Внешнего тестирования по гуманитарным наукам
Самым простым и доступным способом следует считать создание внутривузовских центров внешнего контроля (ВЦВК). ВЦВК не должны исключать традиционной практики контроля, как и иных новых направлений решения данной проблемы. По такому направлению идут многие вузы. Пока не встречал обобщения такой практики в вузах, но её факты описывают в вузах довольно часто. Она может быть различной. Эти центры должны измерять текущие, а не остаточные знания студентов.
В 1970-е годы в вузах были распространены лаборатории тестирования. На их основе стали создавать центры внутривузовского независимого тестового контроля.
В.М. Кадневский показал возникновение центров тестирования во многих ведущих вузах страны, и то, как они ведут эту работу. Возникли и специальные кафедры по обучению профессии тестологов, [см. 94, с. 402]. И рискуют те вузы, которые не идут данным путем.
ВЦВК должны стать инициаторами широкого применения тестов при обучении студентов. Для этого они должны:
1. комплектоваться из специально подготовленных людей, тем или иным способом освоивших теорию и методику тестирования.
2. изучать и обобщать опыт тестирования во всем мире, а не только в стране.
3. Знать практику применения тестов в своем вузе.
4. обучать педагогов своего вуза тестированию, сделать эти знания нормой всех педагогов.
5. стать центром независимого, объективного, внешнего, тестового измерения все большей доли контрольных функций при изучении всех наук студентами.
6. стать основой всех начинаний типа рейтинговых систем и т.п.
Прагматический подход к становлению ВЦВК предполагает выполнение ими практических функций с самого начала. Они должна начинать с простейших работ и постепенно расширять их по мере накопления опыта, подготовки КИМов, компьютерных средств и т.п. В частности, основой такого внедрения ВЦВК может быть СУБД СТ.
По всем гуманитарным наукам можно начать экспериментировать внешний, независимый, объективный, стандартизированный, компьютерный, тестовый контроль на основе СУБД СТ. Его можно вводить поэтапно для отдельных категорий студентов, затем - для многих их категорий или для всех. Например, сделать такое тестирование обязательным для:
1. случаев конфронтации студентов и педагогов вообще или по поводу оценки на экзамене;
2. при пересдаче экзамена студентами в следующем семестре («хвостисты»)
3. при существенной доле пропусков занятий студентами и плохой их текущей аттестации. В таком случае администрация института направляет данного студента сначала пройти такой контроль. Это могло бы быть существенным стимулом для студентов и облегчило бы судьбу педагогов;
4. Всех студентов, которые изъявят желание пройти его и убедиться в объективности усвоения ими курса
5. Сделать его обязательным для тех групп, в которых экспериментируется система рейтинга
6. Для всех студентов. Например, в день экзамена до традиционного экзамена педагога или после него провести тестирование с помощью СУБД СТ, затем сопоставить уровень знаний на основе традиционного и тестового контроля.
7. В последующем, все педагоги должны проводить экзамен сами с использованием СУБД СТ
В начале учебного года надо принять решение по такому порядку, довести его до сведения администрации институтов, педагогов и студентов. Привлечь гуманитарные кафедры к уточнение базы данных СУБД СТ – словарей их наук.
В таком случае выделить один компьютерный класс ВЦ, доверить это делать педагогу и обеспечить участие в этом лаборантов данных классов как технических работников. Компьютеры класса должны быть в единой системе, с центральным монитором, за которым сидит педагог за «стеклянной» стенкой – его студенты не должны видеть. К нему на компьютер должны поступать результаты тестирования, здесь же на принтере печататься справка о пройденном тестировании, которую выдают на руки студентов для деканатов. В таком случае у каждого студента должно быть направление института и большая его фотография как допуск для его идентификации (чтобы не подменяли его другие студенты). Эту функцию могут выполнить и современные студенческие карты
Можно дифференцировать способ такой проверки – платно или бесплатно. При уважительной причине – бесплатно, а не уважительной – платно. В таком случае на ВЦ надо установить способ оплаты пользованием компьютера, а педагогу платить как за индивидуальную консультацию, сократив в некоторой мере эти часы всем педагогам.
