Особенности трудового воспитания умственно отсталых дошкольников младшего возраста
С первых дней пребывания детей в специальном дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию. В соответствии с программой воспитания и обучения на первом году дети овладевают прежде всего различными видами труда по самообслуживанию, приучаются к культуре поведения.
Детей учат делать то, что для них посильно, соответствует их физическим возможностям.
Трудовое воспитание дошкольников -олигофренов, осуществляемое в ходе формирования игровой деятельности, должно обязательно быть продолжено и закреплено в повседневной практике детей. В соответствии с распорядком дня значительное время отводится на режимные моменты, связанные с самообслуживающим трудом.
Воспитанники младшей группы, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Такие занятия должны регулярно проводиться воспитателем со всей группой.Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать у малышей заинтересованность в выполнении действий, необходимо привлекать игровые, художественные образы. Так, например, на занятие, посвященное обучению детей умыванию, приглашают мишку, обезьянку, куклу — пусть они вместе с детьми поучатся тому, как нужно правильно мыть лицо и руки, пользоваться мылом, полотенцем. От имени этих игрушек может быть дана оценка каждому ребенку.
Весьма положительно влияют на эмоциональный настрой детей умело введенные в занятие потешки, прибаутки. Если ребенок не хочет умываться, воспитатель открывает кран и произносит: «Водичка, водичка, умой мое личико...» И вот уже на лице малыша появляется улыбка, он охотно подставляет ладони под струю воды. Нравится детям слушать и отрывки из «Мойдодыра» К.И. Чуковского, своевременно произнесенные воспитателем по ходу занятия. Все дети начинают охотно повторять вслед за педагогом: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам... Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения умственно отсталым ребенком последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил, в каком порядке нужно одеваться и раздеваться. Для того чтобы детям не надоели занятия, они должны проводиться разнообразно, с привнесением большего числа игровых моментов: ТОбольшая кукла пройдет и посмотрит, как каждый из детей вымыл руки, то зайка проверит, правильно ли они пользуются полотенцем, то мишка захнычет и попросит тоже вымыть ему лапы. Воспитатель не должен формально относиться к таким занятиям, поскольку они формируют у детей отношение к повседневному труду, привычку к аккуратности.
Как показывает опыт, не всегда в младших группах поощряется стремление детей к самостоятельности. Желая побыстрее покончить с режимным моментом, воспитатель и няни многое делают за малышей, отстраняют их от повседневных забот. Дети начинают понимать, что взрослые могут обойтись без них, не обязательно помогать няне, убирать за собой и т.д. Необходимо всячески
поощрять все попытки ребенка к самостоятельности, даже такие, которые кончаются неудачно.
Например, педагог предлагает Лене помочь поставить вазочку с цветами на полку. Она радостно соглашается. Но вазочка выскальзывает из рук и разбивается. Девочка огорчена, пытается спасти гвоздики, педагог недоволен девочкой, сердится. Поникший ребенок уходит в угол комнаты.
К сожалению, очень часто нечуткость ранит детей, притупляет у них первые ростки самостоятельности, и как следствие этого - их апатия и лень, проявляющаяся в старшем возрасте.
В отличие от домашних детей, поступающих в специальные детские сады, воспитанники детского дома часто ведут себя очень пассивно в быту: никуда не стремятся залезть, посмотреть, потрогать руками. Установка «я — сам», так или иначе проявляющаяся у детей -олигофренов, воспитывавшихся в раннем возрасте в семье, почти не сформирована у детей из детского дома. Значимость для детского развития этого этапа не вызывает сомнения, он подготавливает основу самостоятельности ребенка, способствует развитию активности по отношению к окружающему его миру вещей.
По мере того как дети достаточно хорошо, в значительной степени самостоятельно, овладевают требуемыми программой навыками самообслуживания, у воспитателя появляется возможность — обычно это происходит во второй половине учебного года — уменьшить число специальных фронтальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков до одного в неделю. Безусловно, работа над совершенствованием и закреплением навыков раздевания, одевания, культурного поведения во время еды и т. д. должна быть продолжена, но для этого достаточно четко организованных режимных моментов.
Опыт показывает, что трудовое воспитание в детском доме должно обязательно, уже на самом начальном этапе, включать элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе со взрослыми дети убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий. Неважно, что дети еще не могут хорошо справиться с поручениями, для этого они еще просто малы. Существенно то, что они окажутся в атмосфере общего труда, ощутят удовлетворение от своего вклада в общее дело. Общий труд сближает детей и взрослых, делает их одной семьей, заботящейся о порядке в своем доме. Причастность к взрослым, большим делам важна для всякого ребенка, так как дает ему ощущение своей нужности, значимости.
