Хореографическая терминология
Хореография в спорте
ВВЕДЕНИЕ Хореография в спорте – один из современных методов подготовки юных спортсменов и спортсменов международного класса на основеметодики, разработанной школой классического и народного танцев. Впервые средства хореографии были применены в процессетренировки сборной команды гимнастов СССР к XVI Олимпийским играмв Мельбурне. В газете «Советский спорт» от 8.09.1960 г. отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток в вольныхупражнениях, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типатемперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа. Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движения, способны выполнить технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения. Задача этой работы – обобщение изучаемого студентами материалав целостную систему знаний и умений в многолетней подготовке спортсменов. Систематизируя в пособии изучаемый материал, студенты имеют возможность наглядно воспринимать и читать описание элементов хореографии с помощью доступной гимнастической терминологии,в методике обучения применять элементы для каждого года обучения, подбирать необходимые подводящие и подготовительные упражнения, знать варианты усложнения пройденного и уметьсоединять с элементами классификационной программы, сочинять и графически записывать композиции и вольныеупражнения, составлять план-конспект урока хореографии. Студенты получают целостное представление о системеизучения раздела хореографической подготовки, о специфике проведения урока хореографии, о выборе средств, форми методов подготовки спортсменов. Дефицит учебной и методической литературы по хореографической подготовке спортсменов влияет на качество восприятия изучаемого материала, поэтому для более доступного изучения материалав пособии особое внимание уделяется иллюстрациям элементов экзерсиса, танцевальных движений и хореографическихпрыжков. В разделе «Хореографическая терминология» содержится серия последовательно логически связанных друг с другомупражнений, безошибочное освоение которых даст возможность овладеть высоким уровнем мастерства. Студенты обретают правильную осанку и так называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. В процессе занятий развиваютсяи физические качества: гибкость, сила, выносливость, укрепляется кардиореспираторная система. Хореографические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, и благодаря этому у студентоввоспитывается музыкальность и ритмичность, – качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности. Студенты овладевают навыком подбора средств и методов в многолетней подготовке спортсменов. В урокехореографии следует учитывать практическую целесообразность каждого задания, а также его смысловую нагрузку. Внедрение элементов из обязательной программы, элементов индивидуальной работы у гимнастической стенки, включая висы и упоры, и на середине: перевороты, стойки, перекаты, равновесие, шпагаты и т. д. В разделе многолетней подготовки спортсменов четко поставлены задачи для каждого года обучения, рекомендованы элементы экзерсиса, их сочетание друг с другом, с элементами классического и народного танцев, а также с элементамиизбранного вида спорта. В пособии собран учебный материал, необходимый как для студентов, так и для тренеров-преподавателейв спортивных видах гимнастики. |
ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК
Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции
Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз
Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции
Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции
Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции
ПОЗИЦИИ НОГ
I – первая
Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линиис равномерным распределением центра тяжести по всей стопе
II – вторая
Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянииодной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами
III – третья
Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)
IV – четвертая
Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)
V – пятая
Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняетсяс обеих ног)
VI – шестая
Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)
ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)
Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности»в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счетрастягивания ахиллесова сухожилия.
Полуприсед(деми плие)
Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.
Присед(гранд плие)
Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.
Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине)из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую.Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, ас началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.
БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)
(положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)
Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.
Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силуи эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.
Батман тандю(правая в сторону на носок)
Батман тандю вперед(правая вперед на носок)
Банман тандю назад(правая назад на носок)
Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.
Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность».В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.
При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП.При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.
Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4, темп медленный. Позднее выполняется движениеиз затакта. Музыкальный размер —2/4, темп средний.
БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)
Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.
Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение черезбатман тандю.
Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.
Батман тандю жете в сторону
(взмах правой в сторону – книзу)
Батман тандю жете вперед
(взмах правой вперед книзу)
Батман тандю жете назад
(взмах правой назад книзу)
Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок ногане задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцыработающей ноги должны быть предельно натянуты.
