Проблемы общей теории педагогики
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Тесты – явление обратной связи в обучении. Возможность плодотворного существования частного педагогического феномена не понять без уяснения многих основных понятий общей педагогики, прежде всего, следующих понятий:
Воспитание ® обучение ® обратная связь ® контроль®тесты.
Понимание тестового контроля в обучении предполагает понимание не только контроля в обучении, но и обратной связи вообще и даже самой сути обучения, воспитания. В целом, в педагогической науке на этот счет высказаны и истинные, на мой взгляд, положения. Но господствуют в сознании педагогов не они, а многие ошибочные мысли по данному поводу.
Тестовики уклоняются от главной проблемы тестирования, гипертрофируя математический и статистический его аспекты. Практическим педагогам нельзя этого делать с тем, чтобы не превратить обучение в свою противоположность, как это часто получается.
Следует признать фактом нетерпение многих педагогов, желающих «брать быка за рога» или «снять урожай» там, где они не сеяли…. Конечную цель стремятся достигнуть без уяснения того, что она собой представляет. Часто главный фактор развития педагогики у всех мыслится иначе. А поэтому важно сначала определиться по многим общепедагогическим проблемам. И если бы они были общеприняты, то сослаться на них. К сожалению, это не так. А поэтому необходимо начать с рассмотрения далеких от непосредственной цели данной работы педагогических проблем. Такой подход - признак фундаментальности понимания проблем тестирования. Скажем, многие ставят проблему качества обучения как конечную цель педагогического прогресса. Но что она собой представляет на самом деле? В этом вопросе нет единства мнений. Можно умозрительно представить собственное видение, а можно понять её как идеал, к которому ведут многие тенденции развития практической педагогики, в том числе и тестирования. Значит, надо показать тестирование как одну из важнейших общемировых тенденций развития школы вообще, а поэтому нужен их обзор в целом и т.п.
Фундаментальное объяснение объектов предполагает использование не только одной теории, а иерархического их множества. Для понимания тестирования нужно знать не только тестологию, но и педагогику, и психологию и обществознание (обществоведение или социологию в строгом смысле слова). Их фундаментальная значимость для тестирования - в обратной последовательности по сравнению с их названием здесь.
Обратим здесь внимание на трактовку фундаментальных понятий педагогики, без которых нельзя адекватно осмыслить и проблемы тестологии.
Что такое общество? Общество - единство трех элементов:
┌─ идеология
┌─┴─ политика
┌─┴─── экономика
Такая структура общества была всегда, но даже сейчас она не осознанна большинством исследователей. Экономикой названа практика обеспечения людьми своих материальных потребностей. Решение экономических проблем порождает так или иначе организованность людей, что и представляет собой в развитом обществе политику. Сознание людей – определяющий фактор их жизни. Сознание людей проявляется посредством идей, обеспечивающих их жизнь.
По мере общественного прогресса обособлялись названные элементы общества, росла их взаимная зависимость или единство как элементов единой системы, росло значение идеологии. Давно уже идеология – определяющий фактор общественного прогресса в целом. Известны факты и негативной роли идеологии, когда неадекватная идеология ведет к регрессу. Восприятие идеологии каждым человеком происходит посредством его воспитания, а наукой о воспитании является педагогика. Идеология и педагогика взаимно определяют друг друга. Педагогика обеспечивает привитие идеологии общества новым его поколениям.
Проблема идеологии. Давнишнее противопоставление материализма и идеализма породило перекос в понимании сути идеологии и её возможностей. Идеология, как множество, совокупность, система идей, существующих в обществе, все более становится определяющим элементом общества, детерминирующим характер его развития. Общественная практика порождает общественное сознание как совокупность идеологий, значение которых растет, а поэтому растет внимание к ним исследователей. Особенно это осознанно в ХХ веке, в котором началась замена обычных войн идеологическими. Началась война за человека – его сознание, менталитет, эрудицию и т.п. По мнению многих людей, воспитание превращают в индоктринацию, манипуляцию сознанием народа, его дебилизацию [см. 217]. В связи с этим приобретает особое значение то, как воспроизводится идеология общества, как её непосредственно воспринимают, какую роль в этом процессе выполняет педагогика и т.п. В целом, надо осознать то, что называют терминами:
идеологизация, социализация, воспитание.
