Систематика тестовых заданий

Основным новым активным методом преподавания в настоящее время следует считать контрольные алгоритмы (тесты). Поэтому необходимо первоначально освоить их, имея в виду, что все последующие средства обучения легче познавать на их основе. Поэтому не рассматриваем более сложных средств активизации познавательного процесса в преподавании, а ограничиваемся только тестами.

Началом рационального познания любого объекта является упорядочение его форм. Важно это и для понимания тестов. Поэтому следует, прежде всего, выявить многообразие тестов и гипотезы их упорядочения. Такой подход предполагает опережающую установку о возможности систематики тестов, как и любого иного объекта. В связи с этим важно иметь в виду и то, что имеются оппоненты такого подхода. В частности, мнение авторитетного среди гуманитариев учебного заведения - кафедры философии ИПК МГУ.

«Перейдем теперь непосредственно к тестам. Типология их никем до сих пор не разработана, во всяком случае в нашей литературе. Да её, видимо, и не должно быть» [140. 344]. Данная идея примечательна. Во-первых, их мнение свидетельствует, прежде всего, о некомпетентности авторов по данной проблеме. Не только сейчас, но и 10 лет назад, когда были написаны эти строки, существовали разные подходы к упорядочению тестов. Во-вторых, их мнение показывает, главным образом, непонимание философами функции философии для понимания сущности систематики вообще. Об этом говорит их нигилизм по данному вопросу. Среди философов широко распространено убеждение в том, что тесты не применимы при обучении философии. В то же время существует много фактов разработки тестов философами, что естественно, рационально и, в целом, плодотворно [например, см. 29; 20; 110].

Тестологи многообразно упорядочивают тесты и называют предлагаемые упорядочения различно. В связи с этим замечу: в литературе господствует разброд мнений о сути систематики вообще. В то же время философия однозначно различает формы упорядочения. Их эволюционный ряд (сорит):

упорядочение ® группировка ® типизация ® классификация ® систематика®кладистика.

За разъяснением обратитесь к биологии. В ней можно узнать тот факт, что высшей, практичной формой систематики является кладизм (кладистика). Он то и нужен для систематики тестов (как и всего прочего).

Систематика – высшая форма упорядочения. Систематика – это классификация на основе развития объектов. Примечательно, что основные тестологи стихийно дают систематику тестов, упорядочивая их по сложности.

В.С. Аванесов выделяет такие типы тестов:

1. Гомогенные – по одной науке

2. Гетерогенные – по нескольким наукам

3. Интегративные – по многим наукам

4. Адаптивные – последующие задания зависят от ответа на предшествующие задания

Первые из них измеряют знания одной дисциплины, гетерогенные – двух. Специфика интегративных тестов не очень ясна – можно видеть их содержание в измерении знаний об объекте, полученных на основе всех источников информации. Адаптивные тесты – задания, в которых предъявляют следующие задания в зависимости от характера ответа на предыдущие. Естественно, что нормой сейчас являются первые тесты, а другие – возможное будущее.

А.Н. Майоров дает наиболее многообразное упорядочение тестов на основе разных подходов. В главном же он следует за систематикой их В.С. Аванесовым. Они рассматривают следующую последовательность тестовых заданий:

Задания

┌──────────┼───────┬────────┐

Выбора® открытые ® соответствия ® последовательности

На мой взгляд, систематика этих заданий может быть следующей:

Тесты

┌─────┴────┐

Открытые ® закрытые

┌─────┴────┐

отбора ® установления

┌─────┴────┐

Соответствия ® последовательности

Открытые тесты не содержат никакого ответа и обучаемый должен сам его определить. Такими «тестовыми заданиями» являются используемые педагогами упражнения, примеры, задачи и т.п. Поэтому их легче всего превращать в тесты. Дайте их обучаемым на отдельных карточках, и пусть они напишут ответ, который педагог соотнесет с эталоном. Если же к таким заданиям дать версии ответов, то они переходят во множество «закрытых» тестовых заданий.

Деление закрытых тестовых заданий происходит в зависимости от типа подготовленных «ответов». Если среди них имеются неправильные ответы, то это выбор (отбор). При этом конкретизация упорядочения данного типа тестовых заданий зависит от числа предложенных ответов и числа неправильных и правильных элементов:

Один ответ и надо определить правилен он или нет (альтернативный тест)

¯

Один правильный ответ и один ложный, два ложных, три и т.п.

¯

Правильных ответов более одного - два, три и т.п. (множественный выбор)

Последние два типа тестов не содержат неправильных ответов - все предложенные элементы ответов правильны. В них надо только установить их соотнесение или определить их последовательность.

