Понятие «Родительские отношения»
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, которые заключается в максимальной выраженности и напряженности этих моментов. Они могут быть обозначены как личностное и предметное начало в отношении к ребенку.
Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.
Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми [77].
Выделяют следующие стили:
эголитарный стиль воспитания- существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;
демократичный стиль- позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение; в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;
авторитарный-характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;
автократичный- когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;
попустительский стиль- где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;
игнорирующий стиль- где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.
Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения: сотрудничество(баланс любви, уважения, требовательности);
опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);
невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).
В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.
Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку [60].
В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.
Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.
Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции.
Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).
Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.
Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом, у них вырабатывается приспособленческая позиция.
Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.
Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».
«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.
«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.
Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».
Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.
Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное –– неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей [89].
«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.
«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.
Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей [87].
Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.
Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка) [89].
Отечественные психологи Безруких М., Ефимова С, Круглое Б.[4],
Кряжева Н. [34] выделяют следующие типы негативного родительского отношения:
1. Непонимание. Родители списывают все на лень, нежелание. В частности Савонько Б. [72] рассматривает причины непонимания детей. Одна из них состоит в высоком уровне амбиций. Другая причина - распространенное заблуждение родителей, что ребенок - существо примитивное, устроенное элементарно.
2. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему приводят к проблемам у ребенка. Как отмечает И.Фридман, часто за этим стоит и более глубокое стремление - чтобы ребенок поскорее вырос.
ритерий эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми лег в основу классификации отечественного ученого Л.Г. Саготовской [7]. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:
1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети — главное в жизни;
2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;
3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;
4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;
5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;
6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.
По критерию распределения ролей власти6подчинения и уровня конфронтации во взаимодействии родителей и детей А.П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество [5].
А.И. Захаров выделяет следующие критерии семейных отношений [2]:
1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям. По этому параметру различаются такие стили семейного воспитания как: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
2. Параметр контроля позволяет выделить разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный типы семейного воспитания.
3. Критерий последовательности в воспитательном воздействии является чрезвычайно важным в родительском отношении к детям любого возраста.
4. По эмоциональной насыщенности семейное воспитание может быть аффективно устойчивым или неустойчивость. Этот показатель дает представление о стабильности и характере эмоциональной атмосферы в семье.
5. Характеристика тревожности в детско-родительском взаимодействии также указывает на особенности атмосферы в семейном воспитании, описывает тревожность родителей за ребенка, факторах развития детской тревожности, устойчивости семьи к факторам стресса и пр.
В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.
Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983) [45].
Близким к понятию родительская любовь является термин «чадолюбие» (Л.Б. Шнейдер, 2000), которое рассматривается как результат усвоения человеком положительного отношения к детям; условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям — элементарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в заботе о воспитании детей.
По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.
Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим поддерживая и развивая ее.
В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рассматривают физический, эмоциональный, познавательный, действенный аспекты родительской любви.