Их можно считать как разными словами, так и синонимами. Их единство несомненно, и не всегда определенна специфика каждого из них. Их можно считать и разными подходами к одному и тому же. В любом случае речь идет о том, как господствующие идеи общества определяют духовный мир людей и как соответственно различается уровень развития людей в меру восприятия этого воздействия общества на них (интериоризации идеологии субъектами).
Формы идеологии и школ.Общепризнаннаяпедагогика является наукой о передаче опыта жизни между людьми, то есть о воспитании подрастающего поколения. Она отражает не все формы школ, а главным образом деятельность светских школ, обеспечивающих научное мировоззрение людей.
Школы бывают разными в зависимости от идеологии. Следует строго различать три типа школ:
┌─ светские
┌─┴─ теологические
┌─┴─── мистические
Мистические школы представлены, прежде всего, астрологией, эзотерикой. У них один тип обучения. Иначе учат теологи. Главной формой школ являются светские, в которых учат науке как идеологии. И здесь речь идет только о светских школах. Главной их проблемой следует считать тот факт, что надо качественно поднять эффективность их образовательной технологии. Достижение данной цели возможно и предполагает объяснение обучаемым самой сути науки, ее форм, закономерностей развития и т.п. Особенно это важно наиболее развитым светским школам – вузам. К сожалению, современная наука абсолютно недостаточна для объяснения сути науки и т.п. Нужен качественный скачок в объяснении природы науки. В связи с этим и следует осознать главный камень преткновения в данном деле. Такую науку о науке разрабатывают с древних греков, называя ее философией. И великие философы сделали все нам нужное по данному вопросу, но в Х1Х веке началась фобософия - атака обскурантизма на философию, которая мутировала в филодоксию и стала главным препятствием философии, а тем самым и науке.
Можно попытаться уклониться от диалога с филодоксами, называя свои поиски просто «наукой о науке» или, что, то же самое, «метанаукой» или «эпистемологией». И такое рационально во время исследований. Когда же решение найдено, то надо отвергнуть филодоксию, носителем которой являются обычно профессиональные философы. Такая задача не для слабонервных, но проблема стоит так: удастся победить филодоксов, общество выживет, обновиться и прогрессивно возродиться. Если же филодоксы окажутся победителями, то общество погибнет от озверения и одиночек и населения. В современных условиях это равносильно самоубийству общества. Поэтому проблема философии является сейчас ключевой для выживания общества. И все, кто не стремится к уяснению данной проблемы, не воспринимает философию в качестве средства теоретизации всех наук, являются обскурантами, т.е. врагами науки, безразлично какие науки они представляют или какие ученые степени и звания они имеют. Более того, надо осознать и такой факт: с данной точки зрения главным врагом науки стала академия наук. И только уничтожение основополагающих принципов академической организации наук спасет науку, поднимет ее качественно и она станет идеологией выживания, прогресса общества. Как ни парадоксально звучит идея, но она уже существует более века в нашей стране и особенно актуальна сейчас для спасения науки как идеологии прогресса.
С точки зрения разных идеологий и школ различно воспитание людей и сама суть процесса воспитания.
Что такое личности? Речь идет о понимании субъективного фактора общественной жизни. Им является:
Человек ® люди ® народ.
Обычно считают синонимами слова «человек», «индивид», «личность». Более того, концепция прав человека исходит из того, что каждый субъект является личностью, претендующий на все «что слева и справа» (слова из песни). На самом же деле данными словами названы разные уровни развития субъектов [Конкретнее см. 49, тема «Субъективный фактор»].
