Формирование учебной мотивации в условиях развивающего обучения.
Формирование учебной мотивации в условиях развивающего обучения.
Психологические основания системы развивающего обучения (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.
Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова
В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:
- Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
- Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
- Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
- Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
- Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов
Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии
Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта
Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями
В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Наркомания и токсикомания
Проституция.
Суицидальное поведение.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.
Правонарушения.
Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Общая профилактика:
1. Создание благоприятных социально-экономических условий.
2. Создание благоприятных социокультурных условий.
3. Создание благоприятных социально-педагогических условий.
4. Содействие семье.
5. Реализация воспитательных функций общеобразователь-ными учреждениями всех типов.
6. Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков.
7. Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.
Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.
Коррекционно-педагогическая деятельность:
1. Выявление девиантных подростков.
2. Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.
3. Определение своеобразия формирования личности.
4. Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
5. Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо:
1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.
2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
А.Ф. Лазурский
Этот ученый подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров бывают, когда интересы и профессиональная деятельность человека, его знания, навыки, миросозерцание (назовем это экзопсихикой) развиваются именно в том направлении, какое продиктовано прирожденными особенностями его нервно-психической организации (эндопсихикой), т. е. экзо- и эндопсихика обусловливают друг друга.
А. Ф. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде. Низший уровень — это плохо приспособленные люди; среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями. Средний — обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях. Высший — уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.
С учетом данных уровней, показывающих степень приспособления и преобладание мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:
1. Низший уровень:
1. Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.
2. Аффективный, среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам);
· чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений;
· мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире.
3. Активный, разновидности которого:
· импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду);
· покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне);
· упрямый (добивается исполнения принятых им решений).
2. Средний уровень:
1. Теоретик-идеалист (непрактичный):
· ученый (последовательность мышления, научные интересы);
· художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством);
· религиозный созерцатель (развитое воображение).
2. Практик-реалист:
· альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии);
· общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах);
· властный (твердая воля, способность влиять на окружающих);
· хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера).
3. Высший уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы). Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям:
· альтруизм;
· знание индуктивное/дедуктивное;
· красота;
· религия;
· общество, государство;
· внешняя деятельность, инициатива;
· система, организация;
· власть, борьба.
Условная отцовская любовь
Связь с отцом совершенно другая. Мать - это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребёнком в первые годы его жизни, и его важность для ребёнка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но отец представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, созданных человеческими руками вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир.
Обращаясь к истории… Раньше частная собственность могла быть унаследована только одним из сыновей, - и отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, что им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим для того, чтобы стать наследником, сын, который был более всего похож на отца, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание - главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.
Отклонения в развитии
Если бы о человек обладал исключительно отцовским сознанием, он был бы злым и бесчеловечным. Если бы он обладал только материнским сознанием, он утратил бы способность здраво рассуждать и препятствовал бы себе и другим в развитии.
Если ребёнок имел любящую, но излишне снисходительную или властную мать и слабого и безразличного отца, он может остаться зафиксированным на ранней привязанности к матери и развиться в человека, который зависит от матери, чувствует беспомощность, обладает ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонного подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждаться в заботе, и которому недостает отцовских качеств - дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он может стараться найти «мать» в смысле авторитета и власти в ком угодно, как в женщинах, так и в мужчинах.
Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребёнок может перенести потребность в материнской опеке на своего отца и на последующие отцовские образы. В этом случае конечный результат либо будет схож с предыдущим, либо мы получим человека, который односторонне ориентирован на отца, полностью подчинён принципам закона, порядка и авторитета, лишён способности ожидать и получать безусловную любовь. Это развитие будет всё усиливаться, если отец авторитарен и в то же время сильно привязан к сыну.
Определенные типы неврозов - например, маниакальный невроз, - развиваются в большей степени на основе односторонней привязанности к отцу, тогда как другие типы, - вроде истерии, алкоголизма, неспособности утверждать себя и бороться за жизнь реалистически, а также депрессии, -являются результатом центрированности на матери.
Но что характерно для всех невротических развитий, так это то, что одного начала - или отцовского, или материнского - недостаточно для развития. Основа духовного здоровья и зрелости – это полноценный синтез материнской и отцовской философии.
А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в проблемах.
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.
4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу:«нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанно оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т. п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.
5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
6. Презрение(антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».
7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула:«мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от чудовища».
ротиворечивый характер родительского отношения отражен в известных западных типологических моделях, предложенных более 30 лет назад. Так, известная модель Е. С. Шафер и Р. А. Белл основана на двух факторах – эмоциональном (любовь/ненависть) и поведенческом (автономия/контроль). В известной модели Д. Баумринд, дополненной Э. Макоби и Дж. Мартиным, два сходных по содержанию фактора, отражающих особенности внутрисемейного взаимодействия – уровень контроля и уровень принятия, образуют четыре основных типа родительского отношения [34]. Это авторитетный (высокий уровень принятия и контроля), авторитарный (высокий уровень контроля, низкий уровень принятия), разрешающий (высокий уровень принятия, низкий уровень контроля) и пренебрегающий (низкий уровень принятия и контроля) типы отношений.