Ознакомление с трудом взрослых проходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений. Умственно отсталым детям очень важно раскрывать значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается.
Приобщая маленьких детей к посильному труду, воспитатель обязательно на конкретных примерах раскрывает содержание
работы таких близких детям людей, как няня, воспитатель, подчеркивает, что взрослые прилагают все усилия, чтобы жизнь детей была интересной, радостной, благополучной. Не обязательно повторять без конца о том, что нужно относиться с уважением к труду (например, няни), но, приучая детей к порядку, следует напоминать им: «Хорошо вытирайте ноги, няня вымыла пол. В раздевалке было так чисто, а ты все набросал, набрызгал. Придется няне опять все убирать». Эмоциональная реакция воспитателя, его восхищение чистотой, порядком обязательно передаются детям, они начинают сознавать, каким и чьим трудом это достигается.
Для того чтобы дети лучше познакомились с трудом окружающих их взрослых, нужно проводить специальные занятия. Содержанием их является наблюдение за трудом прежде всего работников детского дома.
Начать эту работу можно с наблюдений за работой садовника, дворника. Воспитатель, выведя детей на участок, проводит с ними специально организованные наблюдения, предлагает посмотреть, как дворник убирает сад, двор, поливает водой дорожки, сгребает, сметает мусор. Эмоционально и доходчиво воспитатель поясняет, для чего и какие инструменты, предметы труда используются дворником. Особое внимание обращается на результаты труда дворника: стало чисто, приятно гулять, играть на участке. В заключение делается вывод — на участке не сорят, поддерживают чистоту и порядок.
Следует проводить с детьми экскурсии по детскому дому: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет. Планируя эти экскурсии, воспитатель должен не забывать о том, что это — первое знакомство детей, поэтому не следует рассказывать им сразу обо всем. Цель воспитателя — расширить представления детей о труде работников детского дома, познакомить с ними, раскрыть общее значение их труда, его общественной пользы. Надо, чтобы дети узнали, как зовут повара, его помощницу, познакомились с прачкой, доктором, медсестрой. К этим людям у детей должно появиться особенное эмоциональное отношение - ведь они все заботятся о каждом из детей.
После экскурсии надо провести с воспитанниками беседу об увиденном, попытаться выяснить, что же из показанного и услышанного произвело на них впечатление. Практика свидетельствует о том, что умственно отсталые дошкольники часто фиксируют внимание на второстепенных деталях, большее впечатление производит на них предметная сторона. Например, после экскурсии на кухню, наблюдений за трудом повара они очень оживленно вспоминают, «какие большие там ножи», «а печка - вот такая», «кастрюли, сковородки — все вот такое» (следует жест). Побывав в кабинете у врача, они вспоминают про «палочки разные» (стакан со шпателями). «Там еще кроватка есть. Спать, да?» Эти и подобные им высказывания свидетельствуют о том, что требуется еще не одна подготовленная экскурсия для того,
чтобы дети действительно получили четкое, осмысленное представление о труде взрослых.
Привлекая внимание умственно отсталых дошкольников к труду взрослых, формируя у них уважительное отношение к людям различных профессий, педагог не должен забывать о том, что следует постепенно приобщать детей к общему труду. В младшей группе еще нет, к примеру, дежурств, но воспитанники уже способны выполнять несложные трудовые поручения: поставить в шкаф забытую обувь, поднять носовой платок, помочь воспитателю вынести на прогулку ведерки с совками, собрать игрушки после прогулки. Поручение дается индивидуально. После того как ребенок выполнит его, воспитатель обязательно отмечает его отношение к поручению. Добиваясь четкости и организованности в процессе приучения детей к выполнению трудовых поручений, их необходимо планировать заранее.
Учитывая индивидуальные особенности детей и решая конкретные задачи коррекции их поведения, воспитатель может подобрать каждому ребенку такое поручение, которое будет и полезно, и интересно. Например, возбудимому, беспокойному Коле поручается разложить картинки в коробки; бездеятельному, пассивному Саше — пойти в соседнюю группу и попросить альбом с открытками, да не забыть поблагодарить воспитательницу; рассеянному, забывчивому Мише — собрать на прогулку игрушки и т. п. Поскольку первая половина дня насыщена занятиями, лучше давать детям поручения после обеда. Постепенно они привыкнут выполнять различные задания, станут сами просить о них воспитателя.