В развитых странах престижно как можно больше предлагать разнообразных курсов по выбору. Надо начать развивать эту практику, предлагая курсы и УМК по ним для самостоятельного их изучения студентами. Их ядром должны быть монографии. Например, изданные мной общие теории денег и техники вполне могут выполнить такую функцию. Контроль усвоения этих курсов проводить с помощью СУБД СТ, а также и других КТП.
ЧАСТНАЯ ПРОБЛЕМА
Тестирование не обязательно находится в прямой связи с уровнем усвоения учебной дисциплины. Связь этих двух факторов может быть и обратной. Данный факт можно проанализировать на разных учебных дисциплинах, в том числе и той, которая является моей профессией. Но рациональнее воспользоваться проблемой обучения языку, прежде всего иностранному.
Тесты по иностранным языкам входят в содержание централизованного тестирования. Тесты по английскому языку содержательны. Владея двумя иностранными языками на уровне пользователя (разговорная речь по одному и умение читать по другому), всю жизнь ими интересуюсь и пытаюсь уяснить для себя лингвистический парадокс. Дети овладевают родным языком за год-два и говорят на родном языке в 3.5 года. А когда они подрастают, то их учат иностранным языкам годами и чаще всего бес толку. Почему? Или они тупеют, или их учат не так как надо?
Лингвистические тесты проверяют знание разных аспектов языка - слов, грамматики и т.п. И на их основе хорошо могут выглядеть и контролируемые и контролирующие субъекты, и учебные заведения. Ну и что? Они ведь не проверяют главного – способность устной речи, без чего нет владения иностранным языком. Тестируемый может говорить на иностранном языке, обычно же он не говорит на иностранном языке. А без умения говорить нет владения иностранным языком. Плохое знание иностранных языков студентами свидетельствует об ущербности дидактики обучения иностранным языкам. Она ориентирует на овладение словами и грамматикой, но не устной речью. Она – ориентирована на тех обучаемых, кто не хочет владеть иностранным языком. Она дезориентирует обучаемых, направляя их усилия в иную сторону от главного направления изучения языка. И тесты служат прикрытию непонимания главной проблемы всей когортой педагогов, которые так учат иностранным языкам. В таком случае тесты оказываются злом и для обучаемых и для общества. Попытайтесь и вы определиться по данному вопросу на основе следующих моих мыслей, сформулированных за многие годы… Убежден, в том что всем педагогам надо знать хотя бы один иностранный язык, а поэтому полезно задуматься об этом и узнать иные мнения по сравнению с их собственными. Главным же здесь считаю эти мысли как основу для суждений о том что и как надо тестировать.
Наставление по изучению
иностранных языков
Данный материал первоначально был написан в юношестве как средство понимания того, как самому учить язык. В юности работал с иностранцами на английском и французском языках. И всю жизнь прорабатываю на английском и французском языках много философских и экономических книг. В связи с этим обновлял временами прежние свои идеи по данному вопросу. И сейчас уделяю данному вопросу внимание, учитывая возросшую потребность во владении иностранными языками, приоритетность этой грамотности на современном этапе вообще. Излагаемые идеи не являются истиной в последней инстанции. Они постоянно уточняются.
Актуальность
Интернационализация и интеграция мировой цивилизации на современном этапе требует качественного роста владения общемировыми языками в качестве средства общения.
Сегодня в мире существует примерно 2500 иностранных языков. Из них только 225 являются письменными. Естественно они все важны для тех или иных целей. Здесь веду речь об изучении общемировых языков, которые являются средствами международного общения. К ним относятся менее 10 языков.
Современная педагогика не преодолевает растущий разрыв во владении иностранными языками и потребностями в них. Растет разрыв потребности владения иностранными языками и уровнем фактического владения ими элитой общества, не говоря уже о народе.
│ Потребности владения иностранными
│
│ уровень владения иностранными
│
└─────────────────────────────────────
В корне ошибочно широко распространенное мнение о том, что изучить иностранный язык трудно, что для этого требуются особые способности. Владение многими людьми нашей страны 2-3 вторыми языками показывает ошибочность такого мнения. Этот факт опровергает необходимость особых способностей для изучения других языков. Великий педагог Я. Коменский отмечал легкость усвоения языка в практической жизни и бесплодность, трудоемкость школьного обучения ему. Он отмечал и причину этого: «Подобная непроизводительная трата времени и трудов может происходить не иначе, как вследствие неправильного метода». Далее он приводил мнения Э. Любина о том, что такой метод введен «в школу каким-то злым и завистливым гением, врагом человеческого рода». (Я. Коменский. Великая дидактика. Глава Х1, параграф 7)
Любой нормальный человек может овладеть иностранным языком. Условием этому следует считать знание методики изучения иностранного языка.