В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.
Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.
ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)
В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.
Положение ноги вперед
Положение ноги в сторону
Положение ноги назад
Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух,проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшемвыше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности»и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорнуюногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным.При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.
Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняетсяиз-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.
При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, какв гранд батман кверху и вверх.
Сюр ле ку де пье
(основное положение ноги на щиколотке впереди)
Сюр ле ку де пье
(основное положение ноги на щиколотке сзади)
Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания еена носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группахУТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.
Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицомк опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном,коленном и голеностопном суставах.
Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.
Музыкальный размер – 2/4, темп средний.
Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном,коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.
По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впередии сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группахУТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.
Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трехнаправлений.
Сюр ле ку де пье
Сюр ле ку де пье
ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).
ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)
Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и являетсяподводящим упражнением для выполнения девелопе.
СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ
Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии.
Основное содержание составляют движения классического, народного и современного бального танца.В самостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от канонов классического танца.
Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.
Следующая группа средств – это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений.
И, наконец, специфические группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающиеупражнения.
Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:
• У опоры – лицом или боком к опоре.
• На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижением со сменой мест в шеренгах,по диагонали, по кругу.
• При выполнении хореографических упражнений на гимнастическом бревне применяются как положения продольно, так и поперек.
Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной техники выполнения, которую можно достичь, применяя подводящие упражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Подготовительные упражнения – основное средство хореографической подготовки на этапах начальной подготовки.
Средства хореографии
СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ*
Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.
В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации ихк предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.
Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистуюи дыхательную системы для последующей работы.
Для проведения упражнений применяются различные методы: раздельный, в движении, игровой (например,в виде музыкальной игры).
Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.
В зависимости от применяемых средств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах (рис. 2). Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.
Подразделяют три вида основной части урока:
· первый строится на основе классического танца;
· второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;
· третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.
Варианты проведения основной части урока хореографии
1 – на основе движений классического танца
2 – на основе движений свободной пластики
3 – на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев
4, 5,
6, 7 – смешанные типы уроков
Однако в большинстве случаев применяются смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.
Для воспитания умения слитного выполнения акробатических и хореографических движений (необходимого при выполнении вольных упражнений и упражнений на бревне) в основной части урока следует применять акробатические элементы: кувырки, медленные перевороты, маховые сальто.
Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения проводятся только у опоры, только на середине или только на бревне. Возможны двухчастная(у опоры, затем на середине; на середине, затем на бревне и т. д.) и трёхчастная формы.При продолжительности урока 25–30 мин. рекомендуется одночастная форма, если же длительность урока 45–60 мин. то применяются двух– и трёхчастные формы.
В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинациииз современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждому спортсмену.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ*
Построение урока определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха;
· составлением учебных комбинаций на уроке.
В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени. Между тем в подготовительном периоде первая часть урока более длительна, чем в соревновательном.Если урок проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работена снарядах, не должна быть затянутой и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.
Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре,не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационномотношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т. е. различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависитот квалификации хореографа. Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:
1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.
2. Логическую связь движений, а именно:
· положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;
· все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).
3. Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности спортсменов и студентов.
4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавноосвоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ*
Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора – пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музыкант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения.
Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединениис творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаемее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т. д. В повседневном тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.
Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.
Музыкальный размер
Музыкальный размер (м/р) определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с м/р. 2/4; ¾; 4/4; реже 6/8.
М/р 2/4 соответствует счет «раз» – «два», а при более дробном делении движений «раз» – «два» – «три» или «раз» – «и» – «два» – «и».
М/р ¾ следует считать «раз» – «два» – «три» или «раз» – «и» – «два» – «и» – «три» – «и».
Таким образом, на фразу приходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов.Трехдольного – 12, четырехдольного – 16 счетов по тактам 4 счета. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8, 16, 32 счета, а при большей длительности – число кратное 32 (в отдельных случаях – 16). Продолжительность упражнений, выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, 6, 12, 24, 48 счетов, при большей длительности – число кратное 48.
