Структура занятий по физическому воспитанию
Физкультурное занятие имеет три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части занятия организм ребенка постепенно подготавливается к предстоящей физической нагрузке большой мощности, которую получает в основной части занятия. Для этого в начале занятия используются строевые упражнения (построения, перестроения), разные виды ходьбы, бега и прыжков, упражнения на внимание и др. Основная часть занятия включает общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижную игру. Общеразвивающие и подводящие упражнения обеспечивают общую и специальную подготовку организма ребенка к большой физической нагрузке при выполнении основных движений. Комплекс общеразвивающих упражнений включает упражнения для разных групп мышц и подбирается в определенной последовательности: сначала упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук, затем для мышц туловища, последними выполняются упражнения для ног. Основные исходные положения при выполнении комплекса общеразвивающих упражнений — стоя, сидя, лежа на спине, на животе. Дозировка определяется на основании знания особенностей физического развития занимающихся детей.
При выполнении общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные предметы, которые дети могут держать в каждой руке (кубики, флажки, ленты), двумя руками одновременно (палки, мячи, обручи, скакалки), держаться всей группой за один предмет (большую веревку, связанную за концы
и растянутую в виде круга) или находиться на одном снаряде (например, на гимнастической скамейке). При выполнении упражнений детей располагают таким образом, чтобы они видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Вводя новое упражнение, воспитатель называет его, показывает исходное положение и выполнение, проговаривает с детьми название и выполняет его еще раз сам или привлекает к показу ребенка, затем за ним повторяют все дети.
С детьми в возрасте двух—четырех лет воспитатель выполняет упражнение вместе. Старших дошкольников пяти—семи лет нужно приучать двигаться по словесному объяснению и показу воспитателя. Поэтому воспитатель при повторе может сам не выполнять упражнение, а предложить выполнить его по названию и объяснению. Если дети не поняли объяснение или не запомнили название упражнения, воспитатель выполняет его вместе с ними два-три раза подряд.
Основные движения выполняются при фронтальном, поточном, групповом и индивидуальном способах организации детей. Дети двух—четырех лет выполняют движения одновременно всей группой или по одному, пяти- семилетние дошкольники — поточно или по подгруппам. При групповом способе организации занимающихся детей делят на подгруппы, одна из которых (сильная, хорошо успевающие дети) самостоятельно упражняется в закреплении движения (например, в метании на дальность), а другая в это же время под руководством воспитателя занимается совершенствованием другого вида движения (например, прыгает в длину с разбега). Затем группы меняются местами и выполняют те движения, в которых тренировалась параллельная подгруппа (те, кто прыгали — метают, а метатели — прыгают).
На одном физкультурном занятии в основной его части выполняется одно- два у младших и три-четыре у старших детей основных движения. Подбираются они с учетом разностороннего воздействия на организм, преимущественного влияния на разные группы мышц, степени интенсивности упражнения, этапов становления двигательного навыка (разучивание, закрепление, совершенствование). Одно физкультурное занятие включает основные движения, находящиеся на разных этапах усвоения (одно разучивают, другое закрепляют) или на этапах закрепления и совершенствования (все движения знакомые). Движения должны сочетаться таким образом, чтобы одно из них было высокой степени интенсивности, а другое малой (прыжок в длину с разбега и метание в цель) или оба движения средней интенсивности (пролезание между рейками пирамиды и спрыгивание со скамейки).
Подвижная игра завершает основную часть занятия, поэтому она выбирается с учетом ведущего в ней основного движения (например, в игре «Ловишки» ведущее движение — бег, в игре «Волк во рву» — прыжки). Основное движение в подвижной
игре должно сочетаться с основными движениями, изучаемыми на занятии, и быть хорошо усвоенным детьми для того, чтобы они могли выполнять его в быстром темпе и технически правильно. Подвижная игра предусматривает активное участие всех детей группы.
Двигательная активность детей к концу основной части физкультурного занятия снижается, и в заключительной части воспитатель обеспечивает постепенный переход к спокойному состоянию при сохранении у детей положительного эмоционального состояния. Заключительная часть занятия содержит игру малой подвижности (например, «Найди и назови», «Угадай, кто позвал» и т. п.), разные виды ходьбы. Длительность ее не более двух— четырех минут.
Физкультурные занятия с подгруппами детей, проводимые воспитателем параллельно с занятиями учителя-дефектолога (с одной подгруппой занимается учитель, а с другой в это же время воспитатель), имеют также три части: вводную, основную и заключительную, с постепенным увеличением физической нагрузки в основной части и снижением ее к концу заключительной. В содержание занятия также входят упражнения в разных видах основных движений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Содержание физкультурных занятий с подгруппой детей определяется с учетом их индивидуальных показателей физического развития и физической подготовленности на основании общего плана работы.
В течение учебного года проводятся контрольные занятия, на которых проверяется усвоение программы физического воспитания детьми каждой возрастной группы. Контрольные занятия организуются в конце месяца, квартала, полугодия, учебного года. Форма проведения контрольных занятий может быть различной: традиционной, по способу «круговой тренировки», «спортивный ералаш» и др. На контрольных занятиях проводятся обще-развивающие упражнения, выполняются основные движения, подвижные игры. Основное требование — соблюдение постепенного увеличения нагрузки при выполнении знакомых движений.
В начале, середине и в конце учебного года (в сентябре, январе и июне) проводится изучение физической подготовленности детей по показателям прыжка в длину с места, метания на дальность правой и левой рукой, бега на 10 м. с хода, лазанья по гимнастической стенке, статического и динамического равновесия. Изучение физической подготовленности организуется во время, отведенное для физкультурных занятий по расписанию группы, и проводится в физкультурном зале или на участке детского сада. По результатам обследования составляются сводные таблицы на группу детей (отдельно для каждой возрастной группы), показатели сравниваются с нормативами для данного возраста. В групповом уголке для родителей оформляют стенд с показателями физического развития и физической подготовленности детей, где отмечают их достижения в начале, середине и в конце учебного года.
На основании обследования определяется содержание физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности каждого ребенка.