Реализация модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

С целью повышения уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

· использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

Занятия, направленные на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, мы условно разделили на 3 блока:

Блок 1. «Физическое здоровье».

Блок 2. «Психическое здоровье».

Блок 3. «Социально здоровье».

Перечень тем занятий был представлен следующим образом:

«Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность».

На занятиях на тему «Здоровый образ жизни» дети овладевали знаниями о здоровом образе жизни, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального здоровья (внимательно относиться к выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т.п.).

Значительные трудности у исп. 1,5,6 вызвали задания, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку другому.

Более продуктивно прошли занятия на тему «Общение». Овладев знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, дети смогли правильно выполнить упражнение «Умение слушать». Хотя испытуемым 2,3,8,10, работая в паре, было нелегко общаться без слов, основываясь только на том, что они слышали, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками позволили им справиться с выполнением этого нелегкого задания и овладеть одним из способов невербального общения – «языком тела». Кроме того, дети овладели способом общения, позволяющим ответственно подбирать слова для общения друг с другом, а также социально здоровым способом общения, позволяющим быть хорошим слушателем.

На занятиях на тему «Чувства» дети овладевали знаниями о собственных чувствах (гнев, страх, радость, удивление, недоумение, обида, одиночество, печаль), о способах защиты от чувств, о пользе чувств. Исп. 2, 5, 7 удалось подобрать цвета, подходящие определенному чувству, а исп. 6,7 смогли не только назвать испытываемое в данный момент чувство, но и отнестись к нему с уважением. Отсутствие умения говорить о своих чувствах обнаружилось у всех испытуемых при выполнении задания «Я умею применять «Я послание». Однако при повторном выполнении аналогичного задания наблюдалась положительная динамика.

Достаточно успешно прошли занятия на тему «Защита от чувств». Хорошо владея знаниями о способах защиты от чувств, дети правильно распознавали способы защиты от чувств, например, исп. 5 использовал смех, исп. 3 убегал, исп. 1 – шутовство. Трудности возникли в ответах на вопросы: «Что вы можете сделать, чтобы скрыть свой страх, обиду, гнев или смущение?».

На занятиях по теме «Управление гневом» дети овладевали физическими, психическими, социальными способами выражения гнева, были активны в решении проблемных ситуаций. Так исп. 4, 6, 7, 9 предложили следующие способы ослабления гнева: сделать несколько глубоких вдохов; сосчитать медленно до 10; покричать, где никто нас не слышит, уединиться и т.п.

Однако при проведении мозгового штурма «Кто кого контролирует» у детей возникли трудности в контролировании своего гнева: исп. 4 кричал; исп. 10 говорил обидные слова. С целью устранения названных трудностей была проведена игра «Камушек в ботинке». Формированию умений выражать свой гнев социально безопасным и здоровым способом было посвящено занятие «Социально безопасные способы выражения гнева».

Работа по теме «Здоровый выбор» предполагала знакомство с правилами решения проблем (остановись, подумай, действуй, анализ), формирование умения обращаться за помощью сделать здоровый выбор к надежным людям. У исп. 4,5,7 возникли трудности в применении правил решения проблем, проблемных ситуаций.

Научить детей пониманию того, что физически их тела принадлежат им, и они могут сами устанавливать свои собственные физические границы, определять разницу между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями и тому, что они имеют право контролировать прикосновения к себе, а также говорить «нет» когда к ним прикасаются недопустимым образом, позволили занятия на тему «Личные границы». Исп. 1,5,7 были активны в оказании помощи Мише в рассказе «Тётя Оля».

Физически-надежные друзья помогают жить здоровым образом, психически-здоровый образ жизни – выбирать надежных и заслуживающих доверие друзей, социально здоровый образ жизни – быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались вместе с детьми в процессе работы над темой «Дружба».

Исп. 3, 4, 6, 7, 9 не только смогли ответить на вопросы и пересказать близко к тексту рассказ «Три товарища», но и выполнить упражнение «Кто такой настоящий друг».

Подробное описание занятий представлено в Приложении.