В младшей группе еще нет специальных занятий по ручному труду, однако уже на первом этапе следует проводить с детьми занятия с использованием предметов-орудий. Впоследствии, когда дети научатся заниматься ручным трудом, им обязательно понадобятся приобретенные навыки. Кроме того, опыт показывает, что слабое развитие предметной, предметно-игровой деятельности у воспитанников младшего возраста препятствует овладению ими в дальнейшем любой практической деятельностью. В качестве основы можно использовать игры, разработанные для занятий с детьми раннего возраста.
Приведем примеры занятий, в основу которых положены указанные игры.
Воспитательница рассаживает детей за столики, расставленные полукругом. «Сегодня мы с вами будем учиться забивать молоточком гвоздики,— говорит она.— Сейчас я покажу, как нужно это делать, а потом вы сами будете делать так же». Воспитательница ставит перед сидящими за столом детьми прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими разноцветными шляпками. Рукой этого сделать нельзя, поэтому прибегают к помощи молоточка. Воспитательница сначала показывает и подробно объясняет, как нужно держать молоточек, нацеливать его на шляпку гвоздя, делать удар по шляпке.
Затем она раздает детям кубики, гвоздики, молотки. Дети начинают действовать самостоятельно. Воспитательница, наблюдая за детьми, не торопится сразу же помогать им. Только после того как дети самостоятельно попробуют свои силы, она поправляет их.
Примерно так же проводится занятие, на котором дети обучаются завинчиванию винтов в отверстия прямоугольной дощечки, разделенной на несколько разноцветных сегментов.
Перед детьми кладут толстую прямоугольную дощечку с отверстиями, показывают им крупные деревянные, ярко окрашенные винты. Вначале показывают винт, дети осматривают его, затем, после показа воспитательницы, учатся завинчивать медленными, ритмичными, четкими движениями. Не всем удается сразу освоить это движение. Только после того, как ребенок правильно завинтит один винт, ему предлагается следующий.
Следующее занятие можно провести с отвертками. Дети будут учиться вставлять их в прорези винтов и вывинчивать. «Пальцами трудно вывинтить винт, нужна специальная отвертка»,— говорит воспитательница и показывает игрушечную отвертку (уменьшенная модель настоящей). Вначале она объясняет детям прием работы с отверткой, потом они начинают работать сами. После того как все винты отвинчены, можно предложить ввинтить их на место. Дети еще раз упражняются в работе с отверткой.
После того как дети овладеют навыками работы с игрушечными инструментами — молотком, отверткой, клещами и т. п., можно провести серию занятий по сборке игрушек. Для этого должны быть сделаны специальные заготовки из дерева.
Педагог приносит небольшую деревянную коляску-тележку, сажает в нее куколку и провозит на глазах у детей. «Хотите сделать такие коляски своим куклам? Сейчас я вам покажу, как это делать»,— обращается она к ним.
Это занятие надо провести в два приема. Вначале воспитательница на глазах у детей собирает коляску, т.е. прикрепляет с помощью крупных деревянных винтов колеса к основанию. Затем предлагает надеть колеса на оси основания и привинтить их винтами вручную. После того как все дети научатся привинчивать винты вручную, нужно дать им возможность покатать собранную коляску. Оказывается, она не очень хорошо едет, шатается кузов. «Рукой трудно хорошо привинтить колеса. Давайте подумаем, чем нужно это сделать, какой инструмент подойдет. Отвертка»,— говорит воспитательница и показывает, как можно прочно привинтить колеса с помощью отвертки. Каждый ребенок делает свою коляску.
Проводя с детьми занятия по труду, нельзя забывать, что они должны проходить увлекательно, эмоционально, с игровой мотивацией тех или иных заданий. В процессе занятия дети разговаривают, обращаются друг к другу и воспитателю.
Результат труда обязательно оценивается воспитателем с позиции отношения ребенка к делу.
Как уже отмечалось, трудовое воспитание в младшей группе — это непрерывный процесс. Занятия составляют лишь некоторую часть. Остальное осуществляется в повседневной жизни. В течение дня ребенок должен быть занят различными делами, каждое из которых ему важно и интересно. Постепенно он приучается взаимодействовать с товарищами, у него возникает чувство «своей» группы. Это уже не коллектив, но уже общность детей, испытывающих привязанность друг к другу.