Одна из наиболее известных типологических моделей родительского отношения в российской психологии была предложена А. Я. Варга[6]. Наряду с параметрами «принятие» и «контроль», упоминаемыми в вышеприведенных моделях, автор выделяет два дополнительных параметра: уровень дистанции и социальная желательность поведения.
Доминирование одного или нескольких параметров составляет, по крайней мере, четыре типа родительских отношений:
-принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;
-отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
-симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;
-симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Причина противоречивости и амбивалентности родительского отношения заложена в самом характере межличностных отношений, так как родительское отношение является лишь частным случаем человеческих отношений. Опираясь на положения диалогического подхода к анализу межличностных отношений, разработанного М. М. Бахтиным, М. Бубером, С. Л. Рубинштейном, Е. О. Смирнова и М. В. Соколова выделяют два противоположных начала, на которых основаны все человеческие отношения: предметное – когда другой человек выступает как объект познания, оценки, воспитания, и личностное – когда другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частичным проявлениям. «Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу. Единством и противоположностью этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми: и личностное и предметное начала присущи каждому человеку, однако степень их выраженности существенно различается» [34,с.59].
Е.В.Могилевская [7] приводит развернутую типологию родительского отношения, в основе которой цели, реализуемые родителями в процессе взаимодействия с ребенком:
1. отвержение– непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком;
2. безразличие-холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка;
3. гиперопека или тревожное отношение – стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны;
4.сверхтребовательность – родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей;
5. устойчивость– восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное;
6. активная любовь или помогающее отношение – родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.
Отличие любви материнской и отцовской (Э.Фромм).
Фромм описывает их следующим образом, акцентируя внимание на том, что это совершенно разные по своей сути виды любви: «Мать — это дом, который мы покидаем, это природа, океан. Связь с отцом иного порядка. В первые годы жизни ребенка она весьма ослаблена и совершенно несравнима с близостью матери к ребенку. Зато отец выражает противоположную сторону человеческого существования и на той стороне — разум, рукотворные вещи, порядок и закон, освоение новых земель и приключения. Отец — тот человек, который вводит ребенка в большой мир».
Любовь отца и матери обеспечивают потребности ребенка. Младенцу необходимы безоговорочная материнская любовь и забота как физиологически, так и психически. Но после шести лет ребенок уже ощущает потребность в отцовской любви. Он нуждается в наличии авторитета и руководстве. Функция матери — охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. В обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить. В идеальном случае материнская любовь не препятствует взрослению ребенка. Она не поощряет его беспомощности, не продлевает период его зависимости от нее, а, наоборот, делает все, чтобы помочь ему стать независимым. При этом мать обязана смотреть на мир оптимистически, чтобы не передать ребенку чувство неуверенности и тревожное состояние. Отцовская любовь должна руководствоваться принципами и надеждами. Ей надлежит быть терпеливой и снисходительной, а не подавляющей и авторитарной. Она должна прививать ребенку веру в собственные силы, дать ему возможность в свое время посмотреть на себя с уважением, и чтобы это самоуважение помогло ему освободиться от зависимости от авторитета отца.
Однако преобладание или наличие только материнского или отцовского начала в воспитании ребенка может препятствовать нормальному развитию его личности. В крайних случаях, считает Э.Фромм, это может привести к невротизации личности. Так неврозом может страдать мальчик, у которого любящая, но слишком снисходительная или напротив, властная мать и слабый равнодушный отец. В первом случае ребенку грозит чрезмерная фиксация на своей ранней привязанности к матери. Из такого ребенка может вырасти человек, во всем зависящий от своей матери, не способный справиться со своими проблемами. В нем ярко выражены черты рецептивного характера, он подвержен чужому влиянию, постоянно нуждается в опеке, в заботе. Словом, ему не хватает отцовских качеств — независимости, дисциплинированности, умения управлять собственной жизнью. Как в женщинах, так и в мужчинах он будет искать себе "мать", которая стала бы для него авторитетом и властвовала бы над его жизнью. Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребенок может перенести потребность в материнской защите на своего отца и на последующие его образы. В данном случае можно получить картину, аналогичную предыдущей. Или же ребенок вырастет с односторонней ориентацией на отца и свою жизнь полностью будет подчинять принципам закона, порядка и авторитета. Он не станет ждать безоговорочной любви и не получит ее. Подобное состояние усугубится, если отец авторитарен и одновременно сильно привязан к сыну.
Формирование учебной мотивации в условиях развивающего обучения.
Психологические основания системы развивающего обучения (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.