Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»
ПЕДАГОГИКА
3 темы:
1. Методология педагогической науки и методы педагогических исследований.
2. Закономерности и принципы обучения
3. Характеристика обучения в ЦПП
Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»
План:
1. Понятие о методологии педагогической науки.
2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
3. Методы и логика педагогического исследования.
4. Методологическая культура педагога.
Понятие о методологии педагогической науки.
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». (философский энциклопедических словарь)
Есть другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т.е. учения о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Эти определения методологии не противоречат друг другу. Таким образом, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Любая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. Методологическое знание может выступать либо в описательной, либо в нормативной форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.
В структуре методологического знания выделяется 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Что входит в их содержание?
1. (высший) – философский. Составляет общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся систеа философского знания.
2. Общенаучная методология. Это туоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
3. Конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых к той или иной специальной дисциплине.
4. Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
Методика педагогического исследования
Различают теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое не только может, но и должен уметь проводить твочески работающий педагог-практик. Выделяют несколько стадий:
- подготовительная
- практическое решение проблемы
- количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений
Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс.
Новые педагогические знания рассматриваются через устные выступления научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.
Тема: «Закономерности и принципы обучения»
План
1. Законы и закономерности обучения
2. Понятие принципа обучения как дидактической категории
3. Характеристика принципов обучения
Характеристика принципов обучения
Принцип наглядности.
Наглядность – это средство познания окружающего мира. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия.
Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их налету.
Система наглядных пособий:
1) реальные предметы и явления в их натуральном виде
2) модели
3) муляжи
4) иллюстрационные пособия: картины, рисунки, фотографии
5) графические пособия: диафильмы, графики, схемы, таблицы
6) различные технические средства: учебные кинофильмы, компьютеры и т.д.
Принцип доступности
Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности.
Принцип научности
Содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для этого учителю необходимо:
- глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания
- обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно- эстетические цели
- показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствие интересам и стремлениям народа.
I гр
Образование
Воспитание Обучение
Преподавание Учение
Образование – это специально организованный процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого формируются качества личности и ее отношение к окружающей реальности.
Обучение – это процесс целенаправленной взаимственой деятельности учителя и учащихся, в ходе которого происходит передача и усвоение материала.
Преподавание – деятельность учителя в обучении.
Учение – деятельность учащихся в обучении.
Образование – это результат овладения учащихся социальным опытом, отраженный в документе об образовании (аттестат, диплом, сертификат).
II гр
ДУ ду
Процесс обучения (ЦО) (ПО) (Пр. О) (СО) (МО) (ФО) (СО)
Процесс обучения - взаимосвязанная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, ориентированная на передачу учителем и усвоением учащихся социального образования.
Принципы обучения – основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.
Содержание обучения – это совокупность фрагментов социального опыта, привнесенного в сферу образования и подлежащего усвоению учащимися.
Методы обучения – это способы (модели) взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, ориентированные на эффективное протекание обучения.
Форма обучения – форма выражения взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и установленном режиме.
Средства обучения – это материальный или ?изсальный? объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения содержания образования.
Цель обучения – это планируемый учителем результат учебной деятельности учащихся.
3. Понятие об обучении в ЦПП.
Образование ЦПП
Воспитание Обучение
Дидактическая система
Обучение как процесс позволяет увидеть в нем дидактическую систему.
Дидактическая система – это тип организации обучении, представленный совокупностью основных дидактических элементов в их конкретном наполнении и выражении.
Дидактическая система – это определенное устойчивое соотношение всех дидактических элементов.
Основные дидактические элементы – это ПО, ПрО, СО, МО, ФОО, СрО, ЦО, ДУ, ду.
Обучение в ЦПП характеризуется взаимодействием основных дидактических элементов в конкретном наполнении и выражении.
4.Структура и функции обучения (сущностная характеристика обучения).
Структура обучения
Преподавание Учение
Преподавание – это специальная деятельность педагога, направленная на передачу детям СО и воспитание в процессе обучения.
Учение – это специально организованная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на восприятие и осмысление материала – сознательную его обработку – ясное понимание, воспроизведение материала и его усвоение – его самопроверку и применение.
Другая структура (традиционная модель):
1. ДУ ду
Учитель учит, а учащийся учится.
Более конкретная модель:
2. СО
ДУ ду
Информационная модель
Учитель передает социальное образование учащимся, а учащиеся его усваивают.
Третья модель:
3. УЗ – учебное задание
СО Технологическая
модель
УЗ
ДУ ду
Учитель предлагает учащимся выполнить учебное задание, учащийся своей деятельностью.
1) идет навстречу учебному заданию
2) принимает его
3) выполняет
4) выполняет верно
И только в этом случае он усваивает заложенное в задании содержания образования (СО)
Функции обучения
Функция – служебное назначение объекта.
Какого же назначение обучения?
1. Образовательная – предполагает вооружение учащимися системой научных знаний, умений и навыков.
Научные знания включают факты; понятия; законы; теории; знания о способах деятельности, о нормах, отношениях к себе и к миру.
Умения – способность и возможность выполнения действий на основе приобретенных знаний.
Навык – это автоматический компонент сознательного действия, достигший путем многократного повторения одних и тех же действий.
2. Воспитательная – предполагает формирование взглядов, убеждений, отношений, качеств личности, мировоззрения.
3. Развивающая – предполагает, что обучение ведет за собой развитие.
В процессе обучения происходит развитие личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организованно и отвечает принципам развивающего обучения: задания предлагаемые учащимся учитывают зону ближайшего их развитию.
ПЕДАГОГИКА
3 темы:
1. Методология педагогической науки и методы педагогических исследований.
2. Закономерности и принципы обучения
3. Характеристика обучения в ЦПП
Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»
План:
1. Понятие о методологии педагогической науки.
2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
3. Методы и логика педагогического исследования.
4. Методологическая культура педагога.