Обсуждение вопросов, связанных с физической уникальностью каждого человека, признанием уникальности других позволило всем испытуемым детям получить представления о том, что каждый имеет особенные качества и таланты и важно не только любить и уважать себя, но и признавать уникальность другого.

Успешно осваивая игровые действия, дети долго испытывали неуверенность в себе. Эмоциональная поддержка экспериментатора помогла детям преодолеть боязнь сделать ошибку, неуверенность в себе. Помощь взрослого на каждом занятии носила главным образом эмоционально-регулирующий характер и заключалась в оценочных суждениях, одобряющих действия ребёнка. Для общения с робкими детьми экспериментатор чаще использовал невербальные средства поддержки (кивок, ободряющая улыбка, тёплый эмоциональный фон и т.п.). Результаты диагностики, проведённой после всего цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, изменили своё отношение к физическому, психическому, социальному здоровью. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь и т.п.

Результаты проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе.

В экспериментальной группе:

• высокий уровень – 7 детей, что составляет 70%;

• средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

• средний уровень – 5 детей, что составляет 50%;

• низкий уровень – 5 детей что составляет 50% (таблица 5).

Таблица 5

Группы Всего чел. «Уровни знаний о человеческом организме»
    В С Н
Экспериментальная 70% 30% 0%
Контрольная 0% 50% 50%

В экспериментальной группе:

• высокий уровень – 7 детей, что составляет 70%;

• средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

• средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;

• низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 6).

Таблица 6

Группы Всего чел. «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений»
    В С Н
Экспериментальная 70% 30% 0%
Контрольная 0% 60% 40%

В экспериментальной группе:

• высокий уровень – 8 детей, что составляет 80%;

• средний уровень – 2 ребёнка, что составляет 20%;

• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

• высокий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

• средний уровень – 4 ребёнка, что составляет 40%;

• низкий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 7).

Таблица 7

Группы Всего чел. «Изучение социальных эмоций»
    В С Н
Экспериментальная 80% 20% 0%
Контрольная 30% 40% 30%

В экспериментальной группе:

• высокий уровень – 7 детей, что составляет 70%;

• средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

• низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

• высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

• средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;

• низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 8).

Таблица 8

Группы Всего чел. Активность в решении проблемных ситуаций
    В С Н
Экспериментальная 70% 30% 0%
Контрольная 0% 60% 40%

Из таблицы видно, что у детей произошли заметные изменения в отношении к здоровью. Наиболее значительные – отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к здоровью, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем воспитанности ценностного отношения к здоровью.

Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Заключение

Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на воспитание ценностного отношения к здоровью у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Анализ программ помог нам прийти к выводу о том, что процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения.

Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

Разработанная нами модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

· использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

Исследование проводилось на базе АНО ДО ЦРР д/с №19 «Гнёздышко» г. Ишима. Исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет (12 девочек и 8 мальчиков).

Для выявления уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью использовались следующие критерии и показатели:

1. Критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье).

2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками).

3. Критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).

4. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).

Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне воспитанности ценностного отношения к здоровью.

Для воспитания ценностного отношения к здоровью нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была реализована модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей экспериментальной группы.

К значимым результатам исследования можно отнести:

1.Описание модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста и возможностей её реализации.

2.Разработку занятий под общим названием «Здоровый выбор» (период дошкольного детства), соответствующей основной концепции программы Линды Сибли, Дэвида Сибли, Розмари Тиш, Джулии Скайл и др. (Био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни) по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный.

Результаты исследования с позиций познавательного и личностно-творческого развития дошкольников:

· поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

· изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);

· главный результат – овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения у детей и т.п.), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним – к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений – как это обозначено в «Концепции дошкольного воспитания»), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, на основе проведённой опытно – экспериментальной работы по воспитанию ценностного отношения к здоровью можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Библиографический список

1. Амосов, Н. Здоровый образ жизни [Мысли о здоровье, продлении активной творческой жизни] // Воспитание школьника.- №2. - 1988. – С. 72-77.

2. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский.- М.: Знание, 1978. – 240 с.

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

4. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.

5. Вохмянина, М. Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. - №1. – 2006. – С. 71- 75.