Становление персонализма часто воспринимают как признание личностью каждого человека. В связи с этим, важно осознать тот факт, что авторы персонализма, в частности Ж. Лакруа (1900-1986) [см. 117], различают разные формы людей.
┌─ личность (интеллигенты)
┌─┴─ индивид (сознательный)
┌─┴─── человек
Человеком считают и патологичных людей - недееспособных субъектов. Индивидами обычно считают людей со здравым рассудком или дееспособных. Личностью же можно считать только наиболее развитые формы индивидов - интеллектуалов, интеллигентов. Их специфику можно видеть в их духовных способностях, например, в уровне развития интеллекта в строгом смысле слова. В частности, Ж. Лакруа писал: «Эта постоянная персонализация индивида, превращение его в подлинную личность, стала сегодня настоящей проблемой» [там же, с. 5]. Данную проблему надо анализировать, как и средства ее решения, в том числе тесты.
Педагогика и психология призваны раскрыть процессы превращения индивидов в личности.
Для развития личностей надо четко понимать структуру их психики – волю, сознание, нравственность, менталитет, интеллект, эрудицию. И каждый из этих аспектов личности должен стать объектом воспитания, образования, обучения. При этом нужна система прямых, непосредственных и косвенных, опосредованных целей обучения. Скажем, требование конспектов лекций – непосредственная цель деятельности педагога. А конечная его цель – обеспечение систематичности учебных занятий студентов, развитие их грамотности, приучение к труду, воспитание ими самоконтроля и т.п.
Только системное (теоретическое) представление воспитания позволяет адекватно ранжировать цели обучения. В таком случае развитие эрудиции студентов оказывается всего лишь средством развития интеллекта, а развитие последнего – средством развития способностей вообще. Обычно это не осознается ни «теоретиками», ни практиками педагогики. Знания – средство развития интеллекта, т.е. способности мышления. А мышление – средство развития психики человека – его способностей:
Знание ® мышление ® способности.
Структура личности. В психологии обычно выделяют проблему структуры личности. И, видимо, имеется адекватное её раскрытие в книгах. К сожалению, в трудах психологов трудно найти адекватную трактовку этой проблемы. Выделю такие элементы культуры людей, как основу понимания сути личности:
Культура
┌─────┴────┐
тела души (духа)
Физическая ® духовная (характер)
┌─────┴────┐
Воля ® сознание
┌─────┴────┐
Нравственность ® менталитет
┌─────┴────┐
Эрудиция ® интеллект
Воспитание призвано развивать все культурные способности народа, делая все большую его долю личностями. В связи с этим надо измерять изменения в результате воспитания всех названных аспектов людей. Но для этого следует четко осмысливать суть и содержание каждого из них и то, как можно качественно поднять каждую из данных способностей людей вообще, в том числе и с помощью обучения. К сожалению, в таком подходе мало общепризнанного и существенны различия в их трактовке.
Качество обучения - новая, модная постановка проблемы. И она истинна в целом, вне зависимости от возможных её интерпретаций. Её понимание зависит от:
- состояния науки или уровня ее теоретизации (она различна в разных предметах),
- психики, характера педагогов,
- способов организации учета труда педагогов,
- возможностей обстоятельств – богатства или бедности вуза, обучаемых и т.п.,
- господствующих тенденций: сейчас студенты потеряли мотивы к учебе, мало читают.,
- степени самопознания ими (в какой мере порядок обучения заставляет их прибегать к самостоятельному поиску идей и развитию способности) и т.п.
Уже написаны горы книг о сути качества обучения. И такие книги продолжают писать. Раз не удовлетворяет всё их множество, то они все недостаточны. И можно предположить в качестве факта бессмысленность новых работ на данную тему. Надо сначала попытаться выяснить условие плодотворного объяснения проблемы. Таковым, по моему мнению, является теоретизации всех наук, в том числе и педагогических, с помощью возможностей технологии философствования. На основе такого подхода и нужно конкретнее понять проблему качества обучения, а также возможный вклад тестирования в ее решение.
