Методы и приемы формирования навыков конструирования
Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок познает практически внешние качества предметов, а разбирая и собирая ту или иную конструкцию, проводит ее анализ. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т.д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения.
Собственно конструктивной деятельности детей должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого необходимо показать детям, что конструкция есть отражение реально существующих предметов. Предварительно воспитатель вместе с детьми обыгрывает тот или иной предмет, например стул (дети на него садятся, сажают куклу, ставят стул к столу и т. д.), а затем стул конструируется из строительного материала, и дети его также обыгрывают. В качестве образца для воссоздания через конструирование необходимо использовать еще ряд предметов, находящихся в комнате (кровать, стол, стул, полка и т. д.). Для этого можно использовать и игровой материал (дом, ворота и т. д.). Как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети соотносят образцы с зарисовками, так и при конструировании полезно, чтобы воспитатель не только построил, но и сделал зарисовку этой конструкции, а дети произвели
соотнесение плоскостного изображения с объемным образцом и конструкцией. Такая работа очень важна, так как в будущем дети будут создавать конструкции по различным рисункам, т.е. реализовывать обратный процесс: от плоскостного к объемному.
При формировании у детей конструктивных умений должен соблюдаться принцип последовательности в использовании приемов обучения: от сопряженных действий к действиям по элементарному подражанию, от действий по подражанию в полном объеме к действию по образцу частичному, а затем полному. В действии с конструктивным материалом дети должны овладеть сначала способом расположения элементов в пространстве (горизонтально, вертикально по отношению к плоскости), потом способом соединения элементов одной и той же формы, а затем и разных форм. Они должны также научиться располагать конструктивные элементы в разном пространственном отношении друг к другу, уметь соотносить, находить в реальном предметном мире идентичность своим конструкциям, а также использовать конструкции по их реальному назначению. Вся работа должна проводиться в системе и определенной последовательности. Приводим последовательность такой работы.
Занятие 1.Воспитатель на глазах у детей строит дом и прокладывает к нему дорожку — кирпичики укладываются на плоскости горизонтально в ряд, плотно друг к другу. Затем он строит второй дом и к нему тоже прокладывает дорожку, но в строительстве принимают участие дети: один кирпичик кладет взрослый, второй — ребенок и т.д. (действия по подражанию). Эта дорожка может быть длиннее первой, и тогда воспитатель может предложить детям достроить первую дорожку и сделать равной второй. Затем по дорожкам дети водят кукол, осматривают с ними домики.
Занятие 2.Воспитатель на глазах у детей строит дом, рассматривает его с детьми, а затем разбирает. После этого строятся уже два дома: один строит взрослый, а второй — дети. Весь процесс строительства опирается на подражание действиям воспитателя. Затем воспитатель закрывает ширмой свой дом, строит к нему дорожку, открывает ширму и предлагает детям построить дорожку к их дому. Дети строят по образцу.
Занятие3. Воспитатель заранее строит дом, который показывает детям в качестве образца. Они строят дом под руководством воспитателя, который обращает их внимание на основные части дома, их расположение. Затем он вокруг своего дома строит забор, показывая, как ставить кубики в вертикальном положении. Дети строят по подражанию забор вокруг своего дома.
Занятие 4.В качестве образца детям дается готовый дом, дорожка к нему и забор вокруг. Детям предлагается воссоздать всю конструкцию по образцу.
Занятие5. Дети наблюдают, как нужно строить ворота: воспитатель располагает детали вертикально (как при строительстве забора), показывает, как делать перекрытие. Чтобы дети правильно могли сами определить расстояние между деталями, он специально показывает, как надо положить кубик для перекрытия к основанию ворот, чтобы расстояние между деталями было короче, чем длина кубика для перекрытия. Затем дети строят свои ворота по подражанию.
Занятие6. Детям предлагается по образцу построить дом, дорожку, забор, ворота.
