III. Игра «У кого самое интересное предложение?»

— Сегодня на занятии вы учились составлять предложе­ния про портниху и портного, какую они шьют одежду. Пред­ложения были короткие из двух слов и длинные — из 6 слов.

Каждый ребенок получает конверт со схемой разных по длине предложений, образцы материалов, символы времен года, изображение одежды (взрослой и детской).

Например:

Конверт №1

Контур женской головы (портниха); карточка красного и синего цвета, Снежинка, малыш, комбинезон, шапка.

Конверт № 2

Контур мужской головы; кусочек меха, карточки белого и коричневого цвета, шапка, шуба и т.д.

IV. Итог занятия

Дети вспоминают и называют наиболее интересные виды работ на занятии, объясняют, что им больше всего понрави­лось. Самостоятельно отбирают схемы и дома придумывают по ним предложения.

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ МЕДВЕДЯ • Цель: закрепить навык самостоятельного составления рас­сказа по представлению опорных картинок.

I. Организационный этап

Ребята вспоминают, про каких домашних животных, ди­ких, птицах вчера говорили на занятии.

У них не только по-разному называются части тела, жили­ща, но и пища.

Дети отбирают картинки с изображением того, чем пита­ются звери и птицы и рассказывают. Например:

Медведь ест мясо, мед. Воробьи — червяков, мошек, крупу. Заяц — морковь, капусту, кору деревьев. Далее логопед фиксирует внимание детей на том, как од­ним словом называется пища этих животных и птиц. Например:

— То, что ест медведь — это чья? — Медвежья пища.

— То, что ест заяц — это чья? — Заячья пища.

— То, что ест мышь — это чья? — Мышиная пища.

— То, что ест воробей — это чья? — Воробьиная пища. Дети повторяют эти сочетания хором и индивидуально.

II. «Исправь мою ошибку»

Появляется медвежонок-озорник, который перепутал сло­ва, смешал их и обидел животных. Надо исправить ошибки и правильно назвать предложения. Например:

У медведя лисий хвост.

Заяц любит мясо, ягоды, мед. Это заячья пища. Змея живет в беличьем дупле.

Мышь любит мошек, червяков — это мышиная пища.

III. Угадай по описанию, про кого будет :iaгадка

Он большой и косолапый, живет в берлоге, сосет ляпу. (Медведь)

Дети рассматривают большого мохнатого медведя, с вытя­нутой мордой, толстыми косолапыми лапами, и отвечают на вопросы:

— про медвежью шубу (она теплая и мохнатая);

— про медвежью морду (морда у медведя вытянутая);

— про медвежью походку (ходит тяжело, двигая лапами вкось, поэтому его называют косолапым);

— про медвежью пищу (ест мясо, мед, ягоды);

— про медвежью ловкость (ловко лазает по деревьям, мо­жет быстро бегать);

— про медвежью берлогу (на холодные месяцы забирают­ся в глухом лесу в берлогу, спит и сосет лапу).

По мере ответа на вопросы на доске выставляются симво­лы-подсказки, которые впоследствии играют роль картинного плана.

— мохнатая шуба;

— вытянутая морда;

— тяжелая косолапая походка;

— медвежья пища;

— зимой живет в берлоге;

— ловко лазает по деревьям и быстро бегает.

IV. Самостоятельное составление рассказа с опорой ни символы (можно рассказывать по цепочке). Кто это? — Это медведь. У него мохнатая теплая шуба, вытянутая морда. Ходит медведь тяжело, двигает лапами вкось, потому его и называют косолапым. Он может быстро бегать и ловко лазать по деревьям. Медведь ест ягоды, мясо, мед. Зимой он спит и берлоге и сосет лапу.

V. Итог занятия

Детям раздаются контуры медведя, они должны раскра­сить его и еще раз дома проговорить рассказ про медведя.

