Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания.

Цель и идеалы воспитания.

План.

1. Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер воспитания.

2. Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике.

3. Иерархия целей в воспитании.

Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике.

Целеполаганию в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цель и характер воспитания определяются:

· Экономическим развитием общества;

· Научно-техническим и социальным уровнем развития;

· Развитие педагогической теории и практики;

· Возможностями учебно-воспитательных учреждений;

· Уровнем подготовки педагогических кадров;

· Развитием детей и их возможностями.

Выделяют три уровня целеполаганию в воспитании: идеал воспитания; уровень воспитания; устремлений и задач воспитания; уровень цели и смысла жизни человека.

Первый уровень – это образ конечного результата воспитания, деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в статье 14 п. 1 Закона РФ «Об образовании» записано что целью современной образовательной системы является «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», а в статье 9 п. 2, что образование служит решению задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни общества, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы.

Второй уровень – это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитания, устремлений, т.е реализация этого социального заказа в конкретных образовательных, воспитательных системах. В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, т.к. он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в сознании и понимании этих целей конкретно учителем, воспитателями и родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует единый социальный заказ по формированию нужной обществу личности, но вкладывает в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путем его достижения, отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

Но не менее, а может быть с позиций гуманистической парадигмы пед. взаимодействия, и более значимой, является уровень цели и смысла жизни человека, его потребность в самореализации. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средством решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание качеств, возможностей и собственных устремлений, которые игнорировать нельзя. На протяжении тысячилетей как на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью своего процесса организованного взаимодействия с ним. Человек его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете – вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию. Человек – мера всех вещей, ради человека существует сама образовательная и воспитательная система и каждый воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала существует само общество и государство.

При утверждении личностно- ориентированных подходов в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую, ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способности личности к саморазвитию.

Иерархия целей в воспитании.

Уровни целеполагания

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Образ социально-желаемой подготовленности личности на уровне воспитательной устремлений Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации.
Социальный воспитательный заказ Реализация социального заказа в конкретных образовательных и воспитательных системах. Самостоятельный человек – залог величия его. (А.С. Пушкин).


Методы воспитания.

План.

1. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация.

2. Методы убеждения.

3. Методы упражнений (приучение)

4. Методы поощрения и наказания.

1. Методы воспитания – это конкретные пути влияние на сознание чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общий) последних с учителем, воспитателем.

Метод воспитания – способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, игровой, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физического развития.

Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими) , которые ставятся с учетом специфики общественно- воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологическими особенностями учащихся (характер нервно-псих. расстройства разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов).

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связанны, т.к. средства воспитания – это, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которая используется для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность учителя – воспитателя, средство же может влиять вне её. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм, телепередача, и без педагога (нередко и вопреки советам учителей если эти средства несут аморальную информацию).

Методы можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. П.И. Подкосистый выделяет три группы методов:

I Методы, с помощью которых прежде всего формируется взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между её членами. Это метод убеждения.

У ним относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительная и предписывающая) в форме внушения, повествования, диалога, инструктажа, доказательства, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения, призыва и т.д.

Все эти виды информации воздействия имеют функцию убедить и с их помощью педагоги решают главную задачу: сформировать взгляды о том, «что такое хорошо и что такое плохо», взгляды о добре и зле, о допустимом и недопустимом.

II Методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы. Это метод упражнений (приучений).

К ним относятся различные виды знаний на деятельность (индив. и групповые) в виде поручений, требования, состязания, показ образцов и примеров, создание ситуации успеха.

III Методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии, самовоспитании, а также производится официальные оценки поступков учащихся. Это метод оценки и самооценки.

К ним относятся различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации доверия, критики и самокритики.

Методы убеждения.

Метод убеждений – это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Методическое убеждение является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться словами, содержанием большого смысла, нельзя часто повторять общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протест, рождает конфликты и обиды.

Метод убеждений служит для формирования взглядов которые в сознании школьника, в его тезаурисе раньше не имелись (или небыли закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение школьника происходит в условии не четко им осознанных и сформированных представлений, понятий, принципов. Необладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из противоречий, которые разрешается в процессе воспитания, является противоречием между примитивными представлениями школьника о сущности происхождения событий и теме знаниями, которые вносит в его сознание из вне организованная система воспитания.

Диалог– основной путь обмена мыслями, универсальная форма информации взаимодействия педагога с учащимися. Это прекрасный способ воздействия на сознание и определение взглядов, мотивов, чувств. Условие успешного использования учителем диалога:

1. Своевременный выбор роли говорящего или служащего. (часто возникает душевный резонанс);

2. Способность слушать собеседника;

3. Способность придать своим соображениям правильную форму. В педагогике существует две формы высказывания: «я - сообщение» и «ты - сообщение». Первое – путь к взаимопониманию, второе – движение в обратном направлении.

