Фонд оценочных средств для проведения
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
7.1 Задания практико-ориентированного характера (решить письменно любое одно!!)
· Ситуационные задачи:
· № 1На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно,
контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.
· № 2Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?
· № 3Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?
· № 4Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то ...
· № 5Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.
· № 6На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?
· № 7Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.
· № 8Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?
· № 9На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?
· №10Прочтите ситуацию «Разговор с отцом»: Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель крупной фирмы, говорит в ответ на советы педагога: Поймите, у меня сложная работа, она имеет значение не только в масштабах города, но и страны. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил: « Я делаю все, что от меня зависит. У сына мощный компьютер с выходом в Интернет, большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и другим странам... водили по музеям...». Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Сформулируйте варианты педагогических задач с позиции учителя-предметника, классного руководителя, родителей. Определите виды этих задач (оперативные, тактические, стратегические) и предложите их решения. Какие технологии требуются для решения каждой из выделенных вами задач? Воспользуйтесь алгоритмом решения эвристических педагогических задач для того, чтобы разрешить описанную в ситуации проблему развития мальчика.
7.2 Банк тестовых заданий (письменно!!)
Критерии оценивания:
Задания 1 – 5 оцениваются по 6 баллов каждое.
Задания 6 – 11 оцениваются по 3 балла каждое.
Задания 12 – 24 оцениваются по 4 балла каждое.
оценка «удовлетворительно» выставляется, если набрано 50 – 66 баллов;
«хорошо» − 67 – 83 баллов;
«отлично» − 84 – 100 баллов.
Время на выполнение: количество заданий * 2 мин
Форма проведения контроля: компьютеризованное тестирование
Типовые задания/примерный вариант:
В заданиях 1 – 5 восполните пропущенную информацию
1.Педагогика – это наука о ……… человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности………., его роль в жизни общества и …………… личности.
2.Профессиональная педагогика – это область теоретического и ………... научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего …………, объектов, характера и профиля …………. и ………………. деятельности.
3.…………………………… - активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
4.Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов это – …………………
5. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников, это есть…………………
В заданиях 6 – 11 выберите один или несколько правильных вариантов ответов
6. А. Объект педагогики – это ……………………………………………………
1) воспитательная деятельность
2) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
3) воспитание человека человеком.
В. Предмет педагогики – это …………………………………………………..
1) воспитание человека как функция общества
2) собрание правил воспитательной деятельности
3) определяющее развитие личности, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
7. Какие дисциплины не входят в структуру педагогических наук:
1) История педагогики
2) Биология
3) Педагогика школы
4) Педагогика профессионального образования
5) Анатомия
6) Военная педагогика
7) Социальная педагогика
8) Сравнительная педагогика
8. Функциями процесса обучения являются:
1) Коррекционная
2) Образовательная
3) Диагностическая
4) Воспитательная
5) Развивающая
6) Оздоровительная.
9. Дидактика это:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных дисциплин;
5) теория обучения, образования и воспитания.
10. Метод обучения это:
1) Взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения;
2) Способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) Систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учащимся развивать умственные способности и интересы;
4) Упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) Часть теории обучения.
11.Кто является основоположником классно-урочной системы
1) Л.Н. Толстой
2) В.А. Сухомлинский
3) К.Д. Ушинский
4) Я.А. Коменский
5) И.Г. Песталоцци
6) А.С. Макаренко
В заданиях 12 – 24 установите соответствие
12. Установите соответствие характеристик понятиям. 1. Дидактика | А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся |
2. Процесс обучения | Б. Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме |
3. Принципы дидактики | В. Специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру |
4. Содержание образования и обучения | Г. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания, развития |
5. Формы организации учебной деятельности | Д. Исходное, руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников |
6. Методы обучения | Е. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации достигаемых результатов |
13. Укажите слева (А) закономерности, справа (В) основанные на них принципы обучения.
