Методы научно-педагогического исследования, сущность, классификация.
1. Эмпирические методы исследования.
А)-. Метод педагогических наблюдений.
Применяется в процессе любого педагогического исследования.
Должен иметь: *цель (что наблюдать), *программу (как наблюдать), *разработанные критерии (что и как фиксировать), *заранее разработанную методику обработки результатов.. Объекты наблюдения: *деятельность учащихся, характер этой деятельности, отношение ученика к этой деятельности, мотивы деятельности и пр., *общение- где, с кем, его характер, стили, эффективность и пр., *конкретные ситуации, *поведение учащихся и пр.
Виды пед.наблюдения: *скрытое или открытое, *выборочное или монографическое, *контролируемое или неконтролируемое, *естественное или лабораторное.
Б) Контент-анализ.
Анализ письменных текстов испытуемого, его произведений, писем, тетрадей, продуктов деятельности по заранее определённой схеме.
В). Метод диагностирующих контрольных работ.
Письменных или лабораторно-практических. Он позволяет получить оперативную информацию о фактических знаниях учеников, о специальных умениях и навыках учебного труда, и- сделать объективные выводы об уровне подготовленности учащихся на той или иной ступени обучения.
Г). Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование, тестирование.
Позволяют получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдений и не находят отражения в документах. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о собственных мнениях, настроениях, поступках и пр.
*Беседа- должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологическое состояние участников, вестись в свободной доверительной форме без записи ответов.
*Интервью- короткая беседа с чёткими, заранее подготовленными стандартными вопросами. Ведётся запись. Применяется при массовых обследованиях.
*Анкетирование. Метод массового обследования. Вопросы должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными, вызывать интерес и желание отвечать, не содержать скрытого внушения. Виды вопросов: да-нет; развёрнутый ответ; выбор ответов; продолжить предложение.
*Тестирование. Метод массового обследования. Тесты должны быть: краткосрочными, однозначными, правильными, информационными, удобными и стандартными.
Д), Обобщение независимых характеристик. Суммирование оценок разных экспертов по определённому плану. Формы такого обобщения – малый педсовет, педагогический консилиум, методика парных сравнений.
Е). Изучение и обобщение передового опыта.
Педагоги-практики нередко интуитивно делают важные педагогические открытия. И если их новшества не будут теоретически осмысленны и обобщены, они так и останутся достижениями новаторов-одиночек.
Ведётся по плану с использованием многих других методов.
Ж). Педагогический эксперимент.
Специально организованная поисковая педагогическая деятельность с заранее заданными исследовательскими целями: с целью создания нового опыта; с целью проверки гипотезы; с целью апробации модели, проекта и пр. Виды экспериментов:
*Констатирующий (диагностирующий). Проводится в начале исследования, чтобы выяснить исходное состояние изучаемого объекта.
*Формирующий (созидательно-преобразующий). Разрабатывается и реализуется на практике новая модель (проект, система и пр.). Изучаются итоги внедрения.
*Контрольный. Удачно внедрённая модель проверяется в других условиях, другими педагогами.
*Естественный. Исследователь не привносит что-либо извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, внося лишь отдельные элементы.
2. Теоретические методы исследования.
А). Анализ.
Метод научного исследования путём разложения исследуемого предмета на составные части (признаки, составляющие), чтобы найти в целом- части, в сложном- простое, в едином- многое, в следствии- причину. В том числе – сравнительно-исторический анализ.
Б). Синтез.
Соединение полученных при анализе частей в целое; рассмотрение целого как сложного смыслового единства.
В). Моделирование.
Модель заменяет оригинал в более простом для понимания виде. Изучение модели даёт информацию об оригинале. Модель- результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков объекта. Или мысленно представляемый идеальный объект после его планируемого преобразования.
Г). Общенаучные методы:
*Индукция- обобщение, нахождение по частным фактам и явлениям общих принципов и законов.
*Дедукция- выведение из общих закономерностей частных положений как результат конкретизации.
*Идеализация- образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых на практике.
*Мысленный эксперимент- мысленные операции на моделях объектов, которые отображают реальные процессы.
*Сравнение- выявление сходства и различия между объектами.
*Обобщение- выделение общих свойств класса предметов.
*Ранжирование- выделение главного в явлении и последующих второстепенных фактов по убывающей.
*Классификация- распределение предметов на классы в соответствии с конкретными признаками.
3. Методы количественного и качественного анализа (математические/статистические методы).
Позволяют обработать полученные другими методами данные в процессе исследования .