«Качество обучения» - всего лишь новое название давно известной педагогической проблемы. Ранее ее называли «чему учить». И современная проблема «качества обучения» во многом сводиться к проблеме определения чему учить. И как бы наивным не считали проблему иные авторитеты, по широко распространенному мнению она является главной.
Примечателен упоминаемый М.Б. Челышковой факт. «Итогом многолетних дискуссий стал вывод о том, что дать однозначное определение понятия «качество образования» просто невозможно» [235. с. 420]. А отсюда вытекает иллюзорность следующего её вывода: «Опыт зарубежных стран говорит о том, что реформирование систем образования принципиально невозможно без реформирования системы оценки и контроля качества образования» [235. с. 428]. Как тесты поднимут качество того, что невозможно определить?
Воспитание должно развивать все черты людей – и тела и души. Их важно осознавать всё это как проблему качества обучения или подготовки людей [см. 76].
Классическая педагогика обеспечила общественный прогресс и остается базой общественного развития. В то же время уже давно высказаны мнения о том, что требуется новый скачок педагогической науки. И, по моему мнению, он может состоять в теоретизации педагогических науки, систематизации педагогических дисциплин. Все необходимое для решения проблемы имеется в общественном сознании и требует уточнения основных понятий педагогики.
Что такое обучение? Как можно понять качество обучения, если не понять его собственной сути? Условием эффективного решения данной проблемы может быть только рассмотрение обучения как элемента воспитания. В целом, важно выяснить единство разных подходов к учебе:
· Что такое обучение? (высшая форма воспитания);
· Чему учить? (Труду, эрудиции, интеллекту, способностям);
· Как учить (в том числе ТВПП и наглядность);
· Контроль обучения;
· Учебное тестирование.
Обучение – одна из форм идеологизации, воспитания, социализации. Ее можно понять как элемент образования и воспитания, социализации. В связи этим важно осмыслить отличие воспитания от социализации.
Социализация и воспитание.Сейчас господствует не определенность при соотнесении этих слов, и имеются всевозможные версии их трактовки:
- синонимы
- взаимно дополняют друг друга. Например, социализацией назвать специфику воспитания определенной страты людей. А воспитанием – общечеловеческое.
- Воспитание можно считать родовым понятием биологии (оно имеется у развитых животных), а социализацией – воспитание людей.
- Словом «социализация» назвать (в широком смысле слова) все, а воспитанием назвать только научение наставников (т.е. деятельность нянь, дядек и т.п. «воспитателей» в узком смысле слова).
Социализация людей происходит посредством воспитания. Адекватной основой воспитания может быть только истинное понимание его форм: воспитание, наставление, просвещение, образование, обучение. В литературе имеются самые разные соотнесения названных слов, настоящий разброд в их трактовке. В то же время в педагогической литературе широко распространен подход, который следует признать истинным. Для его утверждения в качестве монистичного при интерпретации данных понятий необходима только небольшая логико-диалектическая обработка их содержания. Соотнесение главных понятий можно показать соритом:
воспитание ® образование ® обучение.
В таком случае каждое последующее есть более развитый, превращенный процесс предыдущего, не отрицающий самостоятельного существования предшествующих. Последующее надстраивается над предыдущим, свидетельствуя, тем самым, о сохранении с ним преемственности и о появлении нового качества у него. Социализация предполагает единство взаимодействия всех названных форм - воспитания, образования и обучения. Каждый из них может быть более конкретно раскрыт посредством системы форм воспитания. При этом весьма важно преодолеть ошибку тех, кто считает возможным обучение без воспитания: не бывает не воспитывающего (или не развивающего) обучения. Другой вопрос, что обучение может быть фактически (а сегодня часто) антигуманным, антисоциальным, безнравственным.
