Два способа обозначения мягкости согласных на письме
1-й способ — посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных
Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).
1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):
а | о | э | у | ы |
я | ё | е | ю | и |
Можно ли считать парными звуки у и я, ы и ё ? Какие звуки называют парными и почему?
2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):
о — ? э — ? и т.д.
3) Прочитать записанные на доске слова; указать, являются ли гласные в данном слове парными; затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:
Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:
Заяц спасся от волка.
Плыть в бурю опасно.
На ветке поёт чижик.
Козёл пошёл к ручью напиться.
Мы споём эту песню вдвоём.
Дуют сильные ветры.
5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.
Различие парных гласных
Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
1) Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный попарно с гласными первого, затем — второго ряда.
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными л, с и др.
2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:
а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):
б — б', в - в', г —г'и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;
б) в слогах (перекидывая мяч):
да - дя
до - дё
ду – дю
её - во
ды-ди
ро-рё
со - сё
лю-лу
фы - фи
ту – тю
ня -на
бибы
3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):
а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;
б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...
4) Прочитать пары слов; устно составить предложения; уточнить звучание первого согласного звука (твердый — мягкий); объяснить разницу в написании слов:
мал — мял; лук — люк; мыл — мил; нос — нёс; вол — вёл.
5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:
начинать — начинять; потомки — потёмки;
поток — потёк; слог — слёг.
6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным:
Я во двор вела вола.
За рога вола вела.
Я вела во двор, а вол
В огород меня завёл.
7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.
Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...
8) Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные разными цветными карандашами:
ая
Цветы у В-ли зав-ли.
Мы вчеригр-ли в пр-тки.
Сын гл-дит, как мама гл-дит.
Нади Д-ша ед-т кашу.
Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.
У Пети ут—т—, у Вити кот-т-.
Я с-ду в с-ду.
о - ё
Мы услыхали р-в кор-вы.
Брат прив-з целый в-з сена.
У Ал-ши новые гал-ши.
Л-ня л-вит рыбу.
У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.
В р-ще светло от бер-з.
У-ю
Отец послал Петна почт-.
Л-ся л-бит л-к.
Павл-ша ел спел-ю кл-кву.
Ил-ша водит в школЛ-шу.
Н-жно полить вишн-.
Дифференциация Ы - И
1) Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда):
мы - ми
ни - ны
ди - ды
бы - би
лилы
ры-ри
вы-ей
ти-ты
2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):
пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.
3) Прослушать стихотворение.
ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!
- Что глядишь, корова,
Строго и сурово?
- Мишка-лодырь через а
написал «карова».
- Напишите вы
«Мишка» через ы.
Проучите Мишку —
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать —
Будет лодырь знать!
(С. Погореловский )
4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:
нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.
5) Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и:
к-т
н-тк-
л-п-
р-б-
в-шн-
м-ш
п-л-
в-лк-
пл-т-
л-ж
хр-п
с-льн-й
с-т-й
х-л-й
м-л-й
ж-р
ш-н-
6) Игра «Один — много» (с перекидыванием мяча).
Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например:
рама —рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена — стены (ы) и т.д.
7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:
столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...
8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:
У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.
9) Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и:
а) Эти в-шн~, эти ел—в— саммсажал-.
Эти куст-кмал-нсампол-вал-.
б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.
10) Текст для графического диктанта:
Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.
2-й способ — посредством буквы ь
1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, — буква ъ (мягкий знак):
кони — конь | лоси — |
степи — | голуби — |
гуси — | двери — |
2) Прослушать стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь —
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть —
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е.Измайлов)
— Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.
3) Прочитать текст упражнения. Сравнить по смыслу и звучанию выделенные слова; выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь — хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.
4) Прочитать слова; сравнить их по звучанию и написанию.Устно составить с ними словосочетания:
стал — сталь | кон — конь | плакат — плакать |
был — быль | вес — весь | цел — цель |
кров — кровь | мыл — мыль | лез — лезь |
5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):
конь — коньки | огонь — огоньки |
пень — пеньки | день — деньки |
окунь — окуньки | зверь — зверьки |
6) Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании:
банька — банка; полька — полка; галька — галка.
Бабка баньку затопила,
Мягкий знак позвать забыла.
Тут же банька банкой стала —
Вот как бабка сплоховала!
(Е. Измайлов)
7) Записать слова парами, изменяя их по образцу:
встань — встаньте | сядь— | верь — |
надень — | кинь — | вынь — |
8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:
банька, полька, галька, зорьки, горьки?
9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:
а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.
б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.
10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:
У пенька опять пять опят.
Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.