Большое значение для проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора – пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотоннымии примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В целях лучшего усвоения изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в постановке классический, народный танец или современный стиль движений.
Запись необходимо производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):
При составлении композиции необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда, сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в воздухе.
Варианты рисунков композиции, в/у
При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных правил соревнований.
При описании акробатических пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или различной цветовой гаммой.
Описание движений
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
(указать год обучения) Задачи:
I. Образовательная.
а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).
б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам – малая, средняя, большая).
II. Воспитательная.
Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.
III. Оздоровительная.
а) Совершенствование осанки.
б) Профилактика плоскостопия.
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
УРОК ХОРЕОГРАФИИ В МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
В пособии уделяется большое внимание методике обучения элементам хореографии в группах начальной подготовки, поскольку выпускники вузов физической культуры – будущие тренеры и начинают работу именнов этих группах.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ХОРЕОГРАФИИ В ГРУППЕ НП-1 (НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)
Задачихореографической подготовки:
1) Формирование правильной осанки.
2) Обучение позициям ног и рук.
3) Обучение элементам партерной хореографии.
4) Развитие двигательных навыков и координации движений.
5) Обучение технике выполнения элементов у опоры по точкам, в медленном темпе.
6) Обучение поворотам.
7) Обучение хореографическим прыжкам.
Применение партерной хореографии на данном этапе подготовки позволяет избежать появления ошибок при выполнении элементов у опоры, дает возможность привить навык «чувствовать мышцы», видеть красивую линию ног в положении сидя и лежа, быстрее добиться качества выполнения разучиваемых элементов.
После предварительной подготовки, выполнения упражнений в партере (на полу в положении сидя или лежа), когда у детей сформировалось понятие: «осанка», «прямая нога», «носок натянут», «выпады», «растяжка», «взмах», их можно переводить к обучению у опоры.
Все изучаемые упражнения выполняются лицом к опоре, в медленном темпе, с фиксацией ноги или туловищав нужном положении, для того, чтобы тренер – хореограф мог увидеть и исправить ошибки у занимающихся.
Обучение элементам производить только в сторону.
По мере усвоения всех элементов в сторону разучивается выполнение элемента вперед, (стоя спиной или лицом к опоре) в зависимости от расположения опоры от стенки. Батман тандю вперед выполнять: на счет 1–2 скольжение всей стопой, на 3–4 дотягивание стопы и сгибание фаланг пальцев до положения вперед – на носок.Пятка высоко поднята над полом и развернута вперед. Движение в ИП начинается с фаланг пальцев скользящим движением, удерживая «выворотное» положение стопы на счет 1–4.
При выполнении батман тандю назад, на счет 1–2 скольжение начинается всей стопой, на счет 3–4 дотягивание стопы и фаланг пальцев до положения назад на носок, пятка опущена вниз. Движение в ИП начинается со скользящего движения фаланг пальцев, удерживая «выворотное» положение стопы на счет 1–4.
В уроке необходимо чередовать и сочетать элементы партерной хореографии с элементами у опоры,элементами ИВС (перекаты, кувырки, упоры и т. д.), а также применять элементы игры, имитационные упражнения и доступные танцевальные движения.
ПОХОДКА ПИНГВИНА
«ПИНГВИН»
«БУРАТИНО»
«МАЛЬВИНА»
«ПЬЕРО»
«ПЕТУХ»
«УТЯТА»
«ЛЯГУШАТА»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГРУППЕ НП-2
Задачи.Совершенствование:
1) осанки; 2) пройденного материала в группе НП-1
Методика обучения:
1. grand plie (гранд плие) – лицом к опоре по I, II, V позициям;
2. battement tendu (батман тандю) – крестом: вперед – спиной или лицом к опоре, в сторону и назад – лицомк опоре;
3. battement tendu gete (батман тандю жете) – крестом: вперед – спиной к опоре, в сторону и назад – лицомк опоре;
4. rond de jumb par terre (ронд де жамб пар терр) – лицом к опоре с фиксацией положения ноги впередна носок, в сторону на носок, назад на носок. Выполнять еn dehors (наружу), en dedans (внутрь);
5. relevelent (релевелянт) – крестом: вперед – спиной к опоре, в сторону и назад – лицом к опоре;
6. grand battement (гранд батман) – крестом: вперед – спиной к опоре, в сторону и назад – лицом к опоре.