Воспитание
┌──┴───┐
Пассивное ® активное
┌─────┴────┐
научение ® образование
┌─────┴────┐
просвещение ® обучение
Воспитание – самая общая и одновременно простая категория педагогики. Ею обозначают все процессы передачи опыта жизни между поколениями в процессе взаимосодействия (П.К. Анохин). Воспитание является спецификой развитых форм жизни на земле, начиная с животных. Оно состоит в том, что в начальный период жизни каждого живого существа, предшествующие поколения особей передают опыт жизни, адаптации к окружающей среде. Воспитание особенно важно для людей. Воспитание людей – их социализация, интериоризация общественного мнения, идеологизация, индоктринация, манкрутизация и т.п.
Простейшей формой воспитания являются такие процессы, которые выполняют родители, наставники, обучая детей нравственности, поведению и т.д. На определенном этапе исторического развития ядром воспитания стало образование, которое все более обособляется в качестве передачи эрудиции новым поколениям. Когда-то к этому сводилось содержание понятия «образования» и в таком случае оно совпадало с обучением. Сохранение такой трактовки понятия «образование» является тормозом пониманию образования и обучения в качестве субординированных процессов. Уже давно образование сводится в чистом виде к просвещению. Сегодняшнее просвещение - весьма развитая сфера общественной жизни и включает в себя деятельность всех средств массовой информации, искусства, культуры.
Телевидение, радио, газеты, журналы, театры, кино и т.п. несут громадный поток информации новым поколениям и тем самым выполняют функцию просвещения и в целом образования. Просвещение – однонаправленный метод передачи информации: от источников сведений к слушателям, зрителям и т.п. Тем самым просвещение не предполагает системной обратной связи и не отрицает более развитой формы образования – обучения. Обучение есть высшая форма образования, воспитания. Оно представляет собой двусторонний процесс между учителем и учеником на всех уровнях «школьного» обучения. Ранее обучение сводилось к передаче сведений, и тем самым не было его обособление от образования. Возникновение мощных, обособленных, специальных просветительских потоков информации модифицирует технологию обучения. В таких условиях обучение все более ограничивается процессами развития интеллекта обучаемых.
Теоретическая педагогика должна строго различать объем и содержание понятий «воспитание», «образование», «обучение». Названная их последовательность должна быть макрокомпозицией педагогики. На такой основе должна развиваться система педагогических теорий, конкретизирующих позитивные знания различных способов передачи опыта жизни между поколениями.
Пассивное воспитание обстоятельствами жизни, общественной практикой - быт, улица и т.п. ежесекундно учат подрастающие поколения. Человек – результат тех обстоятельств, в которых он живет. Его воспитывают все элементы обстоятельств его жизни, прежде всего отношения с другими людьми.
Активное воспитание - целенаправленная, сознательная передача опыта жизни тем или иным образом. Оно осуществляется родителями, дошкольными учреждениями, школой, внешкольными детскими учреждениями, средними специальными и высшими учебными заведениями, культурно-просветительными учреждениями и прочими организациями. Все общество воспитывает подрастающие поколения.
В последнюю четверть ХХ века все шире использовали термин «социализация» применительно к педагогике. О чем это говорит и как надо понимать данный термин? Является ли данный термин синонимом слова «воспитания», отражая факт ошибочного понимания воспитания, или можно закрепить данное слово за особым понятием, отличным от воспитания? Нет смысла спорить о данном слове, но важно четко понимать его содержание в том или ином случае.
Научение (наставничество) - простейшая форма активного воспитания, осуществляемая родителями и близкими людьми для каждого человека. В таком случае в совместной жизни, на основе принципа «делай как я», передают опыт жизни. Оно - исходная форма воспитания, общая всем развитым формам жизни. Оно состоит в передаче опыта жизни посредством подражания в процессе совместного проживания, общения.