Учись учиться
Имеется много фактов, показывающих как надо и как не надо учить язык. В частности следующий факт. «Эта замечательная женщина, которая в Сибири так изучила французский и немецкий языки, что она может читать, не умея, однако, говорить, так как она не знает, как слова произносятся…» (Архив русской революции. Москва, Современник 1991. с 136).
В пору моей юности не оказалось у меня советчика по изучению иностранного языка. Я потерял много времени зря – бегло читал по-немецки и не мог связать двух слов на нем. Педагоги иностранных языков оказались не лучшими советчиками. Ситуация с тех пор не изменилась: многие педагоги иностранных языков придерживаются прежних позиций, что и следует признать главной причиной ограниченного знания иностранных языков элитой общества.
У меня нет желания обвинять педагогов иностранного языка в слабом владении иностранными языками многих их учеников. Тем более что они помогли мне освоить иностранные языки. В то же время надо уметь смотреть правде в глаза: уйму времени и сил люди тратят на изучение иностранных языков и в целом недостаточно плодотворно. В чем причина? Или обучаемые не способны овладеть языками или учителя не так учат? Я придерживаюсь последнего мнения. Недавнее прослушивание авторитета педагогики иностранного языка убедило меня окончательно в том, что современная педагогика (методика, дидактика) повинна в слабом знании людьми иностранных языков. И бессмысленно надеяться на то, что педагоги иностранных языков поймут или признают данный факт, изменят ситуацию.
Необходимо строго обособить два типа студентов. Первые учатся без интереса, у них нет мотива к учебе. Они не понимают необходимости образования и т. п. Их надо оставить в покое и не тратить время на них. Надо помочь тем студентам, которые хотят учиться, понимают необходимость и т. п. Им надо только подсказать плодотворную технологию освоения языка.
Если человек не трудолюбив, если ему труднее заставить себя регулярно заниматься чем регулярно не заниматься (отдыхать), то ему не следует браться за изучение иностранного языка, как и поступать в высшее учебное заведение. В то же время если у него имеется понимание необходимости всего этого для него, то эта работа может стать важным средством самовоспитания.
«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих».
Не занимаясь обучением иностранным языкам, хочу поделиться своими соображениями в меру владения ими.
Изучение иностранного языка предполагает использование определенной методики (технологии) — порядка, способа работы с учетом всего комплекса конкретных условий каждого человека. Поэтому каждый должен подобрать для себя методику изучения иностранного языка с учетом его возможностей. С этой целью следует спрашивать других людей, интересоваться специальными работами по данному вопросу, например, рекомендации по изучению иностранного языка для школ.
Никто не берется за работу, не научившись предварительно тому, как ее делать. Что же касается учения вообще, в том числе иностранному языку, то за эту работу обычно принимаются без предварительного освоения того, как ее лучше делать. Это обычно губит плодотворность изучения языка большинством начинающих изучать иностранный язык. Время, затраченное на изучение методики, окупается всегда гарантированным и быстрым познанием иностранного языка. Те, кто игнорируют опережающее изучение методики обучения иностранным языкам, обычно теряют время, потраченное на изучение иностранного языка.
Очень хорошей, доступной всем, возможностью выработки понимания того, как надо учить иностранный язык может быть наблюдение над развитием способности говорить детьми на родном языке. При этом детям труднее: им нужно познать мир, а взрослые уже освоили его, и проблема сводится к тому, чтобы дать известному новые имена.
Заканчивая жизнь, хочется помочь тем, кто ее начинает: учитесь с помощью философии философствовать, в том числе мыслить, и учитесь говорить на иностранных языках.