Задания на установление правильной последовательности можно считать наиболее развитым типом тестов. В.С. Аванесов выделяет такие формы последовательностей:

1. событий

2. действий

3. процессов

4. умственных действий

Каждый из них является предпочтительным в тех или иных науках. Скажем, последовательность исторических событий важнее всего для исторических наук. Последовательность технологических действий и процессов - для технических наук. Приведенные тестологами такие тесты убедительны.

В настоящее время недостаточен массив тестов последовательности. Громадные возможности для его роста открывает технология философствования. Для понимания важности таких заданий необходимо воспринять технологию философствования с тем, чтобы понять важность рядов (соритов), последовательностей в науке, в том числе и при мышлении. На основе такой техники тестирования можно проверять начальную стадию процессов мышления, в частности эволюционных рядов, соритов вообще.

Конкретнее систематика тестов должна показать все их многообразие. Существует по­рядка 30 их форм. Их строят различно и различны их дидактиче­ские возможности. Некоторые из них осуществимы только на осно­ве компьютеров. Наиболее широко распространено использование при­мерно десяти форм тестов.

Более сложные формы тестов измеряют более высокий уровень освоения человеком предмета. Измеритель­ные возможности некоторых форм тестов близки или между ними нет различий по степени сложности.

Сейчас наблюдается опрощение тестовых заданий – ограничение использованием несколькими их формами, главным образом, простой выборкой. В частности, это практика для составления тестов для ЕГЭ. Это опасно дискредитацией тестирования, поскольку педагоги более всего критикуют эти тесты. Нет систематики всех тестов в виду:

· Неспособности философствовать;

· отсутствия адекватного описания их форм в настоящее время;

· ограниченности практики тестирования каждым энтузиастом.

Первоочередная задача тестологии – систематика тестовых заданий. Для этого надо выявить основные их типы, дать им одинаковые обозначения, упорядочить и сделать их общеизвестными. Пока эта задача не решена.

При систематике тестов необходимо построить единую их систему, которая включила бы разные их формы. Основанием систематики тестов могут быть их критерии:

Тесты контролируют

┌──┴──┐

Что ® как

┌──┴──┐

Уровень ® аспект

информации объекта

С точки зрения «уровня информации об объекте» можно различать, в частности:

· Вербальные тесты проверяют знание обозначений, символов, знаков и т.п. Особое значение среди них имеет знание основных типов слов: синонимов, антонимов, паронимов, акронимов, метонимов, агнонимов, топонимов и т.п.

· Концептуальные тесты проверяют знание свойств понятий, отображающих объекты: случайные, конституирующие, фундаментальные, специфические и т.п.;

· Интеллектуальные: противопоставление сущности и явления, причин и следствий, рода и вида и т.п.

· Идейные – содержание теорий по существу

· Убежденности

Гипотеза главных типов тестов «по аспекту объекта» может быть представлена следующим образом:

тесты

┌───┴──┐

способности ® практические

┌─────┴────┐

рутинные ®творческие (проективные)

┌─────┴────┐

педагогические® психологические

┌──┴──┐

эрудиции ® интеллекта

Практические тесты проверяют умение делать, решать практические задачи, а остальные проверяют способности. Рутинные тесты измеряют состояние духовного мира человека, а творческие – его задатки. Педагогические тесты проверяют развитие способности в процессе обучения. Психологические тесты проверяют состояние психики – темперамент и т.п. Проблематичной остается проблема определения убежденности человека. Тесты эрудиции проверяют память, знания, а интеллектуальные - умение мыслить, т.е. оперировать понятиями по строго заданным процедурам (умножение, сложение, построение соритов и кладограмм и т.п.).

Несколько иначе можно так различать тесты с точки зрения измеряемых ими аспектов духовного мира людей:

физиологию® психику ® эрудицию ® интеллект® креативность

Требуются основательные соображения для различения этих аспектов духовного потенциала людей, что не является делом тестологов. Физиологические тесты широко применяют давно, например, детектор лжи. Психологическими тестами измеряют и темперамент, и характер, и возможность создания семьи, и многое другое. Творческий потенциал интеллекта (креативность) измеряют множеством форм тестов [11]. Тесты эрудиции проверяют знания (просвещенность), в том числе популярными сейчас телевизионными шоу. Легко проверяется уровень математического интеллекта с помощью выполнения упражнений и решения задач. И только философский интеллект, то есть способность понимать качество объекта, остается нерешенной проблемой в виду господства филодоксии. Такие тесты считают невозможными (не действительными, т.е. не имеющими права на существование).