1) Процесс обучения соответствует уровню развития науки
2) Принцип сознательности и активности в обучении школьников
3) Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни
4) Принцип научности в обучении
5) Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития
6) Принцип воспитывающего обучения
7) Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации обучения школьников
8) Принцип связи обучения с жизнью, с практикой
14. Установите соответствие структурных компонентов процесса обучения их характеристикам
1.Целевой | А. Определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций | ||||||
2.Стимулирюще-мотивационный | Б. Реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения | ||||||
3.Содержательный | В. Осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом | ||||||
4. Операционно-деятельностный | Г. Предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов | ||||||
5.Контрольно-регулировочный | Д. Педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач | ||||||
6.Оценочно-результативный | Е. Предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. | ||||||
15. Установите соответствие характеристик понятиям. | |||||||
А. Конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели | 1. Преподавание | ||||||
Б. Составная часть метода, разовое действие, отдельный шаг | 2. Учение | ||||||
В. Материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний | 3. Прием | ||||||
Г. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта, возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные | 4. Средство | ||||||
Д. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения | 5. Урок | ||||||
Е. Организация обучения с группой одного возраста, постоянного состава, по твердому расписанию и единой для всех программой обучения | 6. Результат | ||||||
16. Установите соответствие методов обучения А. Объяснительно-иллюстративный метод обучения | I. | Многократное повторение способа деятельности по заданию учителя | |||||
Б. Репродуктивный метод обучения | II. | Учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает пути ее разрешения, вскрывая возникающие противоречия, а учащиеся следят за логикой разрешения проблемы | |||||
В. Проблемный метод обучения | III. | Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти | |||||
Г. Частично-поисковый метод обучения | IY. | Обеспечение овладения обучаемыми методами научного познания, формирования опыта исследовательской деятельности | |||||
Д. Исследовательский метод обучения | Y. | Учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения | |||||
17. Установите соответствие форм организации обучения | |||||||
А. Индивидуальная форма | 1. Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание, планирует и распределяет задание внутри группы, обсуждает и сообщает о результате работы | ||||||
Б. Парная форма | 2. Обеспечивается одновременное участие всех учащихся класса в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя с применением наглядности, ТСО и т.д. | ||||||
В. Групповая форма | 3. Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит ответы на вопросы, выполняет упражнения, решает примеры, задачи, осуществляет самоподготовку | ||||||
Г. Общеклассная форма | 4. Организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между учениками на равных основаниях, обеспечивается взаимопроверка результатов обучения | ||||||
18. Установите соответствие методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
А. Словесные методы обучения | 1. Иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся |
Б. Практические методы обучения | 2. Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой |
В. Наглядные методы обучения | 3. Упражнение, лабораторная работа, практическая работа, учебно-производственный труд, опыты |
19. Установите соответствие методов воспитания:
А. Методы формирования сознания личности Б. Методы организации деятельности и опыта поведения В. Методы стимулирования деятельности и поведения | 1.Убеждение 2.Внушение 3.Беседа 4.Лекция 5.Дискуссия 6.Метод примера 7.Педагогическое требование 8.Общественное мнение 9.Приучение 10.Упражнение 11.Создание воспитывающих ситуаций 12.Поручение 13.Соревнование 14.Поощрение 15.Наказание 16.Создание ситуации успеха |
20. Установите соответствие методов организации деятельности с их характеристиками.
1. Упражнение | А. Имеет разнообразный характер: посетить больного, помочь ему в обучении, изготовить игрушки для дошкольников. Не требует детального объяснения, заканчивается оценкой качества выполнения |
2. Требование | Б. Метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств |
3. Приучение | В. Невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение, невозможно сформировать определенный тип поведения, не привлекая к активной деятельности |
4. Поручение | Г. Некоторое насилие в воспитании неизбежно, оно направлено на благо самого человека; это единственное насилие, которое может быть оправдано |
21. Установить соответствие правила обучения, обеспечивающее реализацию соответствующего принципа обучения
1. Учебный процесс строится таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях | А. Принцип научности |
2. Новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления | Б. Принцип доступности |
3. Изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой | В. Принцип наглядности |
4. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать | Г. Принцип связи теории с практикой |
5. Изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений | Д. Принцип прочности |
6. В обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому | Е. Принцип воспитывающего обучения |
7. Использовать активные и интенсивные методы обучения | Ж. Принцип сознательности и активности в обучении |
22. Установить соответствие типа урока его структуре
1. Урок ознакомления с новым материалом | А 1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6. Подведение итогов урока |
2. Урок закрепления изученного | Б 1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. Проверка домашнего задания; 3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. Изложение нового материала; 5. Первичное закрепление изученного материала; 6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
3. Урок применения знаний и умений | В 1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. Ознакомление с новым материалом; 4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. Постановка задания на дом; 6. Подведение итогов урока |
4. Урок обобщения и систематизации знаний | Г 1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. Подведение итогов (на данном и последующих уроках). |
Д 1.Проверка домашнего задания; 2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; 3. Осмысление содержания и последовательности | |
5. Урок проверки и коррекции знаний и умений | применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; 4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; 5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; 6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
6. Комбинированный урок | Е 1. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5. Подведение итогов урока; 6. Постановка домашнего задания |
23. Установите соответствие понятий профессиональной педагогики
1. Профессиограмма | А. Интегральная характеристика деловых, личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию |
2. Профессиональная компетентность | Б. Свойство личности, приобретаемое в процессе собственного опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности |
3. Профессиональная подготовка | В. Описание технико-технологических, экономических, правовых характеристик конкретной профессиональной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических, педагогических и социальных показателей и противопоказаний к работе в данной профессии |
4. Профессиональное мастерство | Г. Ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы |
5. Профессия | Д. Специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов |
творческой деятельности мастером профессионального обучения и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности | |
6. Профессиональное обучение | Е. Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования |
7. Профессиональное воспитание | Ж. Специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения мастером профессионального обучения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности |
24. Установите соответствие основных групп закономерностей профессиональной педагогики (С.Я. Батышев)
А. Группа закономерностей связана с производством и производственной деятельностью Б. Группа закономерностей связана с профессиональной направленностью образовательного процесса. | 1. Профессиональная подготовка должна осуществляться с учетом состава оборудования и предметов труда, применяемых в трудовом процессе 2. Профессиональная подготовка должна включать в себя инвариантный (основной) и вариативный (специальный) компоненты 3. Профессиональная подготовка должна осуществляться в соответствии с типами производств и уровнем механизации и автоматизации производственных (технологических) процессов, с учетом степени их непрерывности, состояния организации труда 4. Содержание процесса профессиональной подготовки должно включать взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки |
7.3. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену (выбрать одну тему для доклада, доклад с презентацией!!!!! + 2 вопроса письменно краткое содержание)
Закономерности обучения.