Учитесь мыслить
Как профессионал экономической науки, я посвятил жизнь разработке философии вообще. Подготовленный в целом учебно-методический комплекс обеспечивает развитие способности самостоятельного философствования, мышления, т.е. применения логики и диалектики в качестве прямых, непосредственных, общенаучных, сознательных, практических, наблюдаемых методов мышления. В этом мне помогло знание иностранных языков: английского, французского и уже забытого немецкого.
Философия, в том числе интеллектика, является исходным для разработки новой технологии обучения вообще, в том числе иностранным языкам. Не раскрывая здесь самой философии, констатируем данный факт. Одновременно отметим то, что философия позволит решить главную проблему современной педагогики: перейти от «школы — знаний» к «школе — мышления» и тем самым осуществит принцип дидактики «учить многому немногими словами». В результате такого превращения будет обеспечен на деле переход к развитию теоретической эрудиции и интеллекта обучаемых. Вузы должны готовить профессионалов — интеллектуалов и теоретиков по существу, чего они пока не обеспечивают. И для этого потребуется меньше времени на развитие современной эрудиции профессионала. Облегчение тяжести обучения позволит перейти от «формального» к реальному обучению и т.п. Разгрузив студента от аудиторной чрезмерной работы, можно обеспечить ему возможность большего самообучения на основе выбора тех предметов, которые он предпочитает изучать для своей будущей профессии. И если он не будет изучать иностранного языка, то к нему не может быть претензий.
Философия позволит поднять системность родного языка при обыденном и научном отражении действительности, повысит однозначность слов и терминов, а поэтому облегчит перекодирование их на иностранный язык.
Кризис педагогики
Педагогика иностранных языков устарела давно и в частной и в фундаментальной части. Педагогика иностранных языков проявляет кризис педагогики вообще. Нужна новая педагогика, которая, не отрицая значения традиционной педагогики, обеспечит новую технологию обучения на уровне возможностей современной науки и техники. Здесь нет возможности раскрыть содержание будущей педагогики — педагогики третьего тысячелетия. В то же время кое-что назовем.
а) Современные педагоги иностранного языка обычно сводят проблемы к недостатку учебного времени. Скажем, в вузе уделяют всего 216 часов иностранному языку. Мало? Если сводить обучению только к аудиторной работе, то можно согласиться с данным утверждением. Но в таком случае обучение низводят к научению, наставничеству, натаскиванию. Если же иметь в виду самостоятельную работу студентов над языком, то данного аудиторного времени вполне достаточно для овладения иностранным языком. Конечно, это предполагает превращение педагога в менеджера учебного процесса:
┌─ менеджер
┌─┴─ учитель
┌─┴─── наставник
Функции менеджера иные: научить учиться, дать учебно-методический комплекс студенту, обеспечить консультации и контроль достигнутого уровня и т.д. Главной обязанностью тех, кто учит иностранным языкам, считаем обучение тому, как их надо изучать в конкретных условиях.
б) педагоги иностранных языков «ругают» режим обучения: два часа в неделю или в начале или в конце обучения и т.п. На мой взгляд, рациональнее 2 часа в неделю в течение всего периода обучения при выполнении педагогом функции менеджера самообучения, консультанта.
в) На смену педагогике обучения идет педагогика самообучения. Для нее характерно создание адекватных мотивов для изучения. Это может быть привитием интереса обучаемым к данному предмету, или жесткая обратная связь — контроль, который отсеивает всех лодырей или не желающих овладевать иностранным языком.
г) Обучение иностранному языку в вузе происходит на определенном уровне владения им в предшествующий период времени. Дифференциация достигнутого уровня знания иностранного языка весьма существенна, а поэтому необходимо обеспечить продвижение всех студентов в меру их способности, наклонности, усидчивости. Надо иначе формировать группы для изучения иностранного языка и иметь возможность для этого с точки зрения расписания учебных занятий. Может быть, следует отказаться вообще от совместных уроков по языку, сделав упор на индивидуальные консультации и создав такую возможность.
При организации обучения иностранным языкам надо делить студентов на желающих его изучать и остальных. И не нужно тратить усилий на уговаривания последних. Для тех, кто хочет овладеть языком, надо обеспечить сквозное его изучение в течение всего времени обучения в вузе. Настоятельно нужно им объяснить необходимость постоянного поддержания и развития обучения языку вне зависимости от наличия учебного курса. В идеале, надо бы такие курсы для желающих вести все время.