Упорядочивая тесты по типу того, как они измеряют, выделим следующие их формы:

Тесты на основе свободного ответа. Простой их формой могут стать все математические и иные примеры и задачи. Они являются сами по себе достаточными для тестирования. Превращение их в тесты не составляет никакой проблемы. Записывайте их на отдельные листы, давайте контрольные листки и составляйте эталоны для проверки. Пусть обучаемые пишут численные ответы в пустых клеточках контрольных листков, а педагог их сличит с эталоном и измерить уровень выполнения задания. Конечно, можно давать и несколько вариантов ответа к каждому тесту с тем, чтобы студент указал - какой из них соответствует решению примера, задачи. Дело вкуса, но первый, по моему мнению, предпочтительнее – он исключает подсказку. Такие тесты широко использует центр тестирования министерства. К таким тестам отнесем и «контрольные диктанты». Например.

Тема: Свободный рынок

  1. Когда начал возникать рынок (рыночная экономика)?

[10-12 т. л. назад].

  1. Назовите два свойства товара? [полезность, цена].
  2. Какой посредник (всеобщий эквивалент) является деньгами? [золото].
  3. Когда возникли деньги? [7 т.л. назад].
  4. Когда возникли монеты? [7 век до новой эры].
  5. Когда закончилась демонетизация золота? [1971 году].
  6. Нарисуйте график спроса.
  7. Нарисуйте график равновесия свободного рынка.
  8. Нарисуйте график потребительского равновесия на рынке.

10. Нарисуйте на графике кривые Энгеля.

В таком случае раздают чистые листочки бумаги, студенты пишут на них свои фамилии, но не пишут вопросов, а пишут только ответы. Затем в быстром темпе диктуют вопросы, контролируя по некоторым студентам скорость их записи. Сразу же собирают листки, а дома проверяют число правильных ответов и записывают в учетную ведомость. Такие тесты легко превратить в тесты соответствия.

Более сложная их форма предполагает программирование вопросов, дополнительную их детализацию по сравнению с современными положениями учебных программ. Их основой выступают подготовленные контрольные алгоритмы, составленные из последовательности сравнительно простых вопросов, предусматривающих стандартизированные ответы. В таком случае имеет место косвенное программирование свободного ответа посредством программирования вопросов. Известны две формы таких тестов. В одном случае дают устный ответ, «занимающий каждый не более одной минуты» и оцениваемый одновременно преподавателем и другим опрашиваемым студентом. В другом случае сту­дент дает письменный ответ и сопоставляет его сам с эталоном или ответ оценивает преподаватель.

Тесты на основе ответа

┌─────────┴───────┐

свободного ® программированного

┌────┴────┐ ┌────┴────┐

Устного® письменного с готовыми ® эталона для

| оценки ответов

┌──────┴────────┐

Ответами элементами

| ответов (конструктивные)

┌────┴────┐ ┌────┴────┐

Альтернативные® выборочные кодируемые ® составляемые

| цифрами словами

┌────┴────┐

Одноэлементная® многоэлементная

выборка ┌────┴────┐

Аккордная ® последовательная

Множественная перекрестная

Выборка выборка

В качестве таких тестов могут быть использованы все задачи, упражнения, примеры и т.п. всех точных наук, в том числе математики, физики, технических.

Тесты

┌─────┴────┐

свободного ответа® закрытые

┌─────┴────┐

краткие ® развернутые

Тесты свободного ответа (или открытые тесты) не имеют готового ответа. Они бывают двух видов. Первый вид предполагает написание краткого, однозначного ответа, который компьютер сопоставить с имеющимся эталоном и определить его адекватность вопросу. Имеется и иной тип свободного теста, который предполагает развернутый ответ и который может оценить только человек. Такие тексты порой используют на экзаменах, в том числе ЕГЭ.

Тесты на основе программированного ответа многообразны. Такие тесты обычно состоят из трех элементов: вопросов, ответов, эталонов. В зависимости от способов их построения можно выделить ряд их групп.

Тесты

┌───────────────┼─────────┐

Ориентировочные ® исполнительные ® комбинированные

┌───┴────┐ ┌───┼────────┐

Синонимические опознавательные конструктивные репродуктивные ситуационные

Ориентировочные формы тестов позволяют контролировать знания обучаемых. Исполнительные формы тестов измеряют знания и их использование, т.е. умение и навыки, а комбинированные формы тестов - и то и другое одновременно. Более конкретные формы тестов различают тем, что и как они измеряют. Синонимические и опознавательные формы тестов измеряют усвоение знаний через их пассивное проявление. Конструктивные формы тестов измеряют активные формы знаний, которые обучаемый воспроизводит, а не только угадывает в контексте. При этом имеются различия между формами тестов по трудности. Репродуктивные тесты измеряют более высокий уровень использования знаний, когда возникает самостоятельность мышления и возможность синтезировать определенное представление на основе различных элементов знаний. Ситуационные формы измеряют самый сложный способ использования знаний.