Принципы обучения.
11. Понятие о методе обучения. Классификация методов.
12. Сравнительная характеристика основных методов обучения.
13. Средства и формы организации и осуществления учебного процесса.
14. Сравнительная характеристика основных форм теоретической подготовки специалистов.
15. Сравнительная характеристика основных форм практической подготовки специалистов.
16. Сравнительная характеристика основных форм контроля. Особенности форм дистанционного обучения.
17. Основные задачи, структура и организационные особенности среднего профессионального образования.
18. Основные задачи, структура и организационные особенности среднего профессионального образования.
19. Специфика, содержание и виды дополнительного профессионального образования.
20. Сущность, функции и объекты педагогического проектирования.
21. Технология педагогического проектирования. Проектирование личности профессионала.
22. Проектирование содержания профессионального образования.
23. Проектирование форм, методов и средств профессионального обучения.
24. Управление образовательными системами и педагогический менеджмент.
25. Система профессионального образования. Управление профессиональным образованием.
26. Педагогический анализ и целеполагание как основные функции педагогического управления.
27. Планирование и организация исполнения как основные функции педагогического управления.
28. Контроль и регулирование как основные функции педагогического управления.
29. Современные парадигмы образования как отражение актуальных проблем воспитания и обучения.
30. Сущность Болонского процесса. Участие России в Болонском процессе.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
7.1 Задания практико-ориентированного характера (решить письменно любое одно!!)
· Ситуационные задачи:
· № 1На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно,
контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.
· № 2Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?
· № 3Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?
· № 4Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то ...
· № 5Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с позиции преподавателя и студента.
· № 6На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?
· № 7Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.
· № 8Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?
· № 9На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?
· №10Прочтите ситуацию «Разговор с отцом»: Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель крупной фирмы, говорит в ответ на советы педагога: Поймите, у меня сложная работа, она имеет значение не только в масштабах города, но и страны. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил: « Я делаю все, что от меня зависит. У сына мощный компьютер с выходом в Интернет, большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и другим странам... водили по музеям...». Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Сформулируйте варианты педагогических задач с позиции учителя-предметника, классного руководителя, родителей. Определите виды этих задач (оперативные, тактические, стратегические) и предложите их решения. Какие технологии требуются для решения каждой из выделенных вами задач? Воспользуйтесь алгоритмом решения эвристических педагогических задач для того, чтобы разрешить описанную в ситуации проблему развития мальчика.
7.2 Банк тестовых заданий (письменно!!)
Критерии оценивания:
Задания 1 – 5 оцениваются по 6 баллов каждое.
Задания 6 – 11 оцениваются по 3 балла каждое.
Задания 12 – 24 оцениваются по 4 балла каждое.
оценка «удовлетворительно» выставляется, если набрано 50 – 66 баллов;
«хорошо» − 67 – 83 баллов;
«отлично» − 84 – 100 баллов.
Время на выполнение: количество заданий * 2 мин
Форма проведения контроля: компьютеризованное тестирование
Типовые задания/примерный вариант:
В заданиях 1 – 5 восполните пропущенную информацию
1.Педагогика – это наука о ……… человека, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности………., его роль в жизни общества и …………… личности.
2.Профессиональная педагогика – это область теоретического и ………... научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего …………, объектов, характера и профиля …………. и ………………. деятельности.
3.…………………………… - активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
4.Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов это – …………………
5. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников, это есть…………………
В заданиях 6 – 11 выберите один или несколько правильных вариантов ответов
6. А. Объект педагогики – это ……………………………………………………
1) воспитательная деятельность
2) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
3) воспитание человека человеком.
В. Предмет педагогики – это …………………………………………………..
1) воспитание человека как функция общества
2) собрание правил воспитательной деятельности
3) определяющее развитие личности, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
7. Какие дисциплины не входят в структуру педагогических наук:
1) История педагогики
2) Биология
3) Педагогика школы
4) Педагогика профессионального образования
5) Анатомия
6) Военная педагогика
7) Социальная педагогика
8) Сравнительная педагогика
8. Функциями процесса обучения являются:
1) Коррекционная
2) Образовательная
3) Диагностическая
4) Воспитательная
5) Развивающая
6) Оздоровительная.
9. Дидактика это:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных дисциплин;
5) теория обучения, образования и воспитания.
10. Метод обучения это:
1) Взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения;
2) Способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) Систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учащимся развивать умств<