Научение охватывает все стороны передаваемого опыта жизни. Главной непосредственной целью воспитания детей является передача, прежде всего, нравственных, моральных устоев жизни, культуры жизни вообще. Научение происходит посредством передачи опыта жизни между родителями и детьми, между сверстниками и вообще между людьми, в том числе и в школе. Оно является единственной формой передачи опыта в младенчестве, а затем становится базой, на основе которой возникает более развитые формы воспитания.
Научение – содержание самого простого воспитания, которое обычно обеспечивают родители и в целом народ («народная педагогика»). Народная педагогика во многом сводится к научению. Оно – факт и стабильно. У него имеются и достоинства и недостатки. Не везет тем детям, которые рождаются у бедных родителей и т.п. Пауперизация общества - 1.5 млрд. людей в мире живет на доход до 1 доллара в день (нищие, а половина из них голодает), а 50% - до 2 долларов в день (бедные). В результате невежество, пьянство, сквернословие и т.п. калечат судьбы людей. В таком случае истинна украинская присказка: «почему он бедный, потому, что дурной, а почему он дурной, потому что бедный».
Образование - превращенная форма научения, более развитая форма воспитания. Оно последовательно развивает передачу опыта жизни посредством специально организованной системы общения - трудового, информационного, культурного, спортивного и т.п. В простом виде образование проявляется посредством просвещения детей. Его ведут представители всех форм искусства, писатели, журналисты и многие другие. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, видеотехника, компьютеры и многое другое являются средством просвещения. СМИ – главное орудие просвещения. Особое значение имеет реклама. Главной целью просвещения является развитие эрудиции, посредством которой добиваются должной нравственности и мировоззрения. Просвещение не ориентировано на конкретных людей.
Образование можно считать сугубо общественной формой воспитания, не существующей у животных. В простом случае оно состоит в передаче знаний тем или иным образом. Оно состоит обычно в однократной передаче сведений между поколениями. Сегодня это главная функция СМИ. Читая, слушая, видя и т.п., человек перенимает опыт (первую форму науки) жизни общества и в той или иной мере использует его в личной жизни. Сейчас возникли и различные специальные формы такого образования - манипуляция сознанием, манкрутизация, индоктринация и т.п. В любом случае кто-то все это делает, а каждый человек оказывается пассивным субъектом, воспринимающим информацию, и на ее основе адаптируется к обстановке.
Обучение – наиболее развитая форма воспитания, образования, просвещения. Обучение часто называют словом «образование», что следует считать ошибкой. Обучение есть система двух связей – прямой и обратной. Оно всегда предполагает личное взаимодействие обучающих и обучаемых, руководство обучающим (педагогом) процессом обучения обучаемых (студентов). В связи с этим и следует осознать первоначально обучение как единство двух связей - прямой и обратной и место в них контроля.
Обучение, в отличие от менее развитых форм воспитания, 1) проводится профессионалами, 2) как единство прямых и обратных связей, 3) призвано развить все способности людей, 4) все более становится самообучением при превращении учителей в менеджеров учебного процесса.
Обучение представляет собой основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством специалистов данного дела - педагогов всех форм. Обучение происходит в процессе взаимного общения подрастающего поколения со специально подготовленными обществом людьми - профессионалами: учителями, преподавателями, педагогами. Оно имеет место в школе и во внешкольной жизни, охватывая большое число прямых и обратных связей в процессе передачи опыта жизни.
Обеспечивая более эффективную форму передачи опыта жизни между поколениями, обучение не отвергает необходимости своих предшественников. Каждый из них выполняет свою функцию в общей системе воспитания. Главной непосредственной целью обучения следует признать развитие интеллекта - способностей мыслить или мыслительной технологии. Последнее акцентировали, видимо, все мыслители прошлого, в частности И. Кант: "Не мыслям надобно учить, а мыслить".