На последующих занятиях важно научить детей строить ворота различной высоты и ширины в зависимости от их назначения: высокие ворота для больших матрешек, низкие — для маленьких; широкие ворота для большой машины, узкие — для маленькой и т.д. Такой вид занятий необходим, так как в будущем дети будут выполнять задания более сложного характера (например: «Построй дом такой, как этот, но высокий»; «Построй стулья, кровати такие же, но для больших кукол» и т.д.).
Необходимо предусмотреть и такие виды занятий, где дети учились бы приемам изменения конструкций по величине. Например, при постройке маленького и большого дома следует обращать их внимание на то, как можно увеличить конструкцию: накладыванием кирпичика на кирпичик, укладыванием нескольких кирпичиков рядом. Здесь могут быть действия детей и по подражанию, и по образцу.
Темой ряда занятий по конструированию является постройка мебели. В процессе ее воссоздания дети уже могут использовать полученный ранее опыт расположения прямоугольных кубиков горизонтально плашмя на плоскости, вертикально и горизонтально на более узкие стороны, укладывания кубиков друг на друга, прикладывания разных по форме кубиков друг к другу и т. д. Все эти приемы используются и при конструировании мебели: стула, стола, кровати, дивана. Самому процессу конструирования должно предшествовать рассматривание мебели: из чего она состоит, как располагаются части в пространстве, каково назначение предмета в целом. После этого воспитатель воссоздает конструкцию на глазах у детей, соотносит ее с реальным объектом, анализирует, после чего они конструируют (сначала по подражанию, потом по образцу из готовых деталей, отобранных воспитателем, а затем сами подбирают, исходя из образца).
В содержание работы по конструктивной деятельности включается и несколько видов построек лесенок. Детей необходимо научить создавать конструкции разной сложности, так как в будущем она включается в более сложные виды построек в качестве детали (например, горка с лесенкой, дом с лесенкой и т. д.). Сначала детей учат конструировать две ступеньки, затем постепенно увеличивают их количество, исходя из назначения постройки. Самое главное, чтобы дети усвоили принцип: первый ряд, уложенный на плоскости, должен быть больше
по количеству кубиков на один по сравнению с последующим верхним, как и следующий верхний по сравнению с предыдущим.
Навыки, полученные в действиях с крупным строительным материалом, дети должны перенести на действия с мелким строительным материалом, где также может быть конструирование по образцу и по подражанию, причем сначала образец может быть из мелкого строительного материала, а затем из крупного, а дети сами должны перенести этот образец на меньший объем.
Вся предшествующая работа поможет подготовить детей (даже к концу первого года обучения) к воссозданию конструкций по тексту, по словесной инструкции, так как они уже должны к этому времени не только владеть определенными конструктивными умениями, но и усвоить значение необходимого речевого материала, который органически включался в процесс обучения конструированию. Конструирование по тексту может начинаться как коллективный вид работы с крупным строительным материалом, а затем возможен переход к индивидуальным заданиям и работе с мелким строительным материалом.
В последующей работе по обучению детей конструированию основными приемами являются: обследование, анализ образца, словесное описание, реализация полученных ранее умений и навыков. Но во всех случаях при решении новых конструктивных задач используется частичный или полный показ в сочетании с самостоятельными действиями детей или действиями по образцу. В процессе конструктивной деятельности должен быть большой простор для решения проблемных задач (например, построить гараж, соответствующий по размеру двум машинам или более; построить комнату, где можно было бы разместить данную мебель, и т. д.).
В конструктивной деятельности значительное место занимает работа с использованием рисунка-образца, схемы. На первоначальном этапе детей надо учить составлять простые конструкции, не соответствующие каким-то реальным объектам. Это конструкции из трех-четырех кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге; затем сюда могут быть включены другие геометрические формы (призма, цилиндр и др.). Такие рисунки-образцы воспринимаются детьми без затруднений, они учатся их «читать» и реализовывать в объемные конструкции. На следующем этапе можно предлагать предметные рисунки-образцы, данные в цвете, а затем переходить к схемам-образцам (контурное изображение предметов).