Цели процесса обучения как системообразующий фактор
Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание. Это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.
Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей: цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.
Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:
· овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);
· общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;
· формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.
Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:
1) общее развитие мышления и познавательных способностей;
2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;
3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.
Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующиезадачи обучения:
1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
5) совершенствование учебных умений и навыков.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты пед. деятельности:
· постановка целей учебной работы;
· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;
· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
· оценивание результатов деятельности учащихся.
Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
· осознание целей и задач обучения;
· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
· восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
О владение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.
Движущими силамив формировании у учащихся потребности в учении являются:
• Личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживает внуктренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что стимулирует их к более активному учению.
• Доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним, способствует формированию потребности в учении. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутренне противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
• Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных м имеющихся знаний для их решения, умение учителя ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.
• Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.
В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких случаях обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.