Резюмируя сказанное, выделим три главных воспитателя новых поколений: наставничество родителей, просветительство СМИ и обучение школ (называя так все организационные формы взаимодействия педагога и обучаемого с начальной школы и до послевузовского обучения). Между ними имеются прямые и обратные, непосредственные и опосредованные взаимодействия. Первоначально только родители воспитывали, затем добавились СМИ и, наконец, - школы. И воспитание есть результат идеологизации субъектов этими тремя частями общества. Между ними имеются противоречия и противодействия. Родители могут быть реакционерами (не пускать детей в школу). Соответственно, реакционными могут быть и другие элементы системы воспитания обществом индивидов. Сейчас СМИ стали главным реакционером и ведут к убийству подрастающих поколений своим развращающим воздействием, особенно рекламой. И очень трудно противостоять этой реакционной роли СМИ, их развращающему воздействию на подрастающее поколение. Это возможно сегодня или только самым бедным или самым богатым слоям общества. И уже совсем самоубийственно для общества возникновение реакционной школы. Именно последнее происходит в нашей стране в виду ряда обстоятельств [например, см. 217]. Хочется верить в то, что здоровые силы общества не допустят убийства школы как средства обучения, образования и воспитания. В крайнем случае, проблема будет в том, чтобы создавать альтернативные школы, которые не зависят от главного политического органа в стране – правительства. По этому пути идет создание элитных школ.
Типы школ или система целей обучения. Обучение как взаимодействие педагога и обучаемого называют школой. И оно многообразно, начиная с начальной школы и кончая послевузовским образованием. А поэтому важно уяснить основные формы или типы школ.
Сущность школы определяется тем, чему она учит. В связи с этим важно осознать проблему «Чему учить» или «что развивать». Эта проблема осмысливается давно и является определяющей по отношению к тому, «что измерять тестами». Сегодня – удивительное единодушие по этому вопросу. Школа дает знания потому, что, по Бэкону, «знание-сила». Первое сентября считают праздником знаний и т.п. На самом же деле эта догма давно устарела, и ее критиковали многие авторитеты общества. Считаю истиной присказку «дурак гордится знанием, а умный способностью мыслить». В противовес господствующей парадигме следует уяснить единство следующих типов школ в зависимости от их ориентации:
┌─ способностей
┌─┴─ интеллекта (мышления)
┌─┴─── эрудиции (знаний)
┌─┴───── труда
Диалектизация педагогики должна быть исходной качественного скачка в развитии системы воспитания, прежде всего обучения. Диалектическая обработка понятия "процессы обучения" показывает необходимость осуществления давно назревшего выхода на первый план нового типа обучения, ориентированного непосредственно на развитие мышления обучаемых, способностей вообще.
Цели обучения
Непосредственные опосредованные
┌─ способности….. мышление …. Знание ... труд
┌─┴─ мышление ……………………. Знание... труд
┌─┴─── знание…………………………………….. труд
┌─┴───── труд
Исторически исходной и самой простой формой школы является обучение действиям (делу, работе, труду). Когда-то это было единственной непосредственной целью обучения детей. Родители, наставники, мастера и т.п. обучали умению практическим действиям, соответствующим образом поясняя его. Такое воспитание многообразно, начиная с принципа «делай как я». Оно является базовым и в настоящее время, а его игнорирование делает бесплодной всю практику обучения. В таком случае обучение представляет единство воспитания, образования. Опыт предшествующих поколений воспринимают в процессе совместной трудовой деятельности.
Ограниченность обучения только практическим действиям преодолена появлением обучения непосредственно знаниям, лежащим в основе действий. Обучение знаниям исходно для научения действиям и происходит с ним в единстве. До настоящего времени противоречиво обучение действию и знаниям. Обособление обучения непосредственно знаниям происходило часто за счет обучения действиям и порой приводило и приводит к полному игнорированию обучения действиям, делу, труду. На основе последней тенденции возникла схоластическая школа, дающая только книжные знания, не имеющие часто практического значения для обучаемых. Многие авторитеты критиковали схоластическое обучение в старой школе. Тем не менее, школа ХХ века не преодолела такого противоречия обучения знаниям и действиям. И сегодня обучаемым дают многие знания, которые практически не нужны им даже в функции мировоззрения (общей основы ориентировочной деятельности), часто являются относительными до ошибочности в виду нетеоретичности, апологетичности и т.п. У подрастающего поколения возникает снобистское отношение к физическому, производительному труду.