ТЕМА: СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «А» • Цель:

Ход занятия

I. Организационный этап

Отгадывание загадок:

Голодная мычит, сытая жует, всем людям жить дает. (Ко­рова)

В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Спит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

Не часы, не взглядывай,

А время знает.

СПетух)

Хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка)

Кто из них домашние животные? Кто из них домашние птицы? Они кричат по-разному: «Послушайте пластинку и угадайте, кто:

— мяукает?

— мычит?

— гогочет?

— лает?

— кукарекает?

II. Обучающий этап

Составление предложений с противительным союзом «а». Дети проходят к волшебному мешочку, выбирают, не гля­дя две игрушки: любое животное или птицу. Называют их, а затем рассказывают: Кто это? Как кричит? Например:

Собака лает, а гусь гогочет. Кошка мяукает, а корова мычит. Петух кукарекает. А курица кудахчет. Кукушка кукует, а лошадь ржет.

III. Этап закрепления нового* материала

Дидактическое упражнение «Закончи предложение на тему "Кто какую пользу приносит"»

На столе выставляются фигуры животных и птиц, а рядом — молоко, маленькие мышки, яйца, червяки, мошки, телеги с грузом. Дети заканчивают предложение, начатое логопедом: Кошка ловит... Курица несет... Воробей клюет... Корова приносит нам...

Игра «Бывает — не бывает»

Ребенок наугад выбирает две любых картинки с изображе­нием животного (птицы) и предмета (лицо, молоко, червяк, мышь и т.д.). Составляет предложение типа: Курица несет молоко. Кошка ловит червяков. Воробей клюет мышей и т.д.

Дети находят ошибки, исправляют их и проговаривают предложения типа:

Курица несет яйца, а молоко дает корова. Кошка ловит мышей, а червяков клюет воробей.

IV. Итог занятия ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ

• Цель: закрепить навык самостоятельного пересказа. При­мерный ход занятия.

Ход занятия

I. Организационный этап

Отгадывание загадок: Ползун ползет, иглы везет. (Еж) В дупле живет, орехи грызет. (Белка) Кто на голове лес носит? (Олень)

По горам, по домам ходит шуба да кафтан Серовато, зубовато, по полю. ООвца)

Рыщет телят, ягнят ищет. (Волк) Голодная мычит, сытая жует, всем Ребятам молоко дает. (Корова)

— Кто запомнил все отгадки?

— Как одним словом назвать ежа, белку, оленя, овцу, вол­ка, корову? (Животные)

II. Обучающий этап

Игра «Звери на поляне»

Логопед предлагает детям выбрать животное, в кого бы они хотели перевоплотиться.

— Я хочу быть лисой. Дайте мне лисью маску и лисий хвост.

— Я хочу быть оленем. Дайте мне оленью маску и оленьи рога.

— Я хочу быть белкой. Дайте мне беличью маску и бели­чий хвост.

— Я хочу быть бараном. Дайте мне баранью маску и бара­нью шкуру.

Все «звери» садятся в кружок и начинают беседовать о своей любимой пище. Например:

-— Я олень, люблю есть мох, а ты кто?

— Я белка, я ем орехи, ягоды, грибы, а ты кто?

— Я еж, люблю есть грибы, яблоки, мышей.

— Я кошка, люблю молоко, сметану, мышей и т.д.

В это время появляются их детеныши и подходят к сво­им родителям.

Ведущий говорит:

— У оленя олененок и несколько оленят. У белки бельчо­нок и несколько бельчат.

— У ежа ежонок и несколько ежат.

— У барана ягненок и несколько ягнят.

Игра «Давайте дружить»

Детенышам животных завязывают глаза. Играет музыки, все расходятся по кругу. Как только заканчивается музыки, звери наугад выбирают себе пару и рассказывают, кто с кем дружит.

— Я ежонок, дружу с котенком.

— Я медвежонок, дружу с ягненком.

И все звери отправились на детскую площадку в зоопарк.

III. Этап закрепления нового материала

Наши рекомендации