Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности, их учет в процессе обучения и воспитания.
Возрастная периодизация. Педагогическая периодизация: 1 Младенец (1-й год жизни). 2 Пред-дошкольный возраст (от 1 до 3 лет). 3 Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет): а) младший дошкольный возраст (3 - 4 года), б) средний возраст (5-6 лет). 4 Младший школьный возраст (6-10 лет). 5 Средний школьный возраст (10 - 15 лет). 6 Старший школьный возраст (15 - 18 лет).
В каждой из возрастных периодов становления ребенка важно достичь необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными границами и требований гаммы школьного обучения. Так, шестилетки в конце периода все еще готовы к систематическим занятиям в школе. А старшеклассники требуют более решительного и интенсивного привлечения их к общественной жизни и продуктивного труда с целью обеспечения эффективной моральной, физической и гражданской зрелости. Любые попытки форсирования развития детей за счет чрезмерной нагрузки в раннем возрасте неизбежно способствуют перегрузке и переутомлению, физическим и психическим повреждениям.
Период дошкольного и младшего школьного детства является важнейшим для развития эстетического восприятия и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте интенсивно усваеваются свойства и качества личности, которые хранятся в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Сложным является подростковый период Подростки еще недалеко ушли от младших школьников, но уже перешли барьер самосознания Их еще достаточно сильно привлекают внешние формы жизненных явлений, но интересуют пять уж содержанию их аспекты В восприятии нравственно-эстетического образа другого человека царит функционально-романтический подход. Эстетически подросток оценивает не только внешний вид, но и отдельные моральные качества - мужество, отвагу, активность, верность, справедливость, решительность. Однако, подросток может увлечься и асоциальным типом поведения, псевдоромантичным образом жизни людей, осуществляющих правонарушения. Поэтому подростковый период требует особого внимания со стороны взрослых и индивидуального подхода.
Не менее сложным является и юношеский возраст, когда завершается физическое созревание человека, возникают реальные условия для ее психической и нравственно-эстетической зрелости
Отмечая условность и определенную динамичность выделенных периодов, необходимо обратить внимание на новое явление, которое способствовало пересмотру границ между определенными возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, что распространяется во всем мире.
Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем вызревают психические функции, которые являются основой интеллектуальных, социальных, моральных качеств К 13-ти - 15-ти лет у девочек, а к 14-ти - 16-ти лет у мальчиков физиологическое развитие организма завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии.
Взрослый организм требует удовлетворения \"взрослых\" физиологических потребностей, в том числе и половых, социальное развитие тормозится и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, которая обусловливает значительные психологические перегрузки, подросток ищет пути ее устранения и выбирает такие, которые подсказывает его еще не укрепленный разум. В этом заключаются важнейшие противоречия акселерации.
Вообще, исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых нельзя спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность Практическая педагогика основывается на таких закономерностях физического развития:
1 В юном возрасте физическое развитие человека осуществляется быстрее и интенсивнее, затем темпы развития замедляются
2 физиологически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - скорее, в другие – медленнее
3 Каждый орган человеческого тела развивается в свойственном только ему темпе, в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально
С физическим неразрывно связано и духовное развитие, в динамике которого также имеют место заметные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций, существенные различия между людьми выражаются, в уровне интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, поведении, уровня социального развития.
Возрастная периодизация:
Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов – индивидуальны. Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.
свыше 90 долгожители, 75-90 старческий возраст, 60-75пожилой возраст, 35-60-2-й период зрелого возраста, 21-35 -1-й период зрелого возраста, 17-21 поздняя юность, 15-17 ранняя юность, 11-15 подростковый возраст, 7-11младший школьный возраст, 3-7дошкольный возраст, 1-3 ранний возраст, 0-1 младенчество.