Несмотря на антитрудовые тенденции, переход к обучению знаниям, лежащим в основе последующих действий, был качественным и прогрессивным скачком в развитии школы. Это достижение современной школы должно быть сохранено. Школа должна развивать эрудицию, несмотря на то, что в таком случае имеет место простое информативное обучение. Недостатком информативного обучения является то, что отмечали еще древние философы – «многознание уму не научает». Когда знания дают обучаемым вне связи с развитием интеллекта (мышления), то возникает опасность дебилизации человека, отучения его от самостоятельного мышления. В настоящее время это реальная опасность, отмеченная многими исследователями в связи с телевизионным средством информации. Эту опасность можно преодолеть только выводом на первый план обучения мышлению, другими словами – развития интеллекта обучаемых.
Обучение мышлению возможно только в единстве с обучением знаниям и действиям. Уже давно имеют место факты обучения мышлению, что проявляется в обособлении обучения математике, логике, диалектике, информатике, программированию и т.п. Такой тип обучения возник давно и должен стать главным при сохранении предшествующих форм обучения.
Постадийное (поэтапное) уяснение целей обучения:
Первое, надо уяснить, что развитие способностей - самый широкий подход. Он предполагает развитие физических и духовных умений и навыков жить определенным образом, трудится. Он включает развитие воли людей, умение переносить стрессы.
Второе. На основе такого подхода надо обратить внимание на главную способность людей - интеллект. Для достижения этого нужна систематика способностей, чтобы выявить суть интеллектуальных способностей, прежде всего умения мыслить и его значение для духовного мира людей.
Третий, следующий шаг - трактовка сути мышления. Это самая тяжелая проблема 2500-летней давности. И её объяснение предполагает показ кумулятивного процесса его исследований и главный подход к её решению. Это проблема понимания сути философии [см. 47-51].
«Школа должна учить мыслить». Эту идею отстаивали многие признанные авторитеты педагогики и науки вообще. Нет возможности воздать должное всем, кто доказывал необходимость выхода на первый план обучения мышлению. Все прогрессивные мыслители прошлого указывали на необходимость этого. И сегодня многие педагоги придерживаются этого положения. Недавно за неё выступал Э.В. Ильенков [91]. В последнее время многие педагоги высказывали положения о необходимости обучения думанью, мышлению, например В. Дайнеко [см. 40], Е. Злотник, Е Печерский, Ф. Финкельштейн [41], А. Спиркин [42], Е. Можаев [43].
Давно назрела проблема «сквозного» обучения мышлению на всех уровнях системы школ. Обучение непосредственно мышлению повысит объем передаваемой эрудиции и позволит интенсифицировать воспитание. При этом должно быть системное построение целей обучения на разных уровнях школ «снизу доверху».
Школа непосредственная цель обучения
┌─ высшая…………………. творчество
┌─┴─ средняя ………………… мышление
┌─┴─── начальная………………. грамотность
Сегодня все уровни школьного обучения передают знания, что провозглашено, в частности, общим праздником всех школ – «Днем знаний». Настало время перехода к дифференциации непосредственных целей обучения на разных уровнях. Начальная школа должна давать, прежде всего, грамотность – учить читать, писать, решать простые задачи. Средняя школа должна учить мыслить, философствовать. Для этого необходимо развивать способности школьников логически и диалектически обрабатывать любые понятия также, как их сейчас обучают применению математике. Школьник должен овладевать навыками логического и диалектического мышления и средством для этого должны быть все предметы школьного цикла. Достижение данной цели поставит иначе всю проблему обучения в высшей школе. Сегодня даже высшая школа не обучает мышлению, кроме мате