Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...19 - 24
2. 2. Реализация модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………....24 - 27
Заключение………………………………………………………………………………………..28 - 29
Библиографический список
Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из актуальных задач развития России. Повышенное внимание к проблеме здоровья детей в Тюменском регионе объясняется значительным увеличением количества детей, имеющих нарушения здоровья. Меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем, показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.
Государственные программы не решают всех проблем конкретного, отдельно взятого ребёнка. Высокий процент здоровых детей должно обеспечить ценностное отношение к здоровью со стороны самих детей.
Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на воспитание ценностного отношения к здоровью у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.
Исследования социологов, педагогов, психологов показывают, что база ценностного отношения к здоровью должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.
Изучению ценностных отношений посвящены работы А.М.Коршунова, В.П.Тугаринова, А.И.Титаренко, О.Г.Дробицкого, А.Г.Здравомыслова и др.
Особенности развития здорового образа жизни в дошкольном возрасте изучались учёными из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Б.Н.Чумаков, Ю.П.Лисицын), психологии (О.С.Осадчук, экологии З.И.Тюмасева, А.Ф.Аменд) и педагогики (В.Г.Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, О.С.Шнейдер и др.).
В процессе исследования проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между потребностью современного общества в личности, способной к осознанию ценности своего здоровья, обладающей здоровыми жизненными навыками и стихийным, бессистемным их формированием в условиях ДОУ.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, содержание и специфика воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:процесс воспитания ценностного отношения к здоровью будет осуществляться более успешно, если:
- определено содержание понятия «ценностное отношение к здоровью»;
- выявлены критерии и показатели воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста;
- разработана и реализована модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определеннызадачи исследования.
1. Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели оценки уровня воспитанности ценностного отношения к здоровью у дошкольников.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г.Здравомыслов, В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев, И.Ф.Харламов, Л.В.Занков), теоретические концепции ценностей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, О.Г.Дробницкий, Я.М.Архангельский).
Выдвинутые цели и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент), математические методы обработки результатов.
Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе исследовалось современное состояние обозначенной проблемы, разрабатывались методологическая база исследования, понятийный аппарат, формировалась рабочая гипотеза.
Второй этап включал разработку модели воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства, выявление критериев и показателей воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, проведение ОЭР, в ходе которой осуществлялось уточнение гипотезы, рефлексия, коррекция.
Третий этап связан с получением результатов ОЭР согласно выделенным критериям и показателям, систематизацией и обобщением результатов исследования.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы понятия «ценностное отношение к физическому здоровью», «ценностное отношение к психическому здоровью», «ценностное отношение к социальному здоровью»;
- разработаны критерии и показатели воспитанности ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства;
- обоснована и структурирована модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста;
- определенны педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость:систематизированы и расширены имеющиеся теоретические представления о воспитании ценностного отношения к своему здоровью в период дошкольного детства;выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие воспитанию ценностного отношения к здоровью, разработана модель воспитания ценностного отношения к здоровью, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в:
· разработке модели, ориентированной на создание педагогических условий, способствующих воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста;
· разработке и апробации программы «Здоровый выбор» (период дошкольного детства), содействующей осознанию дошкольниками ценности своего здоровья и овладению здоровыми жизненными навыками;
· разработке критериев и показателей, дающих возможность определить уровень воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов ДОУ.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях (Ставрополь 2011г, Невинномысск 2011г.) и Всероссийских научно-практических конференциях (Ишим 2011г., Ишим 2012г).
Практическое внедрение научных результатов осуществлялось в процессе педагогического эксперимента (МА ДОУ ЦРР д/с № 19 г. Ишима), а так же путем разработки методических рекомендаций (программа «Ключи жизни») для воспитателей ДОУ.
Структура и объём научно-исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.