ПОВОРОТЫ НА ДВУХ НОГАХ
Повороты приставлением ноги. Выполнять на 45, 90, 180° с поворотом на одной ноге (на всей ступне,на полупальцах) и приставлением? ней другой.
Повороты переступанием. Данные повороты выполнять переступанием на полупальцах. На местес продвижением по диагонали, дуге, кругу. В повороте с продвижением первый шаг на полупальцы указывает направление движения. В подготовительной фазе поворота голова держится прямо, взгляд направлен горизонтально, во время вращения голова вначале задерживается в первоначальном положении (взгляд направлен как до поворота), затем поворачивается быстрее и, опережая туловище, возвращается в и.п.
Скрестные повороты. Выполнять скрестным шагом одной впереди или сзади другой ноги на 180, 360°. Скрестный поворот на 180° шагом вперед или назад правую (левую) поставить впереди (сзади) опорной так, чтобы носки были на одной линии. Поднимаясь на полупальцы, выполнять поворот кругом на двух ногах (тяжесть тела равномерно распределить на обе ноги). Скрестный поворот на 360° шагом вперед,в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг, приставляется к опорной. В скрестном повороте шагом назад на 360° приставляется опорная нога.
Среди разновидностей скрестных поворотов следует отметить спиральный поворот, который представляет собой скрестный поворот шагом вперед с волной. Поворот выполняется из полуприседа с опережающимдвижением ног относительно туловища и с наклоном его во второй фазе.
Упражнения на середине.
Разучивание пор де бра I–II форма.
Задачи:развитие координации, пластики движений, точная фиксация поз, совершенствование осанки. Разучивание тан лие (temps lie) в положение на носок.
Temps lie
Temps lie – упражнение, развивающее слитность перехода из одной позы в другую приемом pas degage (дегаже). Подразделяется на три вида. В первом фиксируются позы партер, в положение на носок, во втором – позы на 45° в положение книзу, в третьем – позы на 90° (т. е. вперед и выше).
Temps lie par terre. Исходное положение – V позиция, правая впереди, в полповорота направо. Выполняетсяdemi-plie, затем правая нога скользящим движением отводится вперед, на носок, левая остается в demi-plie.Далее выполняется pas degage вперед через проходящее demi-plie, левая отводится назад на носоки приставляется в V-ю позицию назад в demi-plie.
Руки во время отведения правой ноги вперед на носок из подготовительной позиции поднимаются в I-юпозицию. При выполнении pas degage левая рука поднимается в III-ю позицию, правая отводится во II-ю.При возвращении ноги в V-ю позицию назад левая рука опускается из III-й в I-ю позицию. Центр тяжести туловища во время отведения правой ноги вперед на носок удерживается на левой ноге, при выполнении pas degage центр тяжести туловища переносится на правую ногу.
Движение сопровождается поворотом головы. При отведении правой руки из I-й позиции во II-ю голова одновременно поворачивается в том же направлении. При опускании левой руки из III-й позиции в I-ю взгляд направлен на кисть этой же руки.
Правая из demi-plie скользящим движением отводится во II-ю позицию.
После этого выполняется pas degage через проходящее demi-plie. Левая отводится в сторону на носоки закрывается в V-ю позицию вперед в demi-plie с одновременным поворотом направо. При отведении правойв сторону, левая рука переходит из I-й позиции во II-ю. При выполнении pas degage руки сохра