядка); серия заданий на технику чтения (хором по синтагмам, самостоятельно по предложениям фронтально, поисковое, индивидуальное по абзацу и др.); задаем критерии оценки: темп, правильность, выразительность
- контроль детального понимания, проработка содержания текста: анализ, дословный перевод трудных мест, литературный перевод трудных мест.
- чтение по ролям (можно подготовить план для лучшего запоминания диалога)
- зубрежка, контроль воспроизведения:
а. соотношение реплик друг с другом по логике, смыслу
б. убрать все реплики одного собеседника и попросить восстановить
в. одна реплика на английском, другая на русском
- варьирование
- итоговый контроль навыка (ролевые игры, круглый стол, дисскусия).
Контроль осуществляется по признакам:
- быстрота реакции (беглость)
- наличие и правильная реализация речевых формул
- уместность реплик и их разнообразие
- правильность использования лексики и грамматических структур
- соблюдение характеристик диалога (ситуативность, эмоциональность, оценочность)
Ролевая игра как приём обучения диалогической речи.
Основными характерными чертами всех ролевых игрявляются:
а) наличие проблемы, лежащей в основе игры;
б) наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разноеотношениек обсуждаемой проблеме;
в) наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе ус-ловия когнитивного конфликта.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
• принять и исполнить роль;
• ориентироваться в ролях партнеров;
• выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
• проводить и отстаивать свою точку зрения;
• предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
• формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
• менять тактику своего поведения
• владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.);
Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовитель-ного, проведения игры, контроля.