6. Данилова А. Г. Возможности ценностных ориентаций в историческо- общественных обществах // Вопросы психологии. - №3. – 2002. – С. 52-68.

7. Доронова, Т. Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в д/с // Т.Н. Доронова. – М.: Знание, 1997. -224 с.

8. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 400 с.

9. Ежкова, Н. Как воздействовать на эмоции детей в процессе обучения на занятиях // Детский сад от А до Я. - №2. - 2006. – С. 112 – 116.

10. Землянухина, Т.М. Познавательная коммуникативная активность ребенка при подготовке к обучению в школе // Начальная школа. - № 6. – 2002. – С. 50 – 55.

11. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В.Зеньковский. – М., - Ч. 1. – Кн. 1,2.

12. Иванова, М. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование. - №3. – 2006. – С. 99- 101.

13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, П.М. Коджаспиров. – М.: ИКцп Март, Ростов-Н/Д, издат. центр Март, 2005. - 445 с.

14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Издат. Центр Академия, 2004. – 416 с.

15. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым // Дошкольное воспитание. - №1. – 2007. – С. 83 – 87.

16. Колягин. А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст]: методические рекомендации // ОБЖ. - №9. – 2005. – С. 8 -14.

17. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

18. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. - №1. – 2004. – С. 51 -55.

19. Кулановский, О. А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни // Образование в высшей школе. - №5. – 2005 – С. 37 – 41.

20. Лазарев, М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии) // Начальная школа: Прил. к газ. «Первое сентября». - №3. – 1997. – С. 5- 12.

21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

22. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Сорем. Слово», 2005. – 720 с.

23. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: пед. общ. России, 2002. – 640 с.

24. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №1.- С.- 37 – 45.

25. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет в кругу семьи // Дошкольное воспитание. - №11. – 1993. – С. 67 – 69.

26. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н.С.Розов. – М.:Просвещение, 1998. – 256 с.

27. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1993. – 250 с.

28. Рухленко, И. Восстановим переходящие ценности // Дошкольное воспитание. - №3. – 2000. – С. 155 – 157.

29. Семенова, И.И. Учусь быть здоровым или как стать небо / И.И Семенова. – М.: Педагогика, 2001. – 176 с.

30. Сибли, Линда. Ключи Жизни: Учебно-методическое пособие для общеобразовательной школы и социальных центров / Линда Сибли, Девид Сибли, Розмари Тием, Джулия Скейз. – М.: Просвещение, 2005.-197 с.

31. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластении, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

32. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

33. Современный философский словарь / под ред. В.Е.Кемерова.- Лондон; Минск, 1998. – 386 с.

34. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с.

35. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

36. Тугаринов, В.П.Марксистская философия и проблема ценности / В.П.Тугаринов.- Л.:Просвещение, 1968.- 154 с.

37. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304с.

38. Философский энциклопедический словарь 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРАВ, 1997. – 576 с.

39. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.

40. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с., ил.

41. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.

42. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.

43. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.

44. Фрумина, Н.А. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ . - №1. – 2004. –с. 75 -79.

45. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2000. 272 с.

46. Шашкова, З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развития творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб. – метод. Пособие 2-е изд., испр. и доп. / З.В. Шашкова; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2007. – 219 с.

Приложение 1

Анкета

1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?

2. Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает?

3. Какая твёрдая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?

4. Какие «силачи» находятся в твоём теле и заставляют двигаться твой скелет? Что могут делать мышцы?

5. Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

6. Смог бы ты жить, если бы твоё сердце захотело отдохнуть и перестало работать? Почему?

7. Для чего человеческому организму нужна кровь?

8. Зачем мы дышим?

9. Что может случиться с человеком, если он перестанет, не сможет дышать? Почему?

10. Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом? (Сделай глубокий вдох и задержи дыхание. Прислушайся к себе. Покажи то место, куда попал воздух).

11. Для чего мы должны питаться?

12. Куда попадает пища, и что с ней происходит после того, как ты взял её в рот?

13. Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?

14. Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)?

15. Почему люди болеют, и что ты должен делать, чтобы быть здоровым и никогда не болеть?

Приложение 2

Воспитательные ситуации

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Приложение 3

Наши рекомендации