Если педагог говорит: «мне не нравиться, как ты выполнил домашнее задание», то в этом случае он показывает свою реакцию на поступок собеседника, дает ему возможность объяснить случившееся. В этих условия воспитательная задача будет решаться без драмы. Если же педагог скажет: «ты безответственный и ленивый; не желаешь по-настоящему выполнять домашнее задание», то этот приговор вызовет ответную агрессивную реакцию ученика. Вообще никогда в разговорах со школьниками не следует оценивать их личность отрицательно, а нужно делать замечание (если они необходимы) по совершенным поступкам.

В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности школьника. Всегда надо осознавать великую разницу слов: «ты-хулиган» и «ты – поступил плохо» или : «ты - бездельник» и «ты- невыполним работу» и. тд. Выносить оценку следует только конкретным действиям, оставляя личность в покое. У каждого есть внутренняя правота и внутренняя слепота. Пусть же оценивает свои побуждения и дела сам ученик, а педагог – призван только стимулировать это.

Рекомендации по применению методов убеждения:

- Метод убеждения необходимо системно использовать в практической работе;

- Целесообразно использовать разнообразные формы убеждения;

- Информация должна быть:

а) научно (объективно излагать факты);

б) связанной с практикой;

в) объективной, доступной, яркой.

- Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний;

- Школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

- Не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами;

- Не следует считать методы убеждения единственным. Необходимо считать его с методом упражнений и.др.

Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания. - student2.ru Основные пути формирования детского коллектива

Условия правильного тона и стиля в коллективе (А.С. Макаренко)

- Мажор – бодрость, радость, красота;

- Гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;

- Дружеское единение членов коллектива;

- Активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;

- Привычка к торможению и сдержанность в словах, движениях, эмоциях;

- Высокая сознательная дисциплина, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.

Коллектив и его признаки

Коллектив – группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.

Признаки коллектива

Цели Совместная целеустремленность к социально значимым целям. Единство общей и частных целей членов коллектива
Структура Определенная структура внешних и внутренних связей взаимоотношений. Гуманизм и свобода во взаимоотношениях членов коллектива. Наличие органов самоуправления.
Ценности Общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации. Деловое сотрудничество. Ответственность за совместные действия.
Атмосфера Общая интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат. Психологическая и социальная защита личности.

Личность в коллективе.

Индивидуальный социальный опыт
Личностные качества ¨ Психологические особенности F Сдержанность F Эмоциональность F Воля F Общительность F оптимизм ¨ Нравственные качества F Честность F Справедливость доброта и. др ¨ Внешние характеристики F Ловкость F Красота манеры поведения F Сила F «Престижные» знакомства, вещи
Отношение к коллективу 1. Активно – положительное 2. Пассивно – положительное 3. Активно – положительное 4. Пассивно - отрицательное
Отношение к воздействию коллектива 1.положительное; 2.сапротивление; 3.приспособление.
Отношение взрослых к воспитаннику
  1. неадекватно завышенное;
  2. неадекватно заниженное;
  3. негативное;
  4. безразличное

Цель и идеалы воспитания.

План.

1. Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер воспитания.

2. Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике.

3. Иерархия целей в воспитании.

Понятие цели воспитания. Конкретно исторический характер цели воспитания.

Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качеством, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношение к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государстом или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «что сказали бы об архитекторе, который заказывает новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить… то же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели воспитания, деятельности» (К.Д. Ушинский). Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это начало, которое провозглашено в Уставе ООН;

а) воспитание уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами. А также лицами из числа коренного населения;

в) воспитание уважения к окружающей природе.

Отсюда приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизационном мире считаются:

- МИР – воспитание в духе разоружения и миролюбия.

-ЧЕЛОВЕК- воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия.

-ПРИРОДА- экономическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля – общий дом человечества.

- СОТРУДНИЧЕСТВО-воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержке, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

Цель воспитания носит, как и само воспитание конкретно-исторический характер изменяется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывается из понимания гармонии телесных и духовных сил, в Средние века-рыцаря, крестьянина, раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет его направление, содержания, формы и методы. В этом проявляется функциональное значение цели.

Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все стороны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говориться в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.

В принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

В принципе 7 определены общие цели образования: «Ему общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

В 29 статье Конвенции о правах ребенка это цель уточняется:

«Государства – участники соглашаются о том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам ремесленника, религиозного служителя, и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, то есть постоянное её изменение в соответствии с новыми историческими условиями»

Наши рекомендации