Ориентировочные формы тестов строят на основе выборочного ответа. Выборочные формы тестов не однозначны по своим возможностям. Выделяют несколько их форм в зависимости от их содержания.

Выборочный ответ

┌────────────┼─────────────┐

простой выбор ® выбор или сличение ® сличение

Дидактические возможности этих форм выборочного ответа различны.

Синонимические тесты являются простейшей формой контрольных алгоритмов. Возможны несколько их форм: подбор синонимов к выделенному в тексте или предложении слову или словосочетанию, отбор нескольких синонимических слов, подбор антонимов, паронимов или слов другого языка и т.д.

Синонимические тесты применяют в обучении иностранным языкам в качестве обычных упражнений. В гуманитарных науках вполне правомерно использовать синонимические тесты, хо­тя объем таких заданий не может быть большим. На основе таких форм тестов, возможно, выявить знание категорий обучаемыми. Возможности этого можно видеть на следующих примерах:

Тратта = переводной вексель

Благосостояние = уровень жизни

Экономический кризис = промышленный цикл

Подобные тесты можно строить и иначе, используя в качестве основы методологию: обозначение определенных явлений в качестве содержания других или исходного и основного и т.д. Например, стоимость (сущность) - меновая стоимость (форма), заработная плата (форма) - стоимость рабочей силы (сущность). Или: последовательность "товар – деньги - капитал", в которой каждое предыдущее из них выступает исходной, а последующее – основной, превращенной формой. Синонимические тесты реализуют в целом на основе выборочных конструкций. Те же самые задачи контроля могут быть решены и на основе тестов соответствия.

"Текстовый тест" применяют в ряде дисциплин. Подобранный комплект оригинальных или специально написанных текстов размером в полстраницы используют в качестве основы. К каждому такому тексту дают выборочные или конструктивные программы, с помощью которых обучаемый характеризует содержание текста. Он может указать степень усвоения текста (скажем на английском языке), к какому виду мировоззрений относится содержание текста, каковы его недостатки, как раскрыты законы и т.д.

«Тесты по первоисточникам» представляют определенную форму текстовых тестов. В таком случае к рекомендуемому первоисточнику составляют контрольную программу для выяснения проработки его обучаемым.

Комбинированные тесты состоят из различных форм. В зависимости от назначения они могут включать несколько опознавательных, репродуктивных, конструктивных, контрольных алгоритмов, расположенных в порядке возрастания сложности объекта измерения.

Тесты упорядочивают также по их сложности в зависимости от широты информации, необходимой для ответа на вопрос. Их можно располагать по возрастающей сложности в следующей последовательности по числу разделов, достаточных для ответа на вопрос: одной темы, одного раздела, нескольких предметов. Внутри каждого такого уровня такжеразличают сложность трех уровней: на уровне знакомства, на уровне знаний-копий, на уровне умений.

***

Определение объема программ тестов предполагает выявление основных их элементов. При этом встречается ряд затруднений и некоторые их формы несопоставимы. У синонимических тестов в качестве измеряемой величины может быть число пропущенных (выделенных) категорий, у альтернативных - число положений, которые необходимо оценить, у опознавательных - число конструкций, состоящих из вопроса и ответов.

Совокупность исходных элементов тестов составляет карточку, в которую может быть включено от одного до многих элементов. В свою очередь карточки обычно вариативны - от одной до многих. Совокупность карточек составляет программу по теме, а совокупность последних представляет программу по всему курсу («банк тестов»).

Структурные единицы тестов

┌──────┼──────┐

Элементы ® карточки ® программы

┌─────┼───────┐

По теме ® по разделу ® по курсу

Тесты могут быть в определенной мере взаимопревращены. Например, одно и то же положение может служить основой для составления синонимического, альтернативного, выборочного и т.д. теста. Эта их взаимопревращаемость облегчает построение системы тестов. Однако это пока перспектива тестовых заданий.

Важно строить и фасетные типы заданий. Их специфику и преимущества показывают тестологи.

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Особенностью использования контролирующих устройств является алгоритмизация контроля - разработка контрольных заданий (или КИМ) на основе определенных правил.

Наши рекомендации