Нейролингвистическое программирование и другие разработки в области тренинга
Если вы относитесь к своей тренерской деятельности с полной мерой ответственности, то ощутите потребность в постоянном обновлении своих знаний и в отслеживании всех последних разработок в области тренинга. Мы уже обсуждали вопрос построения сети контактов. Это один из самых полезных способов получения информации о современных тенденциях и проблемах обучения персонала. Однако личные связи не единственный источник такой информации. Многие из нас перегружены информацией о курсах, программах, книгах, фильмах, бизнес-играх и публикациях. Вам придется стать экспертом в определении того, что лично для вас является важным и интересным, а не просто полезным.
Составив план личного развития, вы уже определили в нем важные для себя области. Руководствуясь планом, вы можете определить, что является важным, полезным и подходящим именно для вас. Если вы активно поддерживаете личные контакты в профессиональной сфере, то это также поможет узнать о нужных мероприятиях. Вы также можете подписаться на специализированные журналы по тренингу, из которых почерпнете сведения о последних разработках.
Чтобы быть в курсе последних событий, необходимо обладать высокой степенью концентрации внимания, чтобы «отделить зерна от плевел». При отборе нужно руководствоваться вопросом — выдержит ли новая концепция, инициатива, процесс или тенденция проверку временем? Тренинг чем-то похож на моду: новшества в нем появляются стремительно и столь же стремительно устаревают. Поэтому нужно научиться «вычислять» заслуживающие внимания и пристального рассмотрения новинки. Однако существуют направления, выдержавшие проверку временем. Одним из них является нейролингвистическое программирование (НЛП).
Нейролингвистическое программирование
Несмотря на относительную новизну, НЛП завоевало признание во многих организациях, работающих в области индивидуального развития и межличностного взаимодействия.
Те, кто пользуется НЛП в работе, говорят о нем как об искусстве и науке личного совершенства. В его основе — комплекс навыков, техник и моделей мышления, приводящих в результате к эффективной деятельности.
Начало этому направлению положили Джон Гриндер и Ричард Бэндлер в семидесятые годы двадцатого века. На основе их деятельности НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях: первое — процесс раскрытия моделей совершенного поведения в любой области; и второе — эффективный способ мышления и коммуникации, присущий выдающимся людям.
Что такое НЛП?
Слово «нейролингвистическое» состоит из двух частей. «Нейро» связано с процессами ощущения — зрением, слухом, обонянием, тактильной и вкусовой чувствительностью. «Лингвистическое» указывает на значимость языка и речи, как в наших мыслительных процессах, так и при взаимодействии с другими людьми.
• Визуалы: люди, мыслящие и воспринимающие мир образами, представляющие идеи, запоминаемую информацию и продукты воображения в виде ярких картин.
• Аудиалы: люди, ориентирующиеся на звуки. Эти звуки могут быть голосами или шумами повседневной жизни.
• Кинестетики: представляют звуки, вкус, запах как ощущения, которые могут испытываться в виде внутренних эмоций или восприниматься так же сильно как физическое прикосновение.
Слово «программирование» указывает на то, что мы можем произвольно программировать собственные мысли и поведение, подобно тому, как компьютер программируют себя для выполнения различных операций.
НЛП — практическая техника, придающая первоочередную важность результату, и развивающая понятие моделирования совершенного стиля деятельности.
Задачей этой книги не является полное раскрытие потенциала нейролингвистического программирования. Сейчас на тему НЛП существует большое количество литературы, включая программную книгу Джозефа О'Коннора и Джона Сеймура «Введение в НЛП: нейролингвистическое программирование», рассматриваемую практиками НЛП как обязательный источник информации об этом подходе (Joseph O’Connor, John Seymour "Introducing NLP: Neuro Linguistic Programming"). Существуют также программы, более детально представляющие это направление, и дающие возможность получить квалификацию «практик НЛП» или «мастер НЛП».
Нейролингвистическое программирование также имеет широкие возможности для применения в деятельности организации, например, для развития коммуникативных навыков.
Перед тем как начинать обучение в новых областях тренинга, следует задать себе следующие вопросы.
• Как это поможет моему личному развитию?
• Подходит ли этот метод для моей организации?
• Могу ли я оправдать финансовые затраты компании или собственные на это обучение?
• Поможет ли это мне или моей компании добиться увеличения годового дохода?
• Можно ли доверять этому подходу?
• Слышали ли о нем другие люди? Используйте свои знакомства, чтобы это выяснить.
• Пользуются ли хорошей репутацией пропагандисты нового подхода?
• Будет ли этот подход применяться в течение хотя бы трех лет?
Наиболее объемную и ценную информацию об интересующей области вероятнее всего можно получить из собственных источников (сеть контактов) или специальной периодики.
Вопросы по использованию современных разработок
• Как проще всего быть в курсе новинок современного мира тренинга?
• Регулярно ли моя личная сеть контактов поставляет сведения о новом полезном материале?
• Какие информационные службы Доступны для моей организации или моей профессиональной ассоциации?
• Почему я хочу посетить это мероприятие/подписаться на эту публикацию?
• Какую новую информацию я получу только там?
• Когда в последний раз этот источник снабжал меня полезной информацией?
• Как быстро я могу получать данные о новых международных мероприятиях в области тренинга?
• С кем, имеющим последнюю информацию о государственных программах обучения, я могу контактировать?
• Где можно найти информацию о программах обучения по интересующим меня темам, проводимых вне моей компании?
Если вы не можете положительно ответить на большинство этих вопросов, вам необходимо серьезно подумать о полезности тех источников информации, которые вы используете сейчас. Мы попытались помочь вам наладить процесс поиска информации, предложив некоторые источники в Приложении 2, но сфера тренинга — настолько быстро меняющаяся сфера, что необходимо постоянно обновлять свои информационные ресурсы.
Добавление к вышесказанному
Тренер должен обладать ключевыми навыками распознавания значимой информации, ее усвоения и переноса ключевых компонентов в работу. Недостаток знаний может оказаться опасным. Удостоверьтесь, что вы на самом деле понимаете применяемую концепцию или подход, а не просто поверхностно прикоснулись к ней, посетив одну конференцию или прочитав пару статей. Если вы собираетесь работать с людьми и быть специалистом в своей области, убедитесь в своей компетентности. Работа с людьми в позитивном и поддерживающем стиле требует от тренера большой ответственности. К развитию других людей необходимо подходить профессионально. Не следует тренировать людей в областях, не относящихся к зоне вашей компетентности.
ГЛАВА 9 |
ТРЕНИНГ КАК БИЗНЕС
Первые шаги
Ведение тренингового бизнеса имеет нечто общее с розничной торговлей. Каждый может открыть магазин, но как долго он просуществует? Будет ли он в состоянии обзавестись постоянными клиентами? Сможет ли приносить хорошую прибыль? На определенной стадии своей тренерской карьеры вы можете прийти к решению работать на себя и развивать свой собственный бизнес. Это предприятие может оказаться стоящим, интересным и приносящим удовлетворение. Однако, как и при принятии любых жизненно важных решений, необходимо все тщательно обдумать и разработать план. Вам необходимо тщательно оценить каждый аспект будущего бизнеса. Вы можете обратиться в организации, предоставляющие помощь специалистов в этой сфере, в том числе, управляющего финансами и бухгалтера, специализирующегося по развитию малого бизнеса. Попытайтесь представить себе ведение собственного бизнеса так четко, как только можете. Поговорите с вашими знакомыми, уже имеющими такой опыт.