Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности
(Подласый «Педагогика», 1996 г)
1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
2. Продуктивность освоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
4. Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемым.
Характеристика принципов обучения
Принцип наглядности.
Наглядность – это средство познания окружающего мира. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия.
Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их налету.
Система наглядных пособий:
1) реальные предметы и явления в их натуральном виде
2) модели
3) муляжи
4) иллюстрационные пособия: картины, рисунки, фотографии
5) графические пособия: диафильмы, графики, схемы, таблицы
6) различные технические средства: учебные кинофильмы, компьютеры и т.д.
Принцип доступности
Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности.
Принцип научности
Содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для этого учителю необходимо:
- глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания
- обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно- эстетические цели
- показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствие интересам и стремлениям народа.
Принцип связи теории с практикой (принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения)
Построение процесса обучения предполагает его ориентировать на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется и проявляется в деятельности. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, об организации деятельности, в котором учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
Тема: Характеристика обучения в ЦПП
1. Понятие о дидактике.
Термин
История (названо много имен)
Понятие
Предмет дидактики – это особенности и закономерности обучения; его цели, содержание, принципы, методы, формы, средства обучения.
2. Основные категории дидактики.
Категория – основное понятие науки.
Категории дидактики – это основные понятия дидактики, которые положены в основу профессионального языка педагога.
Выясним условно 2 группы дидактических категорий:
I гр
Образование
Воспитание Обучение
Преподавание Учение
Образование – это специально организованный процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого формируются качества личности и ее отношение к окружающей реальности.
Обучение – это процесс целенаправленной взаимственой деятельности учителя и учащихся, в ходе которого происходит передача и усвоение материала.
Преподавание – деятельность учителя в обучении.
Учение – деятельность учащихся в обучении.
Образование – это результат овладения учащихся социальным опытом, отраженный в документе об образовании (аттестат, диплом, сертификат).
II гр
ДУ ду
Процесс обучения (ЦО) (ПО) (Пр. О) (СО) (МО) (ФО) (СО)
Процесс обучения - взаимосвязанная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, ориентированная на передачу учителем и усвоением учащихся социального образования.
Принципы обучения – основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.
Содержание обучения – это совокупность фрагментов социального опыта, привнесенного в сферу образования и подлежащего усвоению учащимися.
Методы обучения – это способы (модели) взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, ориентированные на эффективное протекание обучения.
Форма обучения – форма выражения взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и установленном режиме.
Средства обучения – это материальный или ?изсальный? объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения содержания образования.
Цель обучения – это планируемый учителем результат учебной деятельности учащихся.
3. Понятие об обучении в ЦПП.
Образование ЦПП
Воспитание Обучение
Дидактическая система
Обучение как процесс позволяет увидеть в нем дидактическую систему.
Дидактическая система – это тип организации обучении, представленный совокупностью основных дидактических элементов в их конкретном наполнении и выражении.
Дидактическая система – это определенное устойчивое соотношение всех дидактических элементов.
Основные дидактические элементы – это ПО, ПрО, СО, МО, ФОО, СрО, ЦО, ДУ, ду.
Обучение в ЦПП характеризуется взаимодействием основных дидактических элементов в конкретном наполнении и выражении.
4.Структура и функции обучения (сущностная характеристика обучения).
Структура обучения
Преподавание Учение
Преподавание – это специальная деятельность педагога, направленная на передачу детям СО и воспитание в процессе обучения.
Учение – это специально организованная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на восприятие и осмысление материала – сознательную его обработку – ясное понимание, воспроизведение материала и его усвоение – его самопроверку и применение.
Другая структура (традиционная модель):
1. ДУ ду
Учитель учит, а учащийся учится.
Более конкретная модель:
2. СО
ДУ ду
Информационная модель
Учитель передает социальное образование учащимся, а учащиеся его усваивают.
Третья модель:
3. УЗ – учебное задание
СО Технологическая
модель
УЗ
ДУ ду
Учитель предлагает учащимся выполнить учебное задание, учащийся своей деятельностью.
1) идет навстречу учебному заданию
2) принимает его
3) выполняет
4) выполняет верно
И только в этом случае он усваивает заложенное в задании содержания образования (СО)
Функции обучения
Функция – служебное назначение объекта.
Какого же назначение обучения?
1. Образовательная – предполагает вооружение учащимися системой научных знаний, умений и навыков.
Научные знания включают факты; понятия; законы; теории; знания о способах деятельности, о нормах, отношениях к себе и к миру.
Умения – способность и возможность выполнения действий на основе приобретенных знаний.
Навык – это автоматический компонент сознательного действия, достигший путем многократного повторения одних и тех же действий.
2. Воспитательная – предполагает формирование взглядов, убеждений, отношений, качеств личности, мировоззрения.
3. Развивающая – предполагает, что обучение ведет за собой развитие.
В процессе обучения происходит развитие личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организованно и отвечает принципам развивающего обучения: задания предлагаемые учащимся учитывают зону ближайшего их развитию.