Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи..25
Современные формы и методы работы с дошкольниками с ТНР по формированию основ здорового образа жизни.
Работа по физ.восп в формах:-физк занятия,-утрен гимн,-физкультм,-подви игры,-физич. упраж после дневного сна,-спорт досуг и праздники,-самостоят. Двиг деяте-сть детей,-индивиду. работа по развит. движений.Занятия проводятся со всей группой или по подгруппам в утрен и вечерн время.Длит. занятий и физ. нагрузки индивид-ны и изменяются в зависимости от состояния здоровья и самочувствия детей.Игры с движениями сочетать с др. видами деят-ти детей. Подв игры м.б составной частью физкультурных, муз занятий, утренников, прогулок. Подв. игры (бессюжетные, игры с предметами, игры-инсценировки)подбираются с учетом физ. и речевых возможностей детей.. Активное участие реб. в игре способствует преодолению РН:- нормализация дыхания,- развитие просодических компонентов речи,- формир чувства ритма,- гармоничность движений,.После активных видов деят-ти организ спокойную деят-ть, в процессе кот. можно закрепить речевые навыки, названия используемых предметов, выполняемых действий. проведение упражн. на релаксацию. . Большое внимание уделяется развитию физических способностей и качеств: ловкости, быстроты, равновесия, глазомера.Эффективными методами и приемами физ воспитания дет. с НР,по мнению ученых явл.:Физические упраж;Гимнастика;Бег;Прыжки.
Методика ознакомления дошкольников с ТНР с предметным миром, социальным окружением.
Основные методы и приемы развития речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Классификация метод. по используемым средствам:Наглядные;Словесные;Практические.Причисление одних методов и приемов к наглядным, др. к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности,слова или действий как источника и основы высказывания.Прим. непосредственные и опосредованные методы.Непосредственные:метод наблюдения, его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь 2 сигнальных систем. Опосредованные:методы основаны на применении изобразит. Наглядности:рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказыв.по игрушкам и картинам.Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей ф-ии слова, обучения связной речи. В зависимости от характера речевой деятельности дет. можно условно выделить:-Репродуктивные(наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной лит., пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию лит. произведений, многие дидактические игры.-Продуктивные (построение детьми собственных связных высказываний,когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,приспосабливаясь к ситуации общения). В зависимости от задачи развития речи выделяют:-Методы словарной работы;-Методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методика формирования лексической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе работы по формированию лексической стороны речи дети усваивают: бытовой словарь, природоведческий словарь, обществоведческий словарь, эмоционально-оценочную лексику, слова, обозначающие время, пространство, количество. Под лексической стороной речи понимают словарь. Именно формирование словаря (словарная работа) в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи.
Средняя группа:
- слова, обозначающие свойства и качества предметов (прилагательные);
- слова, обозначающие элементарные понятия;
- обобщающие слова
Общая характеристика сформированности математических представлений у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи..25
21. Методика формирования количественных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи……26
22. .Метод. формиров. пространственно-временных представлений у дошк. с ТНР……………………………………………………………27
23. Виды дискалькулии и их профилактика………………………………30
24. Метод.обучения дошк. с ТНР изобразит. деятельности……………32
25. Метод. обучения дошк. с ТНР конструированию…………….34
1. Теоретические основы обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи. Игра-ведущий вид детской деятельности,в основе которого лежит познание и осознание окруж мира чел отошний. Использование разнообразных игр в корркционно-развивающей работе с детьми с НР,способствуют решению задач умственного,физического,трудового развития дошкольников.В игре осущ расширние активного и пассивного словаря,закрепление навыков словоизменения и словообразования,развитие коммуникативной,познавательной ,регулирур ф-ции реци. Основн. структурными элементами игры явл.: 1.игровой замысел;2.сюжет или ее содержание;3.игровые действия;5.роли;6.правила, кот. диктуются самой игрой и создаются дет. или предлаг.взрослыми. В процессе обуч игре реализуется задача формир речевой активности детей. В ходе игры детей учат взаимодействию друг с другом (попросить игрушку, ,обратиться с вопросом), рассказывать о выполн-ых действиях. У детей с НРотмечается:-недоразвит. всей познават. деятельности(восприятие, память, мышление, речь),;-отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формир.,внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется:-неустойчивостью,трудностями распределения;-сужение объема.Память:-быстрое забывание материала..В сюжетно-ролевой игре учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности,способствует развитию речи и воображения ребенка.Исп подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи». Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми НР имеют дидактич и развивающие игры,направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).
2.Сюжетно-ролевые игры как основной вид творческих игр и педагогическое руководство ими у дошкольников с нарушениями речи.Сюжетно-ролевая игра - это осн вид игры реб.дошк. возраста.Основн. черты игры:-эмоцион. насыщенность и увлеченность детей;-самостоятельность;-активность;-творчество. Осн.особенностью-. наличие воображаемой ситуации.Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.Сюжет игры —ряд событий,кот.объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.Роль –стержнь игры. Чаше всего реб. принимает на себя роль взрослого.В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договарив. о сюжете игры, распределяют роли). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки. общий мотив игры - стремление реб. к совместной соц. жизни со взрослыми.Основным содержанием сюжетно-ролевых игр дет. явл. общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях..Детям, отстающим в речевом развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. не следует превращать игру в занятие. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. В работе с детьми надо шире использовать элементы театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.Прямое -непосредств вмешательство взрослого в игру детей. может выражаться в ролевом участии в игре,в разъяснении, в совете по ходу игры и т.д.. Снач взрослый берет главную ролях в игре и дает указания детям в разных формахПозже педагог занимает второстепенные роли. Являясь участником игры, взрослый, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.Косвенное руководство Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.