Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика – наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.
В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на них влияние и способствует их воспитанию, обучению, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность. Педагогическая действительностьи выступает предметом современной педагогической науки. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания; обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать иначе объект и предмет педагогики. Объектом современной педагогики выступают реальности (явления, процессы, факторы) функционирования и жизнедеятельности государства и общества, их структур и учреждений, социума, семьи и каждого человека, которые оказывают влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, а также обеспечивают их самосовершенствование и самореализацию, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Предметом педагогики как науки выступают педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
1.2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение,
образование, развитие.
Категория «воспитание» - одна из самых основных в педагогике.
Воспитание в широком социальном смысле определяют как социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.
Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.
При этом воспитатель:
1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством, приобщает его к общечеловеческим ценностям;
2) вводит в мир культуры, формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т.п.);
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой (самовоспитание, самообразование);
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Воспитание рассматривают в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание отдельных черт характера, познавательной активности и т.п.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Развитиекаждого человека общество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Развитие это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Еще одна важнейшая категория педагогики – «обучение»- понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).
При этом учитель:
1) преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опытом творческой деятельности;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится, т.е. овладевает информацией и выполняет учебные задания (с помощью учителя, в группе, самостоятельно);
2) самостоятельно наблюдает и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);
3) проявляет инициативу в поисках новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Следующая категория педагогики – «образование» - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества; средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения;
4) система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
|
обеспечивают
|
|
|
Система педагогических наук
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают междисциплинарные научные отрасли.
В систему педагогических наук входят:
1. Общая педагогика, исследующая основные проблемы воспитания, обучения и развития личности.
2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионального образования, педагогику взрослых (андрогогику).
5. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, формы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. Специальная педагогика (дефектология) делится на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи – логопедия.
6. Методики преподавания различных дисциплин исследуют специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий учащимся оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее будущий специалист овладевает наряду с общеобразовательными знаниями, умениями, навыками специальными, и обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и развитие профессионального мышления.
В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, юридическую и др. педагогику.
Производственная педагогика изучает закономерности, принципы, технологии обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии.
8. Социальная педагогика изучает воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Социальная педагогика призвана содействовать личности в ее социализации, социальной защищенности, разрешению проблем взаимоотношений «личность – среда», «личность – социум», «личность – личность». Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
9. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методику перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы за совершенные преступления.
10. